поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
18 сентября 2017  распечатать

Василий Щипков

Регионализм как идеология глобализма

В начале 2017 года в издательстве МГИМО МИД России увидела свет монография Василия Щипкова "Регионализм как идеология глобализма". В книге рассматриваются вопросы о том, что представляют собой современные движения регионалистов, отличаются ли они от сепаратистов, какие культурные и философские оправдания они использую, а так же какие идеологические цели преследуют.

В 2012 году – во время митингов "за честные выборы", прокатившихся в тот период в российских регионах, – среди разнообразных транспарантов с политическими лозунгами, которые демонстрировали митинговавшие, мелькали единичные и мало замеченные флаги "свободной Ингерманландии" и "свободной Карелии", "свободной Сибири", "Урала", а также казачьих землячеств, поморов и других сообществ. В этот период в социальных сетях открылся десяток групп, объединивших сторонников подобных регионалистских движений. Стали появляться тематические сайты, выходить книги и брошюры, проходить конференции, посвящённые конструированию новых регионалистских идентичностей в России.

Идеологами этих движений навязывался тезис о том, что Российская Федерация является "московской империей", которая "подавляет" и "унижает" свои регионы. Если до этого такая идея нередко возникала среди элит в российских национальных республиках, то регионалисты попытались распространить её на регионы с преобладающим русским населением, что потребовало усиленного конструирования новых народностей, новых региональных идентичностей (поморы, ингермандландцы, сибиряки, рособалты и т.д.). По задумке, появление и укрепление таких идентичностей позволит ослабить не только русскую идентичность, но и идентичность общероссийскую, ядром которой традиционно является русская, что послужит децентрализации и "демократизации" России. Перечисляются политические акции протеста, которые осуществили регионалисты в российских регионах.

В это же время регионалисты попытались заявить о себе в информационном пространстве и начали устраивать политические акции. Если марш "За федерализацию Сибири" обсуждался в федеральных СМИ, то многочисленные другие акции не обсуждались широко. Среди них, например, участие петербургских "ингерманландцев" в местных митингах "за честные выборы", попытки сделать из образа К. Г. Маннергейма икону петербургского регионализма, пикет карельских регионалистов в Петрозаводске в поддержку начинавшегося украинского "майдана", установка "кёнигсбергскими" регионалистами флага ФРГ на здание калининградского управления ФСБ, поездки лидеров российских регионалистских движений на бурлящий майдан с лекциями о своей борьбе с "московской империей".

Регионализм в этот период начал уверенно входить в так называемую либерально-протестную информационную повестку дня в России. Однако после начала в Донбассе движения за автономию в 2014 г. тема регионализма резко перестала быть востребованной в протестной повестке дня в России. Регионалисты, сами того не желая, фактически оказались на стороне Донбасса, на стороне крымского референдума о присоединении к России. Возникшее идейное противоречие парализовало российских регионалистов. Они не смогли в тот период создать консолидированное политическое движение в России, к чему стремились.

Тем не менее до сих пор движения регионалистов всё ещё существуют, а конструирование новых идентичностей продолжается, и не только в России. Что же такое регионализм и как он связан с глобализмом? Регионализм – многозначное понятие. Регионализм может быть локальным и наднациональным, культурным и политическим. Сам этот термин употребляется и в политологии, и в географии, и в культурологии.

В представляемой книге на регионализм предложено посмотреть одновременно под двумя углами зрения: как на технологию, которая направлена на конструирование нового облика региона (об этом мы только что говорили) и в то же время – как на идеологию, которая воодушевляет эту технологию. Это идеология культурной, экономической и политической независимости региона в современном глобальном мире. Первое вытекает из второго: социокультурные технологии действуют и применяются сообразно мировоззренческим установкам.

Как социокультурная технология регионализм напоминает ребрендинг регионального культурного ландшафта, то есть изменение восприятия региональных образов местным населением. Регионализм создаёт и даёт новые трактовки местным географическим и архитектурным особенностям, топонимике, биографиям местных исторических деятелей и региональной истории. Конкретным культурным механизмам, участвующим в конструировании нового образа региона и особой региональной идентичности, посвящены центральные главы книги. В них рассматривается, как из Калининграда регионалисты хотят сделать город Канта, а из калининградцев особых русских, как сибиряков превратить в отдельный этнос, почему в Петербурге появляются сторонники героизации отдельных гитлеровских союзников и как использовать столкновение региональной и общенациональной идентичности для создания базы будущих социальных протестов.

Однако ключевой вопрос, который поднимается в книге, – какие идеологические основания лежат в основе регионализма? Для того, чтобы ответить на него, мы предложили сравнить регионализм с национализмом, предположить, что регионализм – это "младший брат" национализма, одна из его современных форм. Национализм – идеология, обслуживающая функционирование национального государства современного типа (nation state) со времён Вестфальского мира. В сферу национализма входит обширный комплекс вопросов, связанных с конструированием национальной идентичности, которая состоит из исторической памяти, культуры, этноса, языка, экономики, этики. После того, как появились и укрепились национальные государства, был сформирован современный мировой порядок, главным элементом которого по-прежнему является национальное государство. Наш мир является "миром национальных государств", а крупнейшей организацией в мире, соответственно, – Организация Объединённых Наций. Важно также отметить, что национализм с самого начала боролся с имперским сознанием.

По этой аналогии выстраивают свою концепцию современные теоретики регионализма. Регионализм – это формирующаяся идеология, обслуживающая функционирование региона (локального и надгосударственного) как политического субъекта поствестфальского глобального мира. В его сферу входят те же вопросы, что и в национализм – от социокультурных до политических. Однако регионализм конструирует не классическое государство, а его новую форму, которую называет "регионом", и стремится к построению нового мирового порядка – "мира регионов".

Слово "регион" входит в регионализм со всеми своими значениями и разновидностями. Регионом может считаться область в составе государства, региональная организация или региональное объединение. Регион в идеологии регионализма означает любую пространственную единицу, не являющуюся государством, но претендующую на присвоение части государственного суверенитета. Как однажды национальное государство бросило вызов империям, регионализм готовит поход против государства и государствоцентричного сознания. Регионализм оспаривает основные функции и права государства и стремится присвоить их себе, – от трансляции идентичности до монополии на применение силы. Очевидно, что такая борьба с государством на идеологическом уровне может принять форму затяжного противостояния и станет ещё одним направлением международной политики в будущем.

Признаки этого процесса можно наблюдать уже сегодня: не только в появлении множества регионалистских движений, но и в самой современной культуре и этике. Приведём один пример: сегодня зачастую наиболее "приемлемым" и "хорошим" объявляется либо локальный патриотизм, либо космополитизм. Быть патриотом отдельного укромного городка или объявлять себя гражданином мира более престижно, чем патриотом Русского мира. Патриотизм в масштабе крупного исторического государства современный политический язык часто называет негативно – "имперскими амбициями".

Ключевой посыл, который озвучивается в книге и отражён в названии, заключается в том, что регионализм может стать одним из идеологических элементов глобализма – комплекса идей в поддержку глобализации. Глобализм слишком многосоставен, чтобы мог называться единой идеологией. Глобализм – это, скорее, набор идеологий из разных сфер. На закон и право глобализм чаще всего смотрит через либерализм; на экономику – через капитализм; на человека – через гуманизм и трансгуманизм; на принципы территориального устройства глобального мира – через регионализм.

Все эти идеологии обладают общей чертой: они поощряют максимальную индивидуальность (в правах, в труде, в ценностях, в идентичности), но запрещают их монополию и навязывание другим. Этот принцип проистекает из постмодернистской философии, преследующей своей целью отмену авторитетов и вертикалей, дробление пространства на бесконечные автономные секторы. Такое дробление поощряется постмодернизмом в области истории, этики, религии, культуры, идентичности, а также в области территориального устройства.

Из этого постмодернистского принципа рождается регионализм. Каждый регион в регионализме – это отдельный мир, мирок, потенциальная микроцивилизация, где формируется своя "уникальная идентичность". Житель такого нового региона является одновременно и космополитом, поскольку такой регион экономически и политически включён в глобальную систему, и новым дикарём, потому что регионализм позволяет информационно замкнуться в своём маленьком мирке, сконструированном неомифологиями. Регионализм – это право на самоопределение народа, доведённое до предельной степени. За "регионом" в регионализме скрывается идея "постгосударства" – легко конструируемого, ситуативного, виртуального, не привязанного жёстко к конкретной территории.

Сегодняшние регионалисты состоят из кабинетных учёных, которые предрекают кризис государства, и реконструкторов-романтиков, которые творят собственные мифологические регионы-миры. Завтра к ним могут присоединиться политики, если увидят перспективы этой идеологии в обслуживании интересов глобализма и транснационального капитала. С этой точки зрения регионализм несёт в себе ряд серьёзных угроз не только бытию национального государства, но и культурному, политическому и историческому мироощущению современного человека.

Таким образом, можно утверждать, что регионализм – это способ десакрализовать идею национального государства и национального суверенитета легальным путём; это "постсепаратизм"; это конструирование новой региональной идентичности и отказ от идентичности общегосударственной; это методика конвертирования локального патриотизма в политический протест; это, наконец, попытка навязать новый язык геополитики.


Щипков В.А. Регионализм как идеология глобализма // Концепт: философия, религия, культура. 2017. № 3 (3). С. 44-49.

*Текст перепечатан с единичными изменениями, согласованными с автором.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Василий Щипков

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

22.02.2018

В московском парке "Зарядье" в День защитника Отечества расскажут о святом адмирале Федоре Ушакове

Лавров предостерегает от вовлечения Православных церквей в политические игры

Главный раввин России предостерег от опасностей пересмотра истории

Скончался фронтовик Леонтий Брандт, освобождавший узников "Освенцима"

Определены финалисты конкурса "Лето Господне"

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России

При участии Синодального комитета по взаимодействию с казачеством пройдет конференция "Революционные события 1917 года и судьбы русского казачества"

21.02.2018

СМИ: известный проповедник Билли Грэм скончался в возрасте 99 лет

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

14.02.2018

Камертон:
Михаил Корниенко
Украина. Мирный молебен за продолжение гражданской войны

13.02.2018

The Bell:
Тихон Шевкунов: "Если бы Серебренников попросил меня о встрече, я бы безусловно не отказал"

11.02.2018

РИА Новости:
Антон Скрипунов
Патриарх Иоанн Х: храмы в Сирии восстанавливаются, несмотря на войну

09.02.2018

Иваново-Вознесенская епархия:
Игумен Виталий (Уткин)
Игумен Виталий (Уткин). "И абие ринуся из превысокого храма своего": Святость или самоубийство?

08.02.2018

В досье дипломата:
Владислав Гулевич
"Христиане остаются самой преследуемой религиозной общиной в мире"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты