Татьяна Ковалькова Охапкинские чтения В Доме Державина 12 и 13 октября 2014 года состоялись первые Охапкинские Чтения. Эта, отреставрированная целиком усадьба, была выбрана для юбилейных Чтений неслучайно. Олег Охапкин (1944-2008) является первым лауреатом Державинской премии, учреждённой в 1995 году. Весьма характерно, что премия не получила своего развития. Вслед Державину Охапкин оказался единственным обладателем громкого поэтического голоса, кроме того не сложился и теоретический концепт премии. Отчасти учреждение Охапкинских Чтений имеет целью опытным путём обнаружить пути формирования такого концепта в будущем.
 | Александр Щипков. Портрет Олега Охапкина работы Натальи Жилиной. Фото Татьяны Горд |
Чтения сразу сложились как международные и вызвали самый живой отклик у участников конференции. Сторонних наблюдателей практически не было, и два дня прошли в тёплой, дружественной обстановке. Личность Олега Охапкина явилась в новом миротворческом духе. Весьма неожиданно потянулись от неё, как от энергетического узла, множество интереснейших для исследования тем, касающихся не столько второй культуры, сколько философского контекста культурного пространства.  | Дом Державина. Фото Татьяны Горд | Так, например, в докладе профессора Татьяны Игошевой (Новгородский университет) "Принцип прозрачности в лирике О.Охапкина" текстологически доказательно обнаружилась связь Охапкина с родоначальником этого принципа в русской поэзии – Михаилом Лермонтовым и вслед за ним – Блоком. Интересно и то, что в итоге подразумевает этот принцип: прозрачность материального мира для духовного взгляда поэта. Это редчайший дар.
 | Книги Олега Охапкина. Фото Татьяны Горд |
Славист из Кембриджа Жозефина фон Цитцевитц в своем сообщении "О.Охапкин: между поэзией и догмой" очень точно определила причину отстраненности Охапкина  | Любовь Щипкова и Татьяна Охапкина. Портрет фотографа Бориса Смелова работы Натальи Жилиной. Фото Татьяны Горд | от советской культуры, но в то же время и его отдельное стояние в своей среде неофициальной культуры.
 | Митя Шагин. Фото Татьяны Горд |
Именно его, отдельно стоящего, заметили и выбрали для себя молодые псковские поэты Евгений Шешолин, Мирослав Андреев, Всеволод Рожнятовский, которые в конце девяностых годов сами стали заментым явлением в литературной жизни.  | Охапкинские чтения в Доме Державина 12-го октября 2014 года. Фото Татьяны Горд | Об этом на Чтениях было два доклада – поэта Дмитрия Прокофьева (Псков) и Всеволода Рожнятовского.
 | Поэт Буковская Тамара. Фото Татьяны Горд |
Блестящие текстологические исследования сделали итальянские гости: поэт и переводчик Аннелиза Аллева (Ключевые слова в поэзии О.Охапкина), славист Марко Саббатини (Мотив разлуки в итальянских стихах О.Охапкина) а также петербургский литературный критик Борис Рогинский (Стихотворение О.Охапкина "В среде молчания". Неудавшийся комментарий.)
 | Поэт Петр Брандт. Фото Татьяны Горд |
Чтения, тем не менее, не вылились в сухую академическую конференцию. Друзья поэта выступали эмоционально, но жанра доклада придерживались. Их сообщения носили общекультурный характер и представляли именно поэтому чрезвычайную ценность для славистов и филологов как "первоисточники". Из первых рук о круге Охапкина, актуальных темах того времени размышляли поэт Тамара Буковская и художник Валерий Мишин, поэт Сергей Стратановский, поэт Слава Лён (Москва), филолог Ольга Сокурова, литературный критик Андрей Арьев, искусствовед Эра Коробова, поэт Наталья Гранцева.
 | Поэт Сева Рожнятовский. Фото Татьяны Горд |
Три выступления на этих Чтениях не поддаются классификации. Политолог из Москвы (родившийся в Петербурге) Александр Щипков, он же автор послесловия к новой книге Олега Охапкина "Философская лирика" (выпущенной к Чтениям) убедительно показал, что архаика Охапкина (и в поэтической речи и в приверженности классической традиции) – авангардна.
 | Поэт Сергей Стратановский. Фото Татьяны Горд |
Вдова поэта, журналист Татьяна Ковалькова, описала одну архетипическую черту русского характера, выраженную с одинаковой пронзительностью у Олега Охапкина и поэта старшего поколения Михаила Сопина (ставшего известным благодаря жизни в Вологде). Речь шла о сострадании в их гражданской лирике. На Чтениях присутствовала и вдова поэта – Татьяна Сопина.
 | Поэт Слава Лён. Фото Татьяны Горд |
Выступление-коллаж из гражданских текстов Олега Охапкина получился у поэта и режиссёра Максима Якубсона. Драматургически выстреннное им поэтическое повествование показалу ту Россию, которая не является объектом купли-продажи. Это образ России вечной.
 | Славист Марко Саббатини. Фото Татьяны Горд |
По итогам круглого стола (второй день конференции) наметились темы и на будущее: творческая (не только личная) приемственность (не заимствование!) Охапкина у Бродского; О.Охапкин и Н.Козырев – взаимовлияние учёного и поэта; Охапкин и поэты XVIII века; Батюшков и поэты Охапкинского круга; Данте надвременный собеседник О.Охапкина; идеи и личность Гумилёва в позднем творчестве О.Охапкина; Охапкин как литературный редактор самиздатовского журнала "Община" и многие другие.
 | Татьяна Ковалькова-Охапкина. Фото Татьяны Горд |
Была и художественная часть у этой конференции. Она открылась выставкой работ большого друга Олега Охапкина выдающегося художника нашего времени – Натальи Жилиной. Силовое поле её работ во многом определило тон конференции, сформировало новый контекст для много раз пережитых тем и сюжетов. Экскурсию по выставке (им же отобранных "брутальных" работ мастера) провёл сын художницы, он же и прежний издатель Олега Охапкина – художник Дмитрий Шагин.
 | Татьяна Сопина. Фото Татьяны Горд |
Завершилась же конференция поэтическими чтениями. Прослушав в записи авторское чтение Олега Охапкина, далее за овальным державинским столом, в двухсветной огромной зале, неспешно, по десять минут каждый читали: Аннелиза Аллева, Всеволод Рожнятовский, Сергей Стратановский, Жанна Сизова, Пётр Брандт, Тамара Буковская, Валерий Мишин, Слава Лён, Борис Лихтенфельд, Максим Якубсон, Елена Пудовкина. Это было настоящее торжество поэзии, как в былые квартирные, подпольные времены. И вновь поэзия явила себя "надеждой миру". Источник:
|