Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_97046.html


01 октября 2012

Сергей Миронов

Выступление на XVI Всемирном Русском Народном Соборе

"Единственный элемент российской идентичности, который пережил все исторические катаклизмы и остается сегодня в силе – это элемент православный"

Уважаемые участники и гости XVI Всемирного Русского Народного Собора!

Тема сегодняшней нашей встречи: "Рубежи истории – рубежи России". Сегодня на наших глазах мы с вами, граждане России, и творим историю. Мы можем укрепить нашу Родину и передать её грядущим поколениям, процветающей и великой. Но мы же с вами собственными руками можем ее развалить и порушить. Вирус разрушения сегодня пытается овладеть нашими умами и сердцами. Ту агрессию против Русской Православной Церкви, которую мы наблюдали последнее время в средствах массовой информации, иначе, чем "вирусом разрушения" я назвать не могу.

Что такое православие с точки зрения истории? Я не беру сейчас специально религиозную, духовную составляющую. Я не имею на это права. Но я хочу сказать сейчас о православии как гражданин, как политик, и в то же время, как крещеный православный человек. Что такое православие с точки зрения истории? Это невидимые скрепы идентичности нашего народа. Те невидимые скрепы, которые не дают никогда и не дадут в будущем распасться нашему народу на атомы.

Волею истории наша страна несколько раз шла по пути отрицания собственной идентичности. Вспомним, сначала Пётр I разрушил "византийскую" идентичность и начал строить европейскую империю. И построил. Потом Ленин разрушил петровскую имперско-европейскую идентичность и начал строить советскую. Потом Горбачев и Ельцин разрушили советскую идентичность. Спрашивается, а как наш народ всё это пережил? Где он черпал силу свою, в чем он видел продолжение нашей великой Родины, самого существования нашего великого народа и нашей великой Родины? За счет каких сил, каких ресурсов, какой энергии он все это пережил? Единственный элемент российской идентичности, который пережил все исторические катаклизмы и остается сегодня в силе – это элемент православный. Именно этот элемент и является сегодня той единственной скрепой, которая сохраняет в целости наш народ.

И именно поэтому сегодня методично, цинично, с очень, не побоюсь этого слова, зверскими усилиями, бьют именно по этому элементу, понимая – это та последняя, единственная скрепа, которая стояла, стоит и стоять будет на пути хаоса и разрушения идентичности нашего великого русского народа.

То же самое можно сказать о всех наших четырёх традиционных религиях. На них зиждется стабильность всего нашего государства российского. Это необходимо учитывать всем, кто сегодня занимается проблемами межнациональных отношений в России. Наша задача – сохранить все народы, которые живут в России. И сегодня с этой трибуны в очередной раз, на протяжении уже десятилетия, не устаю повторять вновь и вновь: неправильно, не по-государственному, неразумно, когда в нашем многонациональном государстве нет ни одного органа исполнительной власти, который занимался бы формированием национальной и межнациональной политики и проведением ее в жизнь. Это неразумно и это большая ошибка. И сегодня, я считаю необходимым добиваться создания этого органа. Необязательно называть это министерством, и уж тем более необязательно учитывать тот печальный опыт министерства по делам национальностей, который почему-то занимался Северным завозом. Северным завозом должно заниматься министерство экономики или министерство регионального развития. А министерство, либо агентство, либо служба, как угодно, дело не в названии, но это должен быть орган исполнительной власти, который, еще раз повторю, должен заниматься формированием национальной и межнациональной политики в нашем многонациональном, межконфессиональном государстве. Основой работы такого будущего органа исполнительной власти должен быть федеральный конституционный закон, который должен называться "О государственной национальной политике". В первой статье этого закона нужно наконец-то написать то, что давным-давно является свершившимся фактом: русские являются государствообразующим народом.

И здесь нет никакого умаления любого другого народа, других национальностей. Потому, что само название нашего государства – "Россия", "Российская Федерация". Государственный язык – русский язык. 80 процентов граждан нашей страны – русские. Здесь, с этой трибуны, говорили о том, что русские в свою многонациональную семью приняли многие народы. Как говорила императрица Екатерина, единственная страна в мире до сих пор, которая сколько народов приняла, столько и сохранила. Потому, что основой нашего государства является великодушный, гостеприимный и справедливый русский народ.

Так вот я утверждаю, что необходимо создавать такой орган и работать над законопроектом. Скажу, что я работаю над таким законопроектом и буду признателен всем членам Всемирного Русского Народного Собора за любые идеи и предложения по разработке очень нужного федерального конституционного закона.

Еще хочу сказать об одном. Мы с вами помним, что Евангелие от Иоанна начинается фразой: "В начале было Слово...". И это действительно не только духовная основа. У нас на Руси всегда от слова очень многое зависело. У нас есть федеральный конституционный закон о наших национальных символах. Любое государство, и Россия не исключение, имеет свой флаг, имеет свой гимн, имеет свой герб. Но очень многие государства мира, я могу сказать, что практически все, подавляющее большинство государств мира, имеют и свой национальный девиз. Такой девиз был когда-то и в царской России. Мы прекрасно помним, это: "Православие, самодержавие, народность". Был девиз и в Советском Союзе: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Почему же мы 20 лет живем и почему же мы не имеем общегосударственного, национального девиза? Я призываю: может быть, как раз Всемирный Русский Народный Собор станет инициатором создания некого оргкомитета? Необходимо объявить, не побоюсь этого слова, конкурс. Наш народ творческий, наш народ талантливый. И пускай сначала рождаются идеи, а потом мы проведем всероссийский референдум и добьемся принятия поправки в федеральный конституционный закон о символах и утвердим общероссийский, общегосударственный девиз.

Недавно я беседовал с интересными людьми, специально не буду называть фамилии, но могу сказать, что это не моя идея. В качестве возможного варианта, человек предложил и мне, не скрою, понравилось... Понятно, что это один из вариантов... Он предложил, как он сказал, три "Д". Это "Духовность, Державность, Достоинство". Еще раз хочу сказать, не претендуя, естественно, на какие-то окончательные выводы, что в этом направлении нужно нам всем обязательно хорошо подумать.

Сегодня Церковь является традиционной хранительницей общественной морали. В отсутствии авторитета Церкви и религиозных убеждений, общество лишается необходимого морального камертона. Оно начинает терять иммунитет по отношению к деструктивным явлениям: экстремизму, социальной и национальной нетерпимости. Кроме того, общество, в котором перестают действовать негласные моральные договоренности, рано или поздно утрачивает свое единство.

Всё это накладывает особую ответственность и на нас – мирян, и на духовенство. Негоже священникам напиваться до положения риз, садиться пьяным за руль, и это становится достоянием общественности. Но также негоже тем чиновникам и тем государевым людям, которые причисляют себя к православным политикам, заниматься обиранием собственного народа и принятием антинародных законов. И здесь должны быть взаимная ответственность перед нашим народом, перед нашей страной.

У меня возникает ощущение, что в последние месяцы людей православных взглядов усиленно стараются столкнуть с государством и противопоставить общественным интересам. На Церковь, традиционно дистанцирующуюся от политики, занимающую позицию общественного миротворца, на членов общин и приходов оказывается сильнейшее информационное давление. Доходит до прямых оскорблений религиозных чувств православных верующих.

Меня тревожат попытки вбить клин между Церковью и обществом, между Церковью и государством. Более того, отдельные лица, объявленные в розыск российским правосудием и находящиеся вне пределов России, писали письма Патриарху, в которых рекомендовали ему публично вмешаться в предвыборную кампанию и повлиять на её исход. Церковь уходит от политики, а ее не мытьём, так катаньем пытаются туда затащить.

В России уровень восприятия проблемы церковного влияния в обществе до сих пор крайне неудовлетворителен. Сама проблема вызывает порой не вполне адекватную реакцию в ряде средств массовой информации, проповедующих высокомерное презрение к любым традиционным ценностям. Культурная и социальная роль православной традиции игнорируется, вопрос об универсальных православных ценностях упорно увязывается якобы с узкими церковными интересами. Но даже во времена советского принудительного атеизма этические принципы христианской общинности не были изжиты в нашей стране. И даже больше. Под лозунги о "перековке" и воспитании "нового человека", эти принципы, хоть и под другими названиями, нередко использовались для целей общественного строительства. Из традиции был взят тот минимум, без которого моральные скрепы, соединяющие общество, неизбежно распадаются, вопреки любому политическому контролю.

Кстати, о контроле. Двадцать лет назад наша Русская Православная Церковь обрела истинную свободу. Впервые за последние 300 лет. Ведь несмотря на все различия "романовского" периода и советского, Церковь всё это время находилась под государственным гнётом. Вспомните и перечитайте хотя бы роман Николая Семёновича Лескова "Соборяне" о жизни простого сельского священника отца Савелия Туберозова. И многое станет понятным. Мне помнится, как в середине 80-х я слушал на каком-то, как тогда говорили, "вражьем голосе" зарубежном радиостанции, я слышал запись публичной лекции тогдашнего архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла, где он как раз рассказывал и об этом романе. Это была его публичная лекция о нашем великом русском писателе Николае Лескове.

При советской власти церковную жизнь контролировал Совет по делам религий, который вмешивался в жизнь Церкви и пытался её разрушить. Не буду углубляться, все вы хорошо это помнят, а многие, может быть, и хорошо знают.

И вот не так давно, современный общественный деятель, политик, каковым он пытается стать, Михаил Прохоров предлагает создать в России некий "Религиозный кодекс", в котором будут прописаны правила поведения для верующих. Это ни что иное, как попытка вернуться к советской модели отношений Церкви и государства, при которой государство будет опять контролировать религиозную жизнь своих граждан. Считаю, этого нельзя допускать. Должен сказать, что мы категорически будем против этого возражать, будем этому сопротивляться. Может быть, кто-то скажет, что это был просто пиар? Очередное развлечение? Но такими вещами не шутят. Здесь, Россия, а не Куршевель, господин Прохоров!

В заключение хотел бы напомнить, что граждане России, как православные, так и представители других традиционных религий должны быть надежно защищены от нетерпимости по отношению к ним. И мы этого будем всеми законными способами добиваться! Желаю XVI Всемирному Русскому Народному Собору успешной работы и позитивных изменений в нашей общей русской жизни. Спасибо!

РЕКЛАМА