RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
26 ноября 2012 Светлана Галанинская Из царства гармонии в царство Любви Протоиерей Димитрий Смирнов о верности классике Все, чем мы увлекаемся в юности, как правило, оказывает на нас очень сильное влияние. А музыку в 18 лет любят слушать практически все. В том числе и христиане. Мало кто задумывается, что известные ныне православные священники в молодости тоже испытывали сильное влияние мелодий и исполнителей самых разных направлений. Портал "Religare" попытался выяснить, совместимы ли музыкальные увлечения с христианством и меняется ли восприятие любимой музыки после облачения в иерейский сан. Отец Димитрий, Вы увлекались музыкой в молодости? Не то слово. У меня ситуация уникальная, потому что я внутри музыки буквально вырос. Каждый вечер, приходя с работы, мой отец садился за фортепиано. Иногда к нему еще приходил кто-то из друзей, и они играли в четыре руки. Он был профессиональным пианистом? Нет, он был самодеятельным композитором. Писал классическую музыку. Была даже такая специальная секция самодеятельных авторов при Союзе композиторов. Поэтому я с раннего детства слушал любимых композиторов отца: Баха, Бетховена, Шуберта, Шопена, Бартока, Стравинского, Рахманинова, Прокофьева, Мусоргского. Я в этом спокойно вырастал. Исключительно внутри классической музыки? Исключительно! Поэтому все остальное, что именуется музыкой, меня по большому счету никогда и не интересовало. Хотя в школе я, конечно же, краем уха слышал Beatles, Rolling Stones, но это давало очень мало пищи для души. То есть повальное увлечение популярной музыкой, типичное для молодежи и подростков, Вас все-таки миновало? Ну, да. Хотя я учился в английской школе, и на вечерах мы пели Beatles под гитару. Но я этим никогда не горел. Меня это глубоко не задевало. Мне Игорь Федорович Стравинский все-таки ближе. К эстраде я вообще всегда испытывал устойчивое неприятие из-за ее поэтической и музыкальной тупости. И к так называемой бардовской песне тоже. Их три аккорда – это что, музыка? И поэзия вообще непонятно на кого рассчитана. Это только если хорошо выпить у костра, тогда – нормально. А я у костра не пью, и слушать это не могу. Значит, Вы никогда не слушали ни бардов, ни русскоязычный рок, ни советскую эстраду? Никогда. Мне это было просто ужасно скучно слушать. Чрезвычайно. Что там искать? В этом смысле я даже не знаю, счастливый я или несчастный, но чувствую себя очень хорошо, потому что классическая музыка гораздо разнообразнее и богаче. А легкие жанры могу иногда послушать только в исполнении хороших вокалистов: таких как Шаляпин, Лемешев, Фигнер. Вот это еще терпимо, но там вокал таков, что он сам по себе ценность. А сейчас Вы слушаете классику так же, как в детстве и молодости? Специально – редко. Если по радио в машине на что-то любимое попадаю – это всегда большая радость. На концерты ходите? Хожу, но, к сожалению, не так часто, как жена и дочка. Что-нибудь произвело на Вас особое впечатление за последние годы? Надеюсь, произведет впечатление постановка "Жизели" со Светланой Захаровой в Большом театре, которую увижу на днях. Хотя музыка там очень простая. А еще хожу на концерты своего брата гитариста-импровизатора. Или вот в БЗК выступал Квартет Бородина. Вообще люблю всякую классику, но чаще приходится слушать камерную музыку, потому что мы на приходе сами часто устраиваем концерты. Фортепианные, штук пять в год. Или так: виолончель, две скрипки, флейта, гобой. У Вас на приходе есть профессиональные музыканты? Да, причем очень высокого уровня. Один из музыкантов квартета Бородина как раз наш прихожанин, помогает устраивать концерты. А так у меня самые разнообразные вкусы: от Шнитке до Вагнера. Очень люблю Стравинского, просто замираю, когда слышу хоть один аккорд из его произведений. Музыка родом из детства, оставшаяся важной до сих пор... Да. Хотя вот Шнитке мой отец не играл, а мне нравится. Часто ходил на его концерты. Не могу даже сказать, какую классику не люблю. |
РЕКЛАМА |