поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
08 июня 2016  распечатать

Сакральная география России: Мнения священнослужителей

Источник: Regions.Ru

Александр Щипков, и.о. первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, опубликовал на портале "Ум+" статью "Сакральная география России: от Херсонеса до Соловков". Он, в частности, пишет:

"Два года назад нам повезло. Херсонес, сакральная точка русской культуры, вернулся в Россию вместе с Крымом и его жителями. Это был момент национального пробуждения и какого-то нового, а точнее, хорошо забытого старого трепетного отношения к родной земле. Национальное чувство обрело новые краски, по всей России люди начали легко узнавать "своих" и больше доверять друг другу. Это сработали механизмы регенерации национальной идентичности. Огромную роль в этом процессе сыграла наша сакральная география, которая Херсонесом только открывается...

Но, к сожалению, крымский импульс пока во многом остается локальным. Да, это была незабываемая встреча и с собственной историей и с разлученной частью народа, но ведь Херсонесом наша сакральная география не исчерпывается. Разве мы можем забыть о Михайловском, о Бородинском поле, Мамаевом Кургане, Ганиной яме, Исаакиевском соборе, Чудовом монастыре? И конечно о Соловках...

Каркас национальной идентичности представляет собой огромный географический "пояс". Важно, чтобы все его звенья были прочно сцеплены между собой и ни одно не выпадало...

Чтобы жить полной жизнью, святыня должна находиться в исторически органичной для нее среде и выполнять исторически характерные для нее функции, а не превращаться в большой законсервированный сувенир для туристов. Метакультурное пространство должно "дышать" историей – продолжать быть тем, чем оно было изначально...

Физическое состояние культурного объекта не влияет на его сакральную значимость: равно важны и блистательный Исаакиевский собор, и Чудов монастырь, которого в данный момент нет, но который обязательно восстановим. Наше гражданское служение и любовь к национальной культуре требуют всемерных усилий по восстановлению этого бесценного фонда".

Из этих общих положений должны следовать конкретные выводы, настаивает Александр Щипков, – скорейшие меры, призванные остановить десакрализацию Соловков и Валаама, de facto превращенных в объекты "дикого" палаточного туризма, а также Бородинского поля и окрестностей Михайловского, ставших зонами коттеджного строительства; возвращение Исаакию статуса одного из главных соборов Русской Церкви (а не музея с маятником Фуко) – и т.п. Он также убежден, что политические усилия укрепить эту "духовную географию", предпринимаемые сверху, должны иметь мощную поддержку снизу, потому что "посередине", среди чиновников, нет ни должного понимания этой задачи, ни готовности брать на себя ответственность за ее выполнение. "Время поставило перед Россией выбор: или страна и народ берутся за решение большой исторической задачи или процессы энтропии берут свое, и Россия сползает к украинскому сценарию", – предупреждает журналист.

"Какие еще важнейшие точки "духовной географии" России вы бы назвали? Как общество может способствовать их сохранению?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

Положение сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Потому что действительно есть такие места, куда приезжают не только православные с паломническими целями, но и светские туристы, для которых эти памятники значимы в своем роде, – как Соловки, Херсонес, Исаакиевский собор. Есть места, куда светские люди ездят куда меньше, чем православные, это многочисленные монастыри – тот же Дивеевский и другие, куда едут именно чтобы помолиться Богу, поклониться мощам, иконам. Есть еще места, которые вызывают интерес у иностранцев и всех наших граждан: Троице-Сергиева лавра, Покровский монастырь с мощами святой Матроны. То есть эти места привлекательны и очень важны для всех, – при том, что людей с общекультурными интересами больше, чем практикующих православных.

Конечно, должно подключаться государство. Например, Соловки с бытовой точки зрения в ужасном состоянии. Фактически местное население делает бизнес на отсутствии конкуренции, условия для паломников и туристов ниже среднего. Есть несколько гостиниц, которые заламывают цены, не соответствующие сервису, а местное население предоставляет такие условия, что просто стыдно. И вот этим могло бы заняться государство со своей стороны, – то есть создать достойные условия. То же касается инфраструктуры Крыма, который под Украиной не был серьезным центром туризма, потому что по сервису уступал Турции, Греции.

А если заняться оборудованием мест отдыха на должном уровне, это привлечет и паломников, и светских туристов. Эти места станут привлекательнее не в силу отсутствия конкуренции, а потому что туда приятно съездить человеку со своим духовными потребностями и получить обслуживание на современном уровне и по соответствующим ценам.

Очень часто эксплуатируется название места, тогда как уровень приема не соответствует. Так что это вопрос совместных усилий со стороны государства и Церкви. Вот на Валааме почти не осталось местных жителей, остров фактически под контролем монастыря, и это пошло ему на пользу: монастырь хорошо отреставрирован, открылись новые скиты, заповедник развивается. Можно Валаам взять за образец. Дивеево тоже восстановлено с нуля не за государственные деньги, как и Троице-Сергиева лавра. Так что Церковь активно участвует, но совместные усилия были бы лучше. Это привлекло бы многих людей помимо православных: они увидят, что наши духовно-культурные центры не хуже, чем в других странах, – а людям сегодня есть с чем сравнить. Тогда и престиж этих мест повысится, и "сакральная география" будет значима для всего населения страны.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

Мне кажется, "сакральная география" России не должна быть географией, связанной с историческими артефактами. Пусть они и сакральные, но это дело прошлого, а настоящая "сакральная география" – это сама Церковь, поэтому важно, совершается ли Литургия применимо к важным точкам нашей земной истории и географии.

Национальное истинное христианское пробуждение возможно через настоящее воцерковление и осуществление соборности – не только на словах, но и на деле. А это невозможно без воцекровления народа. Поэтому определять, какие точки и где они исторически значимы, находить средства на их содержание, заниматься их рекламой – это все хорошо. Но это должно быть связано и с тем, чтобы жизнь Церкви в настоящем осуществлялась не только применительно к исторически значимым местам и датам, но и к современному русскому человеку. Именно в этом истинный смысл.

Иерей Святослав Шевченко

Настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске

Мне кажется, об этих географических точках нужно говорить не только в отношении всей России, но и каждого региона.

У нас в Амурской области тоже есть свои места, где произошли события, изменившие ход истории. Это, например, Албазино – населенный пункт, с которого, по сути, началось освоение Дальневосточных земель. Там была крепость, которую обороняли от манчжур наши русские казаки. Это место, где сейчас стоит Триумфальная арка – там святитель Иннокентий Вениаминов встретил графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, прибывшего с прекрасной новостью – о подписании Айгунского договора, благодаря которому все левобережье Амура перешло Российской империи без единого выстрела. Потом они пошли крестным ходом к первому храму города Благовещенска, ныне восстановленному (он находится на территории Кафедрального собора), и установили там флагшток, на котором развивался такой же, как и сейчас, российский триколор. Для Амурской области это знаковые места, и я согласен с Александром Владимировичем – без прошлого нет будущего.

Если мы не будем обращаться к страницам своей истории, – быть может, даже и к каким-то ее ошибкам, – многое потеряем. Многие исторические события похожи, и мы можем брать со своих предков примеры смелости, взвешенности решений. Об этом можно и нужно разговаривать, включать в современную дискуссионную повестку дня.

Что такое родина? – это место твоего рода, непрерывающаяся связь поколений. В каждом регионе есть места, которые необходимо популяризовать, обращать внимание чиновников на их состояние. Если общественность будет молчать, они попросту исчезнут с лица земли.

В нашей области на месте захоронения казаков-первопроходцев установили новые памятники. На территории Благовещенского Кафедрального собора был восстановлен самый первый храм. Найдено место, где стоял флагшток, который устанавливали Муравьев-Амурский и святитель Иннокентий – правда, сейчас он железный, а раньше был деревянным. Восстановлена Триумфальная арка, которую тоже можно назвать визитной карточкой города. Эти места посещают школьники, туристы. А если не зарастет "народная тропа" к памятникам великих людей, к местам великих событий, их не забудут. Ну и конечно нужно создавать документальные фильмы, организовывать различные выставки со старинными фотографиями, больше об этом писать.

Мы можем легко потерять то, что наши предки собирали такими усилиями, поливая эту землю кровью и потом. А на наши регионы, в особенности, на Дальний Восток, уже есть "покупатели" – это Китай, Япония, другие страны, для которых очень привлекательна богатая дальневосточная земля. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы наше историческое самосознание было целостным, чтобы восстановить связь времен, которую мы потеряли.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

Я с глубочайшим уважением отношусь к заместителю Владимира Романовича Легойды – Александру Владимировичу. Его размышления об истории России, нашем отечестве и об особенностях его бескрайней территории заслуживают пристального внимания.

Наша страна и наш народ, как никакой другой, за минувшее столетие пережил историческую катастрофу, разрыв исторической памяти. Это катастрофа национальная, общенародная, мировоззренческая.

Мне кажется, нельзя считать себя образованным человеком (независимо от религиозных убеждений), не прочитав, например, Новый Завет – самую тиражируемую книгу в истории всего человечества. Наверное, нельзя считать себя и вполне русским, не побывав в тех местах, о которых упоминает Александр Владимирович. Но он говорит не о том, что надо везде побывать, а о том, что визиты бывают разными. И вот это, на мой взгляд, самое важное.

Все эти удивительные места "сакральной географии" есть у всего народа, но кроме того, у каждого человека есть свои особые связи с отдельными местами. Так что сакральность имеет конкретный адрес, который не могла сменить эпоха безбожия, гонения и уничтожения каждого, кто чувствовал связь с этими сакральными адресами. Это, конечно, та религиозная основа, на которой некогда выросла вся европейская цивилизация и в частности русский народ.

Речь не только об иноческих архипелагах – таких, как Валаамский или Соловецкий, не только о центрах экономической колонизации или духовного просвещения отдаленных регионов, а затем всей России, не только о величественных постройках – таких, как упоминаемые в статье Исаакиевский собор или Успенский собор Московского Кремля, но и о местах славы народа. Мы знаем: все события воинской славы, сколь-нибудь значимые события в истории народа произошли благодаря силе духа русского воина. И, когда мы говорим о сакральной географии страны, я не вижу смысла перечислять все места – наверное, это будет однобоко и неправильно, потому что их действительно очень много – от купели в Херсонесе до храма Христа Спасителя или секретного расстрельного Бутовского полигона НКВД.

Мне хочется сказать о первооснове этой сакральной географии, о том, что в Евангелии называется камнем, где стоит сакральное здание, на котором строится и все остальное. Этот камень – Христос. И, если мы не вернемся сегодня к тому пониманию основы нашего бытия, которое было у наших предков, вся великая сакральная история, сакральная география превратится в туристические объекты, фотографии, сувениры и поток людей, которые услаждают свой взгляд, но сердце их не отзывается – об этом, на мой взгляд, и пишет автор.

Еще одной сакральной ценностью в истории нашей страны всегда была семья. Россия всегда была семейной, многодетной страной, поэтому ничто ей было не страшно. Неслучайно в плане "Ост" основной упор относительно восточных территорий делается, прежде всего, на разрушение семьи. И средства все описаны. Можно сегодня посмотреть на уличную рекламу, содержание телевизионных программ, зайти в интернет, чтобы понять – семья разрушается. Все, что написано в плане "Ост", реализуется. И основой упор делается на разрушение нравственности.

Иерей Вячеслав Кочкин

благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки

Каждый поселок, где есть храм, или был когда-то, как раз то сакральное место, откуда начала развиваться жизнь на селе, образовался город или какой-то населенный пункт. Это любой храм, где совершается Божественная Литургия, происходит чудо Евхаристии, люди объединяются в единую семью, становятся братьями и сестрами по духу и по крови. Любой верующий, который посещает храм, скажет: место, где он стоит в нем, для него свято. Там человек проводит время, которое хочет посвятить Богу.

А вообще "сакральная география" – очень интересный термин, и над этим нужно поразмышлять. Но что тревожит – мы находимся на том историческом и временном отрезке, когда нам и в самом деле нужно решать: можем ли мы восстановить культурное, духовное единство нашего народа, – действительно ли мы в единой культурной исторической среде или все-таки разошлись во взглядах? Вот это очень интересный вопрос, который нужно обсуждать. Думаю, однозначно на него никто не ответит, потому что есть и примеры возрождения духовности, и ее полного отсутствия.

Трудно связывать тот или иной этап возрождения национальной идеи, духа с каким-то конкретным местом, хотя действительно для нас знаковые места и Херсонес, и Бородино, и Куликово поле, и Мамаев Курган, и Курская Дуга – там наш народ максимально проявил свои духовные качества. Я бы обязательно добавил к этому списку и научные центры, без которых невозможно представить нашу страну. Культурная основа государства и наши театры. Все это нужно учитывать, потому что культура может быть разной.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

Духовная география – понятие очень широкое. Я все-таки считаю, что "духовное" – прежде всего, священное, церковное. Именно это входит в понятие "сакральное пространство" – пространство в широком смысле литургическое. Не только то место, где служилась Литургия (хотя это имеет первостепенное значение), но и то, где совершилось крещение, связанное с таинствами жизни Церкви. С этой точки зрения любое место, где совершалось таинство, уже сакральное пространство. Не только место Крещения Руси, колыбель трех народов – украинского, русского и белорусского, но и любой храм, даже провинциальный и заброшенный, – уже сакральная точка. Это известно не только человеку верующему, но даже людям, далеким от Церкви, которые считают себя если и не атеистами, то, по крайней мере, людьми нецерковными. Они тоже чувствуют: любой древний храм, – даже с уже проваленным куполом, с испорченной колокольней, с растущими на крыше березами – священное место.

С другой стороны, для нас святы и места, которые связаны с жизнью нашей страны, с происходившими там историческими, военными, политическими и культурными событиями. Это уже другое понятие духовности – то, что мы называем патриотизмом. Эти места тоже дороги сердцу каждого русского человека, и к ним тоже нужно относиться благоговейно.

Но я бы не стал противопоставлять такое отношение к этим священным местам "палаточной жизни" – а я прекрасно понимаю, что имел в виду Александр Владимирович – алкоголь, а иногда блуд и прочие вещи, ассоциирующиеся с туристической жизнью. Это просто говорит о том, что туристов тоже необходимо воцерковлять. У меня есть замечательный опыт воцерковления молодежи, которая, живя в палатках, с благоговением и трепетом относится и к местам, связанным с историей Церкви, где были древние храмы, да и просто культурные объекты. Они у этих молодых людей тоже вызывают чувство благоговения и восторга.

И в этом я вижу некоторое противоречие: если мы хотим, чтобы почитание таких мест шло не "сверху", а "снизу", чтобы к ним с трепетом относилась молодежь, без "палаточной темы" не обойтись. Люди ездили на Соловки не потому, что хотели там "гульнуть" – их привлекала древность этого места, его особая роль в истории. И поэтому, мне кажется, не стоит противопоставлять палаточную жизнь сакральности таких мест, скорее, нужно воспитывать молодежь – быть может, именно там.. Если это, предположим, Соловки, можно организовать миссионерские экскурсии, рассказать оказавшимся там людям, почему это место связано с историей нашего отечества, о страданиях тех, кто жил там – дабы пробудить некое благоговейное чувство.

Я вспоминаю эпизод из замечательного фильма "А зори здесь тихие" – про туристов, оказавшихся там, где сражались девушки. Он подтверждает: палаточная жизнь не противоречит трепетному отношению к памяти предков, к подвигу нашего народа.

Ну а чиновники, на мой взгляд, должны быть посредниками между народом и властью, стараться не допускать конфликтов на этих территориях.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

Я бы хотел поблагодарить за хорошую деятельность Русское географическое общество. Это очень серьезная организация, которая на серьезном исследовательском и научном уровне проводит большую работу, благодаря ей мы начали видеть по ТВ прекрасные программы о нашей стране.

В духовном и религиозном направлении тоже можно было бы поработать с этой организацией. Конечно, наше министерство культуры реализует разные проекты, но объем работ очень большой, а отдельно выделенной категории на эту тему в министерстве нет. И раз в обществе есть такая потребность, надо нам подумать, как это лучше сделать.

Я вижу и радуюсь тому, что все больше россиян интересуется историей своей страны, это хорошо. И мы, религиозные деятели, должны что-то делать. Например, недавно в Общественной Палате РФ мы проводили слушания на тему религиозного туризма в странах СНГ. Это очень важно. Мы не раз посещали особо значимые места для христиан, мусульман и представителей других традиционных религий в странах СНГ. Эти места надо развивать и поддерживать. Тут нужна серьезная работа религиозных и светских организаций, которые в своей деятельности занимаются именно облагораживанием территории.

И еще нам нужно найти консенсус, – а то бывает так, что светские и религиозные институты не могут поделить какой-то исторический объект. В итоге до сих пор по многим пунктам не могут найти общий язык. И важно, чтобы все традиционные конфессии могли вести эту работу, потому что мы многонациональное и многорелигиозное государство.

Для мусульман России, конечно, важны многие места в Крыму. В Дербенте есть захоронение сорока сподвижников пророка Мухаммеда, важен для нас город Булгар в Татарстане. Много таких мест в стране, о которых можно и нужно говорить.

Фатых-хазрат Гарифуллин

муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России

Я считаю, надо совмещать приятное с полезным. Культурный и религиозный туризм может быть общим, приносить прибыль и, главное, нести просвещение.

Про Бородинское поле, например, действительно очень больно слышать, как кромсают территорию под коттеджи чиновники и бизнесмены. Бородино – это же такая глубочайшая история, которую надо сохранять. Это вклад в духовно-патриотическое воспитание. Ведь можно организовать туда со всех регионов России поездки школьников, или отбирать для поездки только отличников для мотивации. К глубочайшему сожалению не проводится такая работа. Например, у нас в Тюмени я не слышал, чтобы кого-то возили в Бородино, а это сыграло бы огромную воспитательную роль для школьников, особенно когда у нас проблемы с Украиной и вопрос о сохранении нашей истории стоит очень остро.

Грустно, что наш народ относится к историческому и культурному наследию не с должным уважением, позволяя себе, например, мусорить, осквернять памятники. Не знаю, сколько лет должно пройти, чтобы перевоспитать людей. Вот почему в Европе такого нет? Там очень строго следят за чистотой и сохранностью, и никто себе не позволит бросить бумажку на землю.

Недавно в Казани проходил VII Всероссийский форум религиозных деятелей, в котором участвовали представители всех регионов страны. Нас возили на экскурсию в древний город Булгар, где сохранились развалины старой мечети, мавзолей – все это бережно восстанавливают. И я помню, как на открытии Московской соборной мечети наш президент говорил, о планах строительства Болгарской исламской академии. Вот отличный пример сотрудничества государства и религии с целью сохранения духовного, культурного и исторического наследия.

Семен Лившиц

Председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом"

В России есть не только православные святыни, но и буддийские (например, в Бурятии), католические, мусульманские, иудейские. В числе последних – Казанская синагога, Большая хоральная синагога в Москве, Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге. Их тоже нужно сохранить.

В Орле это здание синагоги, построенное в 1912 году, и отнятое советской властью в 1924-м. Это тоже памятник архитектуры, память о наших предках. А возвращение к своим корням даст мощный импульс еврейскому населению.

Кроме того, такие места охотно посещают туристы, знакомясь с особенностями архитектуры, внутреннего и наружного ансамбля. Это необходимо, чтобы представители разных национальностей, вероисповеданий могли больше узнать об особенностях других религий.

Большое значение имеют, конечно, и всероссийские культурные и религиозные объекты, о которых говорит Александр Щипков. В их сохранении должно быть заинтересовано и государство, оказывая всяческую помощь при поддержке религиозных общин. Но здесь есть нюанс: православные церкви и соборы – федеральная собственность, а здание синагоги, которое передается в ведение иудейской общины, не будет собственностью государства. Но это все равно памятник архитектуры, поэтому, я думаю, государству нужно помогать в его реконструкции или восстановлении – пусть и частичным финансированием.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

То, что у нас есть определенные святыни, места, связанные с жизнью великих подвижников и с исторической памятью, замечательно известные монастыри, – это безусловный факт. И об этих местах обязательно должно заботиться государство, продвигая и прославляя наше культурное наследие на международном уровне. И еще есть ЮНЕСКО – организация, которая также занимается охраной памятников культуры, в том числе и религиозных памятников.

Так что это проблема, прежде всего, государственная, и общественность должна помогать государству в определении и сохранении таких памятников. Государство должно прилагать определенные усилия по возвращению религиозных объектов, монастырей и храмов, имеющих историческое значение, в руки Русской Православной Церкви, а не оставлять их в собственности только государства в качестве музея. И я со Щипковым могу согласиться в необходимости такой заботы.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Александр Щипков

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты