Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_97322.html


15 октября 2012

Качество антиклерикального юмора – показатель религиозности общества, считает Анастасия Коскелло

Историк и журналист Анастасия Коскелло полагает, что качество антиклерикального юмора – показатель религиозности общества

В статье "Смеяться, право, не грешно", опубликованной в журнале "Вода живая", автор отмечает, что уровень антирелигиозных шуток свидетельствует об уровне религиозной культуры и авторитете религии в обществе: "Качество антиклерикального юмора, как бы мы к нему ни относились,  – это ярчайший показатель религиозности общества. Характер популярных шуток на церковные темы свидетельствует о том, насколько велик авторитет религии в обществе, каков уровень религиозной культуры его граждан. В этой связи характерно, что ничего подобного "Житию Брайана" в современном российском кинематографе нет. Тем более нет у нас антиклерикальных комедий, подобных тем, которые снимали Бюнюэль и Феллини. Ведь для того, чтобы зритель их понимал, ему нужно знать евангельские притчи, разбираться в основах догматики, понимать термины типа "пресуществление" и "богочеловечество"... В противном случае происходящее на экране представляется просто бессмысленной белибердой".

По мнению Коскелло, низкий уровень современного антиклерикального юмора свидетельствует о том, что Церковь воспринимается ими как маловлияющая на жизнь корпорация священников: "Современный российский антиклерикализм в плане юмора не породил ничего, кроме пары сотен пошлых анекдотов и нескольких десятков примитивных картинок-демотиваторов, будто сделанных в одной и той же студии студентами-практикантами. Предметом смеха во всех этих шутках является строго ограниченный набор образов: священник с толстым животом; жадный священник; священник на "мерседесе"; глуповатая жена священника. Что характерно, православные миряне практически никогда не становятся объектом шуток. Видимо, антиклерикалы нас и в самом деле не замечают..."

Анастасия Коскелло также отмечает, что "бессилие современных юмористов безбожников" может свидетельствовать о том, что православие еще не смогло "столь глубоко проникнуть в ткань общественной жизни, чтобы шутки про "церковников" стали по-настоящему острыми и глубоким".

Отметим, что на проблему природы антиклерикального юмора обращали внимание многие ученые. Так, например, Сергей Аверинцев в статье "О духе времени и чувстве юмора" говорил о том, что подлинный смех на религиозные темы возникает тогда, когда человеку удается пройти по лезвию ножа между кощунством и умалчиванием реальных проблем: "Адогматическое христианство способно, пожалуй, на подлинную нравственную высоту. На что оно не способно, и притом по самой своей сути, так это на чувство юмора. Чтобы отыскать смех, парадокс, дерзновенную, вибрирующую на границе кощунства игру мыслей, придется направиться к какому-нибудь старомодному защитнику догмы: скажем, к проповедникам эпохи барокко вроде Абрахама а Санкта Клара или хотя бы поближе – к Леону Блуа, к Честертону".

РЕКЛАМА