Православие восьмидесятипроцентной крепости Источник: Московские новости Может ли предстоятель РПЦ всерьез утверждать, что у нас православная страна, опираясь на 80%, которых социологи посчитали православными
Если спрашивать просто о конфессии, не ставя вопрос о вере в Бога, тогда число православных у нас составит 80% населения, сообщила руководитель отдела социологии религии Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН Юлия Синелина на круглом столе "Церковь и общество в России глазами социолога". Таким социологам респект за профессионализм.
Хотя, быть может, иным и в голову не придет, что в России надо осведомляться вообще о факте наличия веры перед вопросом о конфессии. Ведь слова "православный атеист", которые так удачно ввел в оборот белорусский лидер Лукашенко, уже давно воспринимаются не как оксюморон, а как суровая правда жизни.
Достоевский просто в воду глядел, описывая символ веры этих 80% православных атеистов. Это диалог Ставрогина с Шатовым в "Бесах":
" Веруете вы сами в Бога или нет?
Я верую в Россию, я верую в ее православие... Я верую в тело Христово... Я верую, что новое пришествие совершится в России... Я верую... залепетал в исступлении Шатов.
А в Бога? В Бога?
Я... я буду веровать в Бога".
То есть в Бога еще можно успеть поверить, главное будь православным и российским патриотом. Вот без этого никуда.
Проблемы никакой нет. Люди вольны верить или не верить, при этом считая себя хоть православными, хоть огнепоклонниками имеют полное право. Вот назвали же себя эльфами в ходе переписи населения 2010 года аж 263 человека и ничего, по шапке им никто не дал.
Вопрос в том, как может предстоятель РПЦ всерьез утверждать, что у нас православная страна, опираясь именно на эти 80%, которые являются ничем иным, как фикцией со строго социологической точки зрения. Потому что именно основываясь на тезисе о православной стране в школу вводят изучение религии, а в законодательство закон о защите прав верующих (ну, тут-то мы точно знаем, какие верующие имеются в виду).
Была ли православной Россия до революции? Нельзя сказать однозначно, потому что в стране не было реальной свободы вероисповеданий, и за переход в иную конфессию православных наказывали. В середине ХIХ века историк Погодин написал, что если в России ввести свободу совести, то половина высшего класса перейдёт в католицизм, а половина крестьян и мещан в старообрядчество. А уж его было сложно заподозрить в отсутствии лояльности режиму.
Я знаю, что православие в школах может быть и другим, не вызывающим отторжения у публики. В нашей школе в конце 80-х годов читал лекции отец Паисий из ближайшей церкви . Путался и говорил сбивчиво, на многие вопросы ответить не умел. Специально его не готовили, и это было видно. Он никого не поучал и пальцем не грозил, сам очень стеснялся старшеклассников. Но мы все уходили с уроков и факультативов, чтобы просто посмотреть на необычного человека в рясе и поговорить на нерядовые темы. Он не агитировал, не показывал иконы и не раздавал брошюр, но демонстрировал нам всем своим видом, что есть другое измерение у реальности церковное. Удивительное дело православие с государством не ассоциировалось. Правовое сознание тогда тоже было сильно непродвинутым, потому что ни одному родителю не приходило с голову поднять хай из-за того, что ребенка без его согласия потчуют религиозной пропагандой. Как же наша жизнь изменилась.
И в церковь теперь заходить почему-то совсем не хочется. Даже если время года холодное и на голове есть спасительный головной убор или на шее шарф, который может заменить его. Если раньше был риск нарваться самое большее на окрик не по разуму благочестивой старушки, то теперь у порога церкви просто нельзя, невозможно не думать про известный приговор и про оскорбления чувств. Обойти, пройти мимо.
80% это сила. Против нее не попрешь. Кто и во что там верит и правда, неважно, дорогие социологи.
|