Дмитрий Анохин В Замоскворечье за счет московского бюджета отреставрированы два богослужебных здания Источник: Церковный вестник 7 декабря финишировали предусмотренные планом текущего года реставрационные работы на двух знаковых замоскворецких зданиях: на колокольне Храма Ивана Предтечи что под Бором и на Храме иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Источник финансирования в обоих случаях московский городской бюджет, хотя средства выделялись по двум разным каналам.
Знаменитая колокольня второй половины XVIII в. архитектурная доминанта всей Пятницкой улицы вошла в программу реставрации фасадов исторического центра "57 улиц". Ждавший несколько десятилетий серьезных восстановительных работ объект культурного наследия федерального значения приведен в порядок практически за месяц. Оговоримся, правда, что специалисты Реставрационно-строительной компании "Возрождение" работали только на фасадах (по сложившейся в Москве практике бюджетные деньги не расходуются на восстановление элементов интерьера и внутреннего храмового убранства). Но сделано все равно немало: воссоздан исторический облик шпиля, заново перекрыт медью купол с главкой и с "яблоком", обновлены штукатурка и кирпичная кладка, усилены стены, методом инъектирования устроена гидроизоляция.
"Строго говоря, город не обязан тратить на это бюджетные деньги. По общемировым меркам поддержание архитектурных памятников в надлежащем состоянии забота их владельцев или пользователей, и фактически мы могли бы ограничиваться вынесением предписаний находящемуся здесь Патриаршему подворью, рассказал ЦВ советник руководителя столичного Департамента культурного наследия Николай Переслегин. Но московские власти так никогда не поступят. Ведь фасады исторического центра формируют городскую среду, настроение и общее впечатление от российской столицы, и придание им должного вида наша общая задача".
Еще один объект культурного наследия федерального значения Скорбященская церковь (зодчие Василий Баженов и Осип Бове) вошла в другую городскую программу возмещения затрат религиозным организациям в связи с проведением ремонтно-восстановительных работ. "Церковный Вестник" подробно рассказывал о соответствующей практике выделения бюджетных средств, получившей в 2012 году новую форму субсидий. Храму по Большой Ордынке, 20, выделены субсидии в размере свыше 20 миллионов рублей. Потрачены они в основном на придание первоначального колористического облика фасадам. Как поведала главный архитектор проекта реставрации руководитель 6-й мастерской Центральных научно-проектных и реставрационных мастерских Министерства культуры РФ Ирина Калугина, решить эту задачу оказалось не так-то просто: пришлось расчищать большое количество слоев старой краски, грунтовки и штукатурки, удалять повредившие белокаменную облицовку фрагменты позднейших цементных включений, заменять проржавевшие компоненты оригинальных дверей. Серьезным оказалось состояние нескольких колонн, особенно контактировавших с металлом фрагментов. Фактически профинансированные посредством городских субсидий работы стали первым этапом комплексной реставрации всего храма, который последний раз капитально ремонтировался в 1948 году перед возобновлением здесь богослужений. В следующем году планируется завершить воссоздание колокольни и некоторых капителей, которые пока остаются в лесах и под маскировочной сеткой.
"Мы планируем привлекать спонсорские средства на продолжение работ. Но без структур городской власти комплексное воссоздание таких объектов вряд ли возможно. Да, наверное, это было бы и неправильно: Москва наш общий дом, и все мы сообща отвечаем за то, чтобы нам было в нем комфортно, резюмировал в комментарии для ЦВ настоятель Храма иконы божией Матери "Всех Скорбящих Радость" председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Сегодня у нас есть предварительное согласие Департамента культурного наследия на участие в реставрации фасадов храма черниговских чудотворцев Михаила и Феодора, приписным к которому является церковь Иоанна Предтечи под Бором. В аварийном состоянии также входящий в здешнее Патриаршее подворье странноприимный дом, совместное решение по которому еще предстоит найти".
|