Худиев Сергей О Пророках и троллях Источник: Фома Тролль сказочное, и, обычно, недоброе существо из скандинавской мифологии, персонаж саг и сказок, попавший оттуда в литературу, фильмы и компьютерные игры. Многие из нас впервые познакомились с троллями в сказках замечательного (и глубоко христианского) датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Вы наверняка помните его "Снежную Королеву" и историю про "Зеркало Троллей":
"Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля у него была своя школа рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.
Теперь только, говорили они, можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!
И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны, ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало".
В наши дни слово "тролль" приобрело еще одно значение интернет-хулиган, который развлекается, оскорбляя людей и провоцируя длинные, бессмысленные и ожесточенные перепалки. Но у интернет-троллей есть много общего с "зеркалом троллей" Андерсена. Троллинг бывает разный но очень часто он указывает на (реальные или предполагаемые) грехи и пороки жертв. Тролли не просто пошло хулиганят, но обличают зло почти как пророки, с которыми они себя иногда даже сравнивают.
Пророки, действительно, говорили своему народу много очень резких и тяжелых слов; современный интернет полон гневных обличений и яростных упреков. Нам с большой охотой сообщают, какими негодяями и подлецами мы окружёны; стороны в конфликтах вываливают друг на друга тонны компромата достоверного или нет, да кто будет подробно разбираться. Любое неудачное, ошибочное, или даже просто вырванное из контекста высказывание разносится по тысячам блогов с восторженными комментариями "посмотрите люди добрые, какой же идиот и мерзавец!"
В чем разница между пророческим обличением и тиражированием компромата? Интуитивно ясно, что это разные вещи хотя вторая может прикидываться первой но как эту разницу обозначить? Попробуем это сделать.
Прежде всего, мы можем отметить разницу в мотивах, в целях. Цель пророческого обличения это примирение, восстановление отношений с Богом и, благодаря этому, правильных отношений между людьми. "Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. (Иер.2:19) Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты Господь Бог наш. (Иер.3:22)"
Цели тролльских нападок другие заткнуть рот оппоненту, показать, что человек он дурной, глупый и аморальный, и слушать его не стоит. Ни о каком примирении не идет и речи речь идет о победе, о, по крайней мере, символическом, уничтожении противника, изгнании его из пространства общественной дискуссии и лишении его права голоса. Что могут сказать нам эти про-(или анти) правительственные уроды? Да они же все патентованные мерзавцы, воры, растлители, убийцы и негодяи!
Другая цель утверждение своей принадлежности к группе, "я тоже ненавижу этих мерзавцев следовательно, я свой", я принят в соответствующих кругах, которые и формируются по принципу "дружбы против".
Еще один мотив скорее психологический. Бремя моей собственной вины, беспокойство о том, а правильно ли я живу, гораздо легче нести, уверив себя, что я живу в окружении мерзавцев. Ведь на этом-то фоне я совсем неплох! Кругом негодяи и уроды значит и мне многое позволительно. На этом фоне я в любом случае выгляжу очень прилично. Не я такой, жизнь такая.
Пророки всегда исходят из существования нормы, должного, правильного положения дел, при котором люди хранят верность единому истинному Богу и по правде и милости поступают друг с другом, особенно с наиболее уязвимыми членами общества "бедным, пришельцем, сиротой и вдовой". Пророки стремятся утвердить эту норму. Даже если в своей полноте норма и не будет осуществлена, именно она является целью, к которой должно стремиться. За пророческим обличением стоит видение общества, каким оно должно быть.
Цель троллей разрушение нормы. Это видно потому, каким яростным нападкам подвергаются все, кто пытаются говорить о норме Церковь особенно, но не только. Тезис, который они пытаются утвердить, выглядит примерно так "все, кто говорят о норме дурные люди, лицемеры, обманщики; следовательно, верить им нельзя; следовательно нормы никакой нет". Можно, конечно, возразить, что судить кого-либо можно только от имени какой-то нравственной нормы но это слишком длинная мысль для тролля.
Такое бывает не только у нас в других странах люди, говорящие о норме будь то известный проповедник слова Божия, подвижница милосердия или просто человек известный чистой, нравственной жизнью тоже живут в окружении противников, настойчиво желающих уличить их хоть в чем-то, чтобы воскликнуть вот видите, нет никакой нормы и правильности, они все лицемеры! А люди, которые действительно оказываются лицемерами, всегда могут быть уверены, что СМИ и блоги сделают им самую широкую рекламу.
Пророки видят зло на фоне того добра, которое это зло портит их противление злу исходит из любви к благу, как нас ужасает пятно на любимом лице. Зло угрожает чему-то важному и бесконечно дорогому отношениям с Богом, справедливости и милости между людьми и пророки противятся ему именно поэтому. "Иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную... Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились... (Иер.2:2-5)".
Зло, грех и порча в человеке, в обществе, в народе Божием воспринимаются как дыра, как паразит на чем-то хорошем и от него надо избавиться, чтобы освободить это хорошее. Грех обличают затем, чтобы высвободить в грешнике потенциального святого; единственная причина, по которой Пророки, Господь и Апостолы обличают грех это любовь к грешникам, которые являются драгоценными в очах Божиих человеческими существами, призванными к покаянию, спасению и вечной жизни.
Взгляд троллей как это гениально замечено Андересеном не видит вообще ничего доброго. Люди, на которых они обращают внимание, всегда являются законченными уродами, в которых нечего одобрить, нечему порадоваться и нечего спасать. Это взгляд из ада. Любое сообщество (движение, страна, община) судится по наихудшим своим представителям, человек по наихудшим своим высказываниям, более того, любые его действия и высказывания интерпретируются исходя из той данности, что он законченный мерзавец и все, что он может говорить или делать, продиктовано самыми низменными мотивами. Тролли ничего не могут исправить, потому что и не хотят исправлять.
Чтобы исправить что-то, нужны, как минимум, два условия вы должны хотеть это исправить и верить в возможность такого исправления. Чтобы хотеть исправить что-нибудь от испорченной вещи до испорченных отношений вы должны верить, что эта вещь или эти отношения стоят того, чтобы быть восстановленными. Вы не хотите просто выбросить их и заменить другими; вы цените их достаточно для того, чтобы прилагать усилия. Вы также должны верить в то, что такое восстановление возможно иначе вы никогда не приступите к делу. Во взгляде пророков всегда присутствует любовь и надежда; у троллей не бывает ни того, ни другого. Человек, полагающий, что "пора валить из этой страны" никогда ничего не сделает для страны полезного просто потому что не находит ее стоящей усилий.
В нашем обществе и уж точно в русской сети нет недостатка в троллях, зато есть острая нехватка пророков. Не пророков в буквальном смысле, конечно, как людей получивших непосредственное откровение от Бога, "пойди и скажи этому народу", а людей, которые могут говорить правду Божию, правду, которая исходит из любви и надежды и ищет примирения, а не вражды, которая хочет исцелять, а не уязвлять, восстанавливать, а не разрушать.
Но еще одно отличие пророков от троллей тролли всегда действуют толпой, "все побежали и я побежал", все перепостили гадость про какого-то неприятного нам человека и я перепостил. Пророк показывает пример личного выбора, который совершается в одиночестве и тишине, перед Богом, в ответе на Его личный призыв. Он не бежит за толпой он внимательно прислушивается. "На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне (Авв.2:1)". Сам Господь Иисус показывает нам пример, удаляясь для молитвы в пустынные места.
Троллинг, как образ действий, как взгляд на мир и друг на друга проникает и в православную среду это особенно заметно в ситуации конфликтов, когда вместо желания спокойно разобраться в происшедшем, без злобы к кому-либо и с состраданием ко всем, люди делятся на два лагеря болельщиков, каждый из которых подзуживает "свою" сторону, как дурные подростки, которые подталкивают назревающую драку "Да он тебя все равно что козлом обозвал! Да я бы уже полчаса как дрался! Неужели ты ему спустишь? Да он потом тебя вообще!". Естественно, никто не желает выслушивать стороны и разбираться в том, что же произошло на самом деле. Рассмотрение деталей может ослабить нашу уверенность в том, кто тут законченный мерзавец, и подорвать нашу решимость. Но нам стоит приобрести другую решимость учиться у Пророков, Апостолов и самого Господа. Только так мы сможем принести какую-то пользу если мы хотим ее принести.
|