поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
22 ноября 2012  распечатать

Андрей Васянин , Виктор Васенин

Песни о чем-то большем 2

В Большом зале Консерватории прошла премьера оратории Бориса Гребенщикова и Андрея Микиты "Семь песен о Боге"

Источник: Российская газета

Автор идеи собрать песни БГ вместе заслуженный артист России Алексей Пузаков объединил для ее воплощения Российский национальный оркестр, Синодальный хор, Патриарший хор храма Христа Спасителя и хор из греческого города Салоники.

"Серебро Господа моего, серебро Господа – выше слов, выше звезд, вровень с нашей тоской..." – хор храма Христа Спасителя вел музыкальную фразу, без малого 30 лет назад сочиненную БГ на даче под Дюрсо, лирично и мощно, поддержанный переливами арфы и многоголосьем скрипок. От знаменитой песни в сложносоставной симфонической музыке остались только слова и мелодия.

Борис Гребенщиков всегда был человеком свободным, он свободно и по-своему сочинял и пел о Боге в ту пору, когда на эту тему в нашей стране смотрели косо, не изменил своим принципам и в наше время. Когда на 40-летний юбилей "Аквариума" одно электронное СМИ предложило российским музыкантам создать свои версии любимых народом песен, Московский Синодальный хор остановил свой выбор на лаконичном и распевном "Соколе". И чем дальше руководитель хора Алексей Пузаков и композитор, автор кавер-версии, Андрей Микита погружались в материал (исполненный хором и оркестром "Сокол" собрал в Сети десятки тысяч прослушиваний) – тем больше им хотелось осваивать музыкально-философский материал БГ, показавшийся христианским по текстам и близким к русскому знаменному и романсовому распеву по духу. В итоге были отобраны семь песен, и Андрей Микита сел за партитуру.

Не успела еще новость о премьере "Семи песен о Боге" облететь Москву, как вокруг нее разгорелся нешуточный скандал: ревностным православным показалось кощунственным распространять в храмах города билеты на "антихристианский концерт", а некоторым поклонникам группы – придавать лучшим песням "поколения дворников и сторожей" иное звучание, кроме оригинального. Но и тем, и другим стоило бы послушать то, что получилось у авторов оратории – и недоразумения отпали бы сами собой.

Оратория – вещь цельная, исполняющаяся без пауз. Андрею Миките (к слову, ученику Нейгауза и Хренникова) она дала возможность подчеркнуть важнейшие, с его точки зрения, моменты текста и музыки Гребенщикова, аранжировав и проложив их авторскими симфоническими фрагментами, пением солистов и суровым звучанием греческого хора. Итог работы композитора оказался удивительным: музыка усиливала смыслы давно знакомых, к которым ты уже и перестал прислушиваться, строк "Обещанного дня", "Еще один раз", "Господу видней", "Дня радости". "Нечего желать и некем больше быть/ Здравствуй, это я" – акцентировано вступают хоры, взлетают ввысь ноты духовых, и ты уже отказываешься понимать эти слова как просто обращение людей друг к другу, тут что-то большее, чего наша мысль может и не охватить. А вот: "Почему внизу туча, /А надо мной ясно?/ Видимо, я плакал/ Совсем не напрасно" (небесную ясность неспешно раскрашивают виолончели, из глубины сцены переливаются в зал звуки арф) – да полноте, это уже песня не о соколе, а о том, что человек устал от своих бесконечных правд и рвется к высшей ясности!

В оратории были моменты, когда исходный материал подчинял себе его трактовку – так вышло с песней "Дубровский", которая и в устах Синодального хора, сопровождаемого барабанами и виолончелями, обрамленная гармониями храмовых распевов все равно осталась рок-песней. Иные зрители в зале, среди которых встречались люди в подрясниках, даже постукивали ногой в ритм и про себя пели о "красивом, как иконостас" аэроплане.

Ни один момент концерта не создавал проблем для слушателя – простые и лиричные мелодии Гребенщикова (он провел вечер в ложе, наблюдая за происходящим) соединились в единое и совершенно гармоничное произведение. В самом классическом из классических музыкальных залов России в исполнении церковных хоров и симфонического оркестра мы внимали русской реалистической музыке – в основе своей созданной и впервые исполненной под аккомпанемент фанерной гитары в тесных кочегарках Питера.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Рок и православие

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты