поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
18 января 2013  распечатать

Лев Майский, рассерженный прихожанин

Рождественское эссе на тему светскости

Как Владимир Лукин творчески развил идеи вождя мирового пролетариата

Выйдя из состояния рождественской умиротворенности, я обратил свой взор на друзей и знакомых. В особенности на тех, кто намеревается составить мне компанию в "Клубе рассерженных прихожан". Обсуждать церковные, околоцерковные и совсем не церковные проблемы они еще только собираются, но в окружении домочадцев мысли у них пока исключительно семейные.

Что до меня, то я, хотя тоже человек семейный, имею одну дурную привычку. Не могу долго обойтись без чтения газет, а также еженедельников, новостных лент, блогов и иже с ними. На меня защитники свободы слова и всех прочих свобод могли бы смело ссылаться как на образцового потребителя оной свободы. Но потреблять надо осторожно. Качество продукта – вопрос наиважнейший...

Открыл я тут на днях "НГ-Религии" и наткнулся на большое интервью, которое дает газете уполномоченный по правам человека Владимир Лукин "Политика лезет в душу". Материал, как сказано в подзаголовке – "о проявлениях клерикализации, перегибах в борьбе с экстремизмом и защите верующих". Все три темы, признаюсь, не могли меня не зацепить. С азартом начинаю читать, и что же? Вначале с удовлетворением отмечаю, что автор материала, ответственный редактор "НГР" Андрей Мельников вспомнил печальные события прошлого года. И привел мнение тех, кто считает, что "Россия отходит от принципов светского государства и в стране нарушается принцип свободы совести".

Ваш покорный слуга и сам не раз говорил об этом друзьям-прихожанам. Но дальнейшее развитие темы, признаться, повергло меня в смятение. То, что имел в виду я, и то, что подразумевают под светскостью и свободой совести участники интервью, – как оказалось, "две большие разницы".

Мне трудно представить, чтобы группа православных иерархов, мирян или профессоров богословия написала президенту открытое письмо, в котором бы сетовала... ну, скажем, на "ползучую атеизацию" или, допустим, "дарвинизацию". Согласитесь, нонсенс. А вот академики-атеисты написали такое письмо о православных верующих. Увы, не только отдельные академики, но и некоторые политики предпочли бы сделать нашу страну антиклерикальной. Но чтобы при этом она по-прежнему называлась "светской". Например, мне приходилось читать, что верующий якобы не может быть оскорблен по религиозному признаку. То есть на защиту 282-й статьи УК РФ он может не рассчитывать, хотя та же 282-я бережет граждан от национальной, социальной и прочих видов ненависти. Доказательства? Пожалуйста. Защитники Pussy, справедливо сетуя на суровость приговора (тюремный срок), так и не признали за девушками очевидного разжигания религиозной розни (которое в подобных случаях должно караться штрафом).

Еще пример. Церкви вменяли в вину "клерикализацию общества" и пытались запретить высказываться на общественно-политические темы. Хотя Церковь как всякая общественная организация имеет право это делать, а также распространять свое влияние и увеличивать число сторонников (это называется "миссионерством"). О намерении Михаила Прохорова ограничить верующих "Религиозным кодексом" я даже и не говорю, и так все понятно. Какая уж тут свобода?

Но интересно, что было нарушено в этих случаях помимо свободы совести? Принцип светскости. Он самый. Понимаю, звучит непривычно. Слишком давно отклонение мы считаем нормой.

А дело-то в том, что светское государство – не религиозное и не антирелигиозное. Оно вообще не анти – какое бы то ни было. Оно равно удалено от всех учений и идеологий – религиозных, атеистических, гностиченских, агностических (принцип свободы совести). Тогда как антиклерикализм – в частности, отрицание права верующих на публичную точку зрения, – как раз и нарушает этот принцип светского государства.

Но это я так рассуждаю. А вот что имеет в виду Владимир Лукин, который по должности обязан присматривать, хорошо ли у нас соблюдаются права граждан. Корреспондент "НГ" напоминает ему о 95-й годовщине большевистского декрета "О свободе совести и о церковных и религиозных обществах" (он же Декрет об отделении Церкви от государства). На что Лукин реагирует следующим образом: "если наложить текст декрета на Конституцию России (1993 год) и Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" (1997 год), то мы увидим, что в них присутствуют в том или ином виде все тринадцать пунктов декрета".

Прав ли господин уполномоченный? О да. И можно было бы поблагодарить его за честную констатацию факта: большевистский декрет, дискриминирующий верующих (на минуточку!) действует у нас до сих пор. Вдумайтесь: через 22 года после отмены пресловутой 6-й статьи и почти официальной декоммунизации. Все эти годы права верующих продолжают нарушаться. Печальный факт, согласитесь. Ощущение при этом такое, будто православных и иных верующих решили под шумок лишить права на постсоветское наследство. То есть права на реабилитацию и признание нанесенного ущерба. Попросту говоря, поспешили вычеркнуть из списков "жертв режима". Несмотря на тысячи взорванных храмов и расстрелянных священников.

Однако блюститель прав и свобод Лукин совсем не печалится. Оказывается, большевистский декрет был – ни много ни мало – "правовым актом строящегося светского государства в России, начальная точка которого в Феврале 1917-го года". Помилуйте, господин Лукин! Как же так можно? Какая такая "начальная точка"? Февральская революция провозгласила ровно то, что хотела провозгласить. Там не было фигур умолчания. И ничего похожего на большевистский декрет актами Временного правительства не утверждалось.

Одно дело "свобода совести", совсем другое – научный материализм и диктатура пролетариата. Одно дело равенство конфессий и идеологий, другое – "отделение Церкви". А почему тогда не "отделены" носители других идей?

Но у Лукина своя логика. Хотя господа Керенский, Милюков и проч. с господином уполномоченным наверняка не согласись бы. А ведь Лукин – человек образованный и уважаемый, создатеоль вполне респектабельной партии "Яблоко". Обидно.

Так что же случилось у нас в стране с понятием светскости? Беда в том, что в России, в отличие от просвещенного забугорья, это понятие по-прежнему приравнивается к антиклерикализму и атеизму. Что Владимир Лукин нам и демонстрирует. Ленинский расчет превратился у нас в грубейшую ошибку. Или это новый расчет? Не знаю.

Внимание, вопрос. Был ли СССР светским государством? Разумеется, нет. СССР был государством идеократическим, а конкретно атеистическим. Как раз светскостью (сиречь идейной равноудаленностью) в строго юридическом смысле там и не пахло. Зато прослеживались элементы сциентистского (в основе неоязыческого) государственного культа. Для сравнения. Современные Польша, Италия, Израиль, США – несмотря на огромную популярность в этих странах католических, иудейских, протестантских религиозных воззрений, – государства, безусловно, светские.

Нет, правильно говорил булгаковский профессор: не надо читать за обедом советских газет. Но поскольку других газет у нас по-прежнему не водится, что и доказал нам, вдохновившись пламенным ленинским декретом, блюститель прав человеческих Владимир Лукин, – то никаких не надо читать. По-моему, так.

Нельзя, от жизни отстанешь – возразят мне (и уже возражают) чуткие товарищи. Что ж, выход один: самим писать прессу. Для начала надо придумать, что называется, контент. Вот этим-то и займется наш "Клуб рассерженных прихожан" в ближайшие месяцы. Если у кого-то уже есть советы и предложения, можно присылать прямо сейчас по адресу lev@religare.ru. На все ваши письма мы обязательно ответим.

С Крещением вас, мои дорогие!

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Лев Майский

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

11.11.2019

Русская Православная Церковь проведет в Москве крупнейший форум по благотворительности

Еврейский музей и центр толерантности празднует семилетие

10.11.2019

Щипков. "Два типа идеологии"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 109

08.11.2019

В Русской Православной Церкви считают невозможным дальнейшее поминовение Александрийского патриарха

В Сретенской семинарии обсудили искусственный интеллект с точки зрения науки и Церкви

В России установят пять памятников жертвам Холокоста за пять дней

На главный храм Вооружённых сил РФ установлен первый купол

Вопрос совместного использования Андроникова монастыря РПЦ и Музеем Рублева по-прежнему актуален – Минкультуры РФ

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

12.11.2019

Александр Щипков
Читая поэму Олега Охапкина "Бронзовый век"

30.10.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Священник Александр Мазырин
В чем заблуждается Патриарх Варфоломей. О сути, причинах и путях преодоления современного кризиса межцерковных отношений

23.10.2019

РИА Катюша:
"Мы будем думать": родительские организации сорвали блицкриг лоббистов закона о домашнем насилии в Госдуме

21.10.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXIII Всемирного русского народного собора

16.10.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты