поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
22 ноября 2012  распечатать

Мария Бабалова

Стихи Бориса Гребенщикова о Боге стали ораторией

Источник: Вечерняя Москва

В Большом зале консерватории состоялась мировая премьера оратории "Семь песен о Боге" композитора Андрея Микиты на стихи лидера группы "Аквариум" Бориса Гребенщикова.

Группа верующих христиан опять оказалась сильно против произведения искусства. И попыталась организовать скандал, сравнимый с той шумихой, что в прошлом сезоне устраивали вокруг оперы "Золотой петушок" Большого театра в постановке Кирилла Серебренникова. Досталось всем, но более всего, конечно, самой публичной фигуре проекта – Борису Гребенщикову: нельзя, мол, подобно сектантам, петь о Боге, слагая свои индивидуалистические тексты.

Действительно, в основу оратории, написанной для симфонического оркестра, хора и солистов, положены не канонические священные писания, а тексты и музыкальные темы семи песен группы "Аквариум", которые напрямую связаны с евангельскими и библейскими мотивами. Это композиции "Господу видней", "Обещанный день", "Серебро Господа моего", "Еще один раз", "Сокол", "Дубровский", "День радости". Именно факт причастия к оратории легендарного БГ, духовные поиски которого не ограничиваются пределами христианства, и сделал данный концерт событийным. В отличие от Бориса Гребенщикова, доцент кафедры компьютерной музыки РАМ им. Гнесиных и член композиторского содружества "МОСТ" (Музыкальное объединение "Современная традиция") Андрей Микита – малоизвестный и редко исполняемый автор. Хотя на его счету много самых разных опусов. Но больше всего – духовной музыки. Наиболее известна, пожалуй, его "Литургия красоты" на стихи Бальмонта.

Для исполнения "Песен о Боге" собрали представительную компанию: Российский национальный оркестр, за дирижерский пульт которого встал Алексей Пузаков, сразу три хора – Афонский "Филафонитэ", Московский Синодальный и Патриарший хор храма Христа Спасителя, а также двух солистов – Станислава Мостового и Наиру Асатрян, где тенор – герой-рассказчик, а у сопрано нет слов, только "вокализ-плач" на грани истерики.

К счастью, концерт обошелся без митинговых страстей. Семидесятиминутная оратория состоит из 16 частей: семи песен, шести модулирующих интермедий между ними, называемых антифонами, а также пролога, симфонической схолии (авторского комментария) и эпилога. Все части исполняются без пауз, перетекая одна в другую. В итоге получилось масштабное, формально сакральное произведение, грамотное по композиции и оркестровке. Но в оратории нет главного – той притчевой глубины и концентрации чувств, что так свойственны песням Бориса Гребенщикова. Культовые музыканты современности не прочь потешать самолюбие, обратившись к академическому жанру. Например, Пол Маккартни вместе с композитором Карлом Дейвисом создал "Ливерпульскую ораторию", премьера которой состоялась в 1991 году в величественном англиканском соборе Ливерпуля, где в детстве Маккартни пел мальчиком в хоре. Сэр Пол был счастлив: альбом продержался пару недель на первой позиции в классических чартах по всему миру, а также появился на 177-м месте в общем чарте всех англоязычных записей. Борис Гребенщиков лично прибыл на свой консерваторский дебют. Все исполнение своей оратории просидел в директорской ложе, спрятавшись за занавеской. И на поклоны к публике, вопреки ожиданиям, не вышел.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ, МУЗЫКАНТ

Я об этом замысле узнал около года назад. Мягко говоря, был удивлен. Я не настолько развит, чтобы даже думать о том, православен ли я. Крестик на груди не признак православия... Но все церковные песнопения, насколько мне известно, происходят из народных напевов. И все, что я пишу, проистекает из того же источника. И сегодня я чувствую себя скорее слушателем, нежели автором. Люди оказали мне честь тем, что взяли мои песни и что-то с ними сделали. Мне интересно, что из этого выйдет, но к авторству происходящего в консерватории я не имею отношения. Я написал песни. Они ваши. Делайте с ними что хотите... Музыка имеет обыкновение меняться. А мы завязли в болоте и не замечаем этого. Россия, наверное, последняя страна в мире, которая слушает Scorpions. Опомнитесь, люди, рок-музыка умерла в семидесятых годах прошлого века!

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Рок и православие

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты