поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
02 ноября 2012  распечатать

В Московской консерватории впервые будет исполнена оратория "Семь песен о Боге"

Источник: Благовест-инфо

Оратория "Семь песен о Боге" впервые будет исполнена 20 ноября в Большом зале Московской консерватории.

Оратория "Семь песен о Боге" – это история поисков современным человеком своей идентичности в мире, цели жизни, обретения веры, постижения истины. "Господу видней", "Обещанный день", "Серебро Господа моего", "Ещё один раз", "Сокол", "Дубровский", "День радости" – названия песен Бориса Гребенщикова, которые вошли в состав оратории для солистов, двух хоров и симфонического оркестра. Композитор Андрей Микита переработал их в жанре, сформировавшемся еще в XVII веке, чтобы раскрыть преемственность музыкального и литературного творчества автора в исторической перспективе искусства, как средства самовыражения и молитвы.

Комментарии участников проекта

Борис Гребенщиков: "Для меня это событие стало неожиданной честью. Я хожу в церковь всегда, как к себе домой. Это дом Бога, значит, и мой дом. И в церкви и за ее пределами Бог один и тот же. Когда мои песни получают новую жизнь, для меня это высший комплимент".

Алексей Пузаков: "Одним из качеств художника, творца, музыканта, – является чуткость к тому что "витает в воздухе". По моим ощущениям главной тональностью современного творческого процесса является "кризис смыслов" и богооставленность – как в Книге Иова – "...я зову, но Ты не слышишь...". Где кризис, там внутренняя пустота, там потеря высшего смысла и оправдания своей жизни и творчества. Это, на мой взгляд, выражается сегодня в крайней трудности поиска нового слова, живого современного языка в искусстве.

Так нам с композитором Андреем Микитой, в момент этого "кризиса смыслов", захотелось спеть о Боге. И этой "песни" посодействовал, как всегда случай, который важно не упустить.

Случился юбилей группы "Аквариум", в котором мы, неожиданно для себя, приняли участие. Стечением обстоятельств, как бы сами по себе, стали происходить вещи, которых мы не замышляли и не планировали, и на которые у нас вообще не было ни времени, ни денег. Но в результате, в конце Великого поста, прямо перед Пасхой в интернете была опубликована наша "классическая" с точки зрения принадлежности к музыкальному языку и стилю, версия песни БГ "Сокол", в записи которой наряду с Синодальным хором принял участие Российский национальный оркестр. В четырнадцати строках – все: и праведность, и вознаграждение на небесах, и воскресение.

Эта работа стала для меня попыткой поиска "смыслов" в современном творчестве, словно бы стуком в таинственную дверь. Вслед за "Соколом" полетели еще идеи, тексты и музыкальные темы БГ, которые к сегодняшнему дню выстроились в ораторию "Семь песен о Боге".

Наверное, "кризис" сегодня заключается не в отсутствии "Света", а в нежелании "открыть глаза" – ведь без этого остается петь только про внутреннюю темноту и пустоту, – страдать самому и ранить других. Финал и главный лейтмотив нашей оратории, слова Апостола, использованные Гребенщиковым в песне "День радости": "Бог есть Свет, и в нем нет никакой тьмы"".

Андрей Микита: "Почему оратория? Ораториальные средства позволяют заострить внимание на важных и ключевых моментах текста в отличие от песни, где задано состояние, настроение, но нет возможности остановиться на деталях. Ибо куплетная форма сама по себе даёт мало возможностей что-то акцентировать, кроме как за счёт вокального исполнения (но не за счёт именно музыкальных средств).

Оратория – это, прежде всего, хор и симфонический оркестр. Хор – самый древний музыкальный инструмент. Симфонический оркестр – венец четырёхвекового развития европейской музыки (а мы всё-таки принадлежим к европейской музыкальной традиции). Плюс слова и музыкальные интонации XXI века. Оратория "Семь песен о Боге" – синтез сегодняшнего и проверенного веками. Современные образы, европейская инструментальная культура, и интонации, уходящие корнями в византийский Восток (реальный и метафизический).

Творчество Гребенщикова принято относить, к так называемой, рок-культуре, что является весьма размытым понятием. Музыкальные интонации Гребенщикова – искренние, выразительные, естественные, я бы сказал, народные. В целом, это – уникальный сплав, в котором я лично слышу большое влияние русского романса и отголоски знаменного распева. (Эта моя трактовка интонаций БГ явственно слышна в финале оратории).

В процессе написания оратории я вжился в интонации Гребенщикова и работал с ними как со своим музыкальным материалом. Так, как я работал бы, к примеру, с интонациями знаменного распева или народной песни. Поэтому интонационные элементы песен БГ модифицируются, видоизменяются, перегармонизируются, но пронизывают ораторию на всех структурных уровнях.

Песни, которые отобраны для оратории – в моём представлении – абсолютно христианские. Через все произведение (около 70 минут звучания) проходят идеи прощения, примирения, стремления к Свету, ожидание "Дня радости" т.е. Пасхи. В Эпилоге оратории я на основе интонаций песни "День радости" пытаюсь передать музыкальными средствами своё представление о чувстве райского блаженства.

Многие тексты Гребенщикова напрямую связаны с евангельскими и библейскими мотивами. Самый яркий пример – песня "Серебро Господа моего", которая является вариацией на шестую строфу 11-го псалма: "Словеса Господня – словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею" (Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное). В оратории, кстати, эта песня играет важную роль. Это своего рода "тихая кульминация" произведения.

Религиозная поэзия вообще – это средство для выражения религиозного мировосприятия на современном автору языке и в присущей своему времени системе образов. Среди используемых сейчас в православной среде текстов превалируют тексты с византийской и ветхозаветной образностью. И мне кажется, что символы, понятные человеку современной российской культуры, но апеллирующие к христианским смыслам – сегодня весьма актуальны, действенны и востребованы.

Тексты БГ – ёмкие, многослойные, метафоричные, требующие мысли и эрудиции. Не каждый, к примеру, знает кто такой престер Джон (пресвитер Иоанн – царь-священник, правитель средневекового христианского государства в Средней Азии) или Озиманд, Царь Царей (египетский фараон, названный брат пророка Моисея).

Оратория состоит из 16 частей: собственно семи песен, шести модулирующих тонально и эмоционально интермедий между ними, называемых "антифонами" (средневековый термин, обозначающий переход), а также Пролога, Симфонической схолии (авторский комментарий) и Эпилога. Все части исполняются без перерыва, перетекая одна в другую. Солистка-сопрано и византийский хор, по моему замыслу, должны находиться в отдалении от основной массы исполнителей и, желательно, выше неё, т.е. на балконе или хорах, потому, что тенор-солист и академический хор олицетворяют земное, а византийский хор и сопрано – небесное.

Адресат оратории – как мне кажется – филармоническая аудитория, желающая расширить свой музыкальный кругозор не в ущерб сложившимся музыкальным вкусам, поклонники христианской авторской песни, которые хотят выйти за привычные эстетические рамки, ну и просто слушатели, способные пережить катарсис от музыкального искусства. Я надеюсь, что после прослушивания оратории "Семь песен о Боге" многим людям христианские ценности могут стать ближе.

Также одна из целей моей работы – показать, что современная "классическая" (в принятой массовым слушателем терминологии) музыка – может быть доступной для восприятия и воздействовать не менее чем музыка Чайковского или Бетховена. Ибо многие связывают современную филармоническую музыку исключительно с такими именами как Ксенакис, Штокхаузен, Булез, Денисов и считают её малоприемлемой для обычного человеческого слуха. Я являюсь руководителем композиторского объединения МОСТ (Музыкальное Объединение "Современная Традиция") и вместе с моими коллегами мы пытаемся изменить это представление и доказать, что классическая музыка может быть современной, высокой и понятной".

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Рок и православие

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты