поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
27 февраля 2014  распечатать

Светлана Галанинская, Евгений Белжеларский

"Когда-нибудь мы будем дома..."

С 16 по 23 февраля в Москве состоялся 16-й фестиваль Содружества поющих рок-поэтов "Даждь". В этом году он проходил на трех замечательных площадках: в культурном центре "Гармония, в клубе Арт'Эриа" (крипт храма Святителя Николая на Трех Горах, давно зарекомендовавший себя как один из неформальных культурных центров) и в книжном магазине "Гиперион".

Юлия Теуникова

16-й Фестиваль содружества поющих рок-поэтов "Даждь", – совсем не юбилейный, но от того не менее чудесный. Название нынешней "главе" организаторы Дмитрий и Анна Студеные выбрали многозначительное – "Зеркала". Для людей, интересующихся российской рок-культурой со времен советского андеграунда, оно говорит со многом. Тут и рок-самиздатовское "Зеркало", и группа "Зеркало мира", и одноименная песня, и не менее известная "Комната, лишенная зеркал"... Если кто-то думает, что это полный список ассоциаций, он наивный человек.

Константин Золотарев

Очевидно, что участники и организаторы не занимаются специально выуживанием из прошлого ВСЕХ греющих душу аллюзий. Но это даже хорошо: ведь спонтанная перекличка лучше придуманной. Как известно, в этом мире случайностей нет.

Что касается эпиграфа к фестивалю, то в в прошлом году им стала цитата из Ивана Ильина, а теперь фестиваль предваряют слова рок-классиков : "Поэт умывает слова, возводя их в приметы, подняв свои полные ведра внимательных глаз" (Александр Башлачев) и "Голос Поэта снова зовет вас заглянуть в зеркало мира" (Константин Никольский).


Елена Анпилогова

У "Даждя" серьезный возраст. И хотя сегодня он, как всякое явление живого творчества, обречен жить на культурных руинах, процессы роста все-таки идут своим чередом.

По духу, традициям, интонациям фестиваль наследует скорее 80-м, чем 90-м и "нулевым". И это правильно. Ведь, как известно, в поэзии преемственность и влияние чаще прослеживаются в "шахматном" порядке – через поколение. А тот факт, что Даждь-содружество – явление именно поэтического рока, с уклоном в бардовскую и фолк-традицию, – не вызывает сомнений.

Мария Фроловская

Впрочем, фестивальный формат, да простит нам читатель это неприличное слово, не стоит на месте. Обычно ведь участники подбираются по формальному признаку – те, кто играет рок-музыку. В данном же случае критерии иные – содержательные. На афише и билетах стоит девиз "Даждь-содружества", по-своему очень обязывающий: "Для тех, кто выбирает Живой Свет". Основатель Содружества и организатор фестиваля Дмитрий Студеный условием участия считает отсутствие в песнях "чернухи" и нецензурной лексики. Условие выполнимое. А также разумное и достаточное.

Тимофей Яровиков

Как здесь не вспомнить Блаженного Августина, слова которого тоже прекрасно подошли бы в качестве девиза: "В главном – единомыслие, во второстепенном – свобода, во всем – любовь".

Почему именно так?

Дело в том, что хотя большинство участников концертов – воцерковленные православные люди, путь на Даждь-сцену не закрыт всем, чье творчество не идет вразрез с христианскими принципами. Здесь есть католики, баптисты и даже изредка попадаются люди иных вероисповеданий.

Уникальность фестиваля еще и в том, что он объединяет несколько поколений. Возраст участников – от 20 с небольшим до 50. Зрителей – от детсадовцев до пенсионеров. Но не нами сказано, что люди делятся на поколения не по вертикали, а по горизонтали.

Анна Псурцева

Безусловное достижение фестиваля – его уникальная атмосфера. Какая-то в хорошем смысле не от века сего, а местами даже и не от мира. С какой-то почти семейной теплотой. Почти все участники знакомы друг с другом, а у зрителей всегда есть возможность подойти к музыкантам, поблагодарить и задать вопросы. Именно на "Дажде" впервые засветились те, кто сегодня уже очень известен: например, Алексей Вдовин, Павел Федосов, Елена Анпилогова.

Новые открытия случаются каждый год. И на этот раз мы услышали и увидели таких замечательных музыкантов. Например, Константина Золотарева, не похожего абсолютно ни на кого на современной рок – и бард-сцене. Со сказовой манерой и дивным инструментом о двух грифах и расширенной деке: полугитарой-полугуслями. Его социально-фольклорно-православные распевы балансируют на грани светлого юродства. Которое является абсолютным антиподом тотального маскарада "постмодернистской относительности". Образ реки-времени, с другого берега которой зовут лирического героя умершие предки, действует гипнотически и заставляет задавать правильные вопросы.

Тимофей Яровиков, лидер группы "Сердце дурака" из Белоруссии, также запомнился многим. "Немосковским духом повеяло", – сказал после его выступления организатор Дмитрий Студеный. Есть в этой музыке рок-н-ролльная бескомпромиссность, которой в Москве нынче побаиваются или считают устаревшей. Слышны в ней и традиционные для нативного рока темы – пути-дороги (когда "кормят ноты и ноги"), музыкантского братства. Часть публики, выросшая на музыке раннего "Аквариума", ощутимо вздрогнула при звуках гитары и губной гармошки Тимофея.

Елена Анпилогова, играющая на "Даждь" – событиях, с 2000-го года, в очередной раз порадоваля своей яркой и проникновенной лирикой. Ее лирическая героиня – маленький человек в жерновах современной постхристианской цивилизации. Хрупкая, искренняя, выбирающая в качестве стратегии выживания всемирную отзывчивость, детскую непосредственность и житейскую мудрость. Редчайший для нашего времени исконно христианский тип. Это дорогого стоит.

Удивительно взрывным и мощным оказалось выступление Марии Фроловской ("Травы ветра"). Есть такое ощущение внутренней свободы, которое дает только истинная вера. И тогда весь мир расстилается скатертью: "Садись на любой автобус, сойди на любом вокзале, когда-нибудь мы будем дома!"

Дебютантка большой сцены фестиваля Анна Псурцева – филолог-переводчик из Мосвы, самая молодая участница, запомнилась. пожалуй, прежде всего студентам и школьникам. Это совершенно иная эстетика, граничащая с постмодерном: "Ведь если мы умрем, то только понарошку, от тоски или от смеха, – еще неизвестно". Отсюда и вольное интонирование стихов Юнны Мориц, и экспрессивная образность (елочная гирлянда, похожая на терновый венец), и некоторое недоверие слушателя, возникающее в ответ на пожелание нуворишам: чтобы "камни небесные разбили ваши особняки". Но сет Анны закончился словами "Бросить все – и уйти за Тобой". И это ко многому обязывает.

Особо хочется отметить тех, кто играет на "Даждь"-фестивалях с конца 90-х и до сих пор. Это Александр Логунов, Юлия Теуникова, Сергей Канунников и многие другие. Их замечательные сеты оказались для остальных участников своеобразными мастер-классами. И если творчество многих участников вполне можно считать частью некоторой субкультуры, то песни Юлии Теуниковой, например, уже давно являются примером ярчайшего индивидуального стиля и высокого профессионализма в современной музыке. И новая пронзительная песня Теуниковой "Время ожидания", заставившая разномастную публику просто замереть до последнего аккорда, – очередное тому подтверждение. Грустно только, что музыканты такого уровня, потенциально способные собрать и "пробить" любой зал, играли на "Дажде" перед сравнительно небольшой аудиторией.

Вообще камерность фестиваля можно считать одновременно его плюсом и минусом. Организаторам можно пожелать лишь побыстрее преодолеть некоторую закрытость и более активно воздействовать на культурную повестку. А реальным и потенциальным зрителям – не пропустить следующий "Даждь"-сезон.

Источник: 

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Светлана Галанинская

Евгений Белжеларский

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

26.01.2022

Лекторий "Крапивенский 4": встреча со Слободаном Стойичевичем
Zoom, 26 января 2022 года, 18:00-19:00

16.01.2022

Щипков. "Церковный год. Основные итоги"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 207

15.01.2022

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили проблемы и перспективы восстановления канонического присутствия Русской Православной Церкви на Африканском континенте

14.01.2022

Священник Георгий Максимов: переход александрийских клириков в Русскую Православную Церковь возможен по каноническим причинам

12.01.2022

Лекторий "Крапивенский 4": встреча со священником Георгием Максимовым
Zoom, 12 января 2022 года, 18:00-19:00

04.01.2022

В Cретенской духовной академии прошла четвертая конференция научного центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова "Проблемы методологии богословских и патристических исследований"

Ректор Российского православного университета митрополит Крутицкий Павел назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова под Вязом г. Москвы

31.12.2021

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

01.11.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы журнала "Forbes France"

Русская народная линия:
Иеромонах Паисий (Новожёнов)
"Десакрализация жизни Церкви в пособиях для воскресных школ"
Отзыв на методические материалы для учителя, IV ступень в УМК "Приходская школа "под ключ"" диакона Ильи Кокина

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты