Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_105386.html


28 октября 2014

Татьяна Ковалькова

Охапкинские чтения

В Доме Державина 12 и 13 октября 2014 года состоялись первые Охапкинские Чтения. Эта, отреставрированная целиком усадьба, была выбрана для юбилейных Чтений неслучайно. Олег Охапкин (1944-2008) является первым лауреатом Державинской премии, учреждённой в 1995 году. Весьма характерно, что премия не получила своего развития. Вслед Державину Охапкин оказался единственным обладателем громкого поэтического голоса, кроме того не сложился и теоретический концепт премии. Отчасти учреждение Охапкинских Чтений имеет целью опытным путём обнаружить пути формирования такого концепта в будущем.

Александр Щипков. Портрет Олега Охапкина работы Натальи Жилиной. Фото Татьяны Горд

Чтения сразу сложились как международные и вызвали самый живой отклик у участников конференции. Сторонних наблюдателей практически не было, и два дня прошли в тёплой, дружественной обстановке. Личность Олега Охапкина явилась в новом миротворческом духе. Весьма неожиданно потянулись от неё, как от энергетического узла, множество интереснейших для исследования тем, касающихся не столько второй культуры, сколько философского контекста культурного пространства.

Дом Державина. Фото Татьяны Горд

Так, например, в докладе профессора Татьяны Игошевой (Новгородский университет) "Принцип прозрачности в лирике О.Охапкина" текстологически доказательно обнаружилась связь Охапкина с родоначальником этого принципа в русской поэзии – Михаилом Лермонтовым и вслед за ним – Блоком. Интересно и то, что в итоге подразумевает этот принцип: прозрачность материального мира для духовного взгляда поэта. Это редчайший дар.

Книги Олега Охапкина. Фото Татьяны Горд

Славист из Кембриджа Жозефина фон Цитцевитц в своем сообщении "О.Охапкин: между поэзией и догмой" очень точно определила причину отстраненности Охапкина

Любовь Щипкова и Татьяна Охапкина. Портрет фотографа Бориса Смелова работы Натальи Жилиной. Фото Татьяны Горд

от советской культуры, но в то же время и его отдельное стояние в своей среде – неофициальной культуры.

Митя Шагин. Фото Татьяны Горд

Именно его, отдельно стоящего, заметили и выбрали для себя молодые псковские поэты Евгений Шешолин, Мирослав Андреев, Всеволод Рожнятовский, которые в конце девяностых годов сами стали заментым явлением в литературной жизни.

Охапкинские чтения в Доме Державина 12-го октября 2014 года. Фото Татьяны Горд

Об этом на Чтениях было два доклада – поэта Дмитрия Прокофьева (Псков) и Всеволода Рожнятовского.

Поэт Буковская Тамара. Фото Татьяны Горд

Блестящие текстологические исследования сделали итальянские гости: поэт и переводчик Аннелиза Аллева (Ключевые слова в поэзии О.Охапкина), славист Марко Саббатини (Мотив разлуки в итальянских стихах О.Охапкина) а также петербургский литературный критик Борис Рогинский (Стихотворение О.Охапкина "В среде молчания". Неудавшийся комментарий.)

Поэт Петр Брандт. Фото Татьяны Горд

Чтения, тем не менее, не вылились в сухую академическую конференцию. Друзья поэта выступали эмоционально, но жанра доклада придерживались. Их сообщения носили общекультурный характер и представляли именно поэтому чрезвычайную ценность для славистов и филологов как "первоисточники". Из первых рук о круге Охапкина, актуальных темах того времени размышляли поэт Тамара Буковская и художник Валерий Мишин, поэт Сергей Стратановский, поэт Слава Лён (Москва), филолог Ольга Сокурова, литературный критик Андрей Арьев, искусствовед Эра Коробова, поэт Наталья Гранцева.

Поэт Сева Рожнятовский. Фото Татьяны Горд

Три выступления на этих Чтениях не поддаются классификации. Политолог из Москвы (родившийся в Петербурге) Александр Щипков, он же автор послесловия к новой книге Олега Охапкина "Философская лирика" (выпущенной к Чтениям) убедительно показал, что архаика Охапкина (и в поэтической речи и в приверженности классической традиции) – авангардна.

Поэт Сергей Стратановский. Фото Татьяны Горд

Вдова поэта, журналист Татьяна Ковалькова, описала одну архетипическую черту русского характера, выраженную с одинаковой пронзительностью у Олега Охапкина и поэта старшего поколения Михаила Сопина (ставшего известным благодаря жизни в Вологде). Речь шла о сострадании в их гражданской лирике. На Чтениях присутствовала и вдова поэта – Татьяна Сопина.

Поэт Слава Лён. Фото Татьяны Горд

Выступление-коллаж из гражданских текстов Олега Охапкина получился у поэта и режиссёра Максима Якубсона. Драматургически выстреннное им поэтическое повествование показалу ту Россию, которая не является объектом купли-продажи. Это образ России вечной.

Славист Марко Саббатини. Фото Татьяны Горд

По итогам круглого стола (второй день конференции) наметились темы и на будущее: творческая (не только личная) приемственность (не заимствование!) Охапкина у Бродского; О.Охапкин и Н.Козырев – взаимовлияние учёного и поэта; Охапкин и поэты XVIII века; Батюшков и поэты Охапкинского круга; Данте – надвременный собеседник О.Охапкина; идеи и личность Гумилёва в позднем творчестве О.Охапкина; Охапкин как литературный редактор самиздатовского журнала "Община" и многие другие.

Татьяна Ковалькова-Охапкина. Фото Татьяны Горд

Была и художественная часть у этой конференции. Она открылась выставкой работ большого друга Олега Охапкина выдающегося художника нашего времени – Натальи Жилиной. Силовое поле её работ во многом определило тон конференции, сформировало новый контекст для много раз пережитых тем и сюжетов. Экскурсию по выставке (им же отобранных "брутальных" работ мастера) провёл сын художницы, он же и прежний издатель Олега Охапкина – художник Дмитрий Шагин.

Татьяна Сопина. Фото Татьяны Горд

Завершилась же конференция поэтическими чтениями. Прослушав в записи авторское чтение Олега Охапкина, далее за овальным державинским столом, в двухсветной огромной зале, неспешно, по десять минут каждый читали: Аннелиза Аллева, Всеволод Рожнятовский, Сергей Стратановский, Жанна Сизова, Пётр Брандт, Тамара Буковская, Валерий Мишин, Слава Лён, Борис Лихтенфельд, Максим Якубсон, Елена Пудовкина. Это было настоящее торжество поэзии, как в былые квартирные, подпольные времены. И вновь поэзия явила себя "надеждой миру".

РЕКЛАМА