Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96646.html


12 сентября 2012

В. Коновалов, М. Устюгов

Протоиерей Владимир Вигилянский. Как защитить наши храмы?

Источник: Крестовский мост

Разрушение поклонных крестов, осквернение храмов кощунственными изображениями и надписями, два поджога храмов – в Калининградской области и в Москве, призывы продолжить глумление и осквернение православных святынь – все это вызывает у одних верующих растерянность, у других – желание немедленно дать отпор. О том, как на это реагировать, в интервью газете "Крестовский мост" (№ 8, 2012) рассказал настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский.

Вандалы должны знать, что их никто не поддержит

– Отец Владимир, Ваша недавняя книга "Что это было" о "весеннем антихристианском обострении" оказалась прозорливой: обострение перешло на лето и приняло уже криминальный характер. Что будет дальше?

– У меня есть надежда на то, что "криминальный характер", как Вы говорите, нападок на Церковь отрезвит наше общество. Если общество проявит безразличие в отношении вандализма, террор будет только усиливаться. Беда заключается в том, что у нас совершенно утеряно понятие "общественного договора" – это то согласие между людьми, которое не прописывается никакими законами. Например, нельзя сквернословить в присутствии женщин и детей или – недопустимо непочтительное отношение к памяти воинов, защищавших страну, к символам нашего государства и так далее. Национальные и религиозные чувства – самые болезненные. Любое, даже еле заметное оскорбление этих чувств очень ранит сердце человека. Если мы все будем нетерпимы к подобным фактам, если вандалы будут знать, что никто в обществе не станет поддерживать их публичные акции, если мы перестанем, условно говоря, называть кощунниц "девочками", а крушителей крестов "мальчиками", то все прекратится.

– Анализируя нынешнюю ситуацию, Вы прибегаете к историческим аналогиям. Возникает печальное ощущение, что все это уже было, но ничему нас не научило. У Вас тоже есть такое чувство?

– К сожалению, характер нынешнего времени (это относится не только к нашей стране) дает пищу для подобных печальных выводов. Кажется, Гегель как-то произнес: "История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы". Есть и другой афоризм не менее мудрого человека: "Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь". Унывать, конечно, не следует – это грех. Я оптимист и считаю, что любой серьезный и ответственный человек, каждый на своем месте, может сделать очень многое для улучшения климата в обществе. Главное – не отмалчиваться, когда видишь бесчиние и безобразие.

Существует идеология, питающая варварство

– Вы пишете об организованной войне с православными...

– Некоей единой организации, ведущей войну с Церковью, пожалуй, нет. Но есть вполне оформленная, имеющая многовековую историю антихристианская идеология, подпитывающая как информационные атаки, так и варварские акции. Эта идеология основана на мысли, которая была сформулирована у Достоевского: "Если Бога нет, то все позволено".

– Говорили, что не нужно требовать ужесточения наказаний за нападки на Церковь. То есть на уровне законодательства у нас проблем нет? Всегда ли, например, полиция представляет себе, какое поведение является кощунственным?

– Я не специалист в вопросах законодательства. Для этого есть профессионалы. Мне кажется, что в статьях Уголовного кодекса есть все меры для квалификации злостных деяний в отношении Церкви. Возможно, следует законодательно уточнить дефиниции, что считать разжиганием ненависти, оскорблением, проявлением вражды. Полиции вовсе не нужно квалифицировать то или иное деяние с точки зрения кощунства, ей достаточно понимать, что такое "грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды".

Нужно ли храмам видеонаблюдение?

– Как, на Ваш взгляд, рядовые прихожане могут сейчас воспрепятствовать худшему развитию событий? Можем ли мы остановить зло какими-то действиями? Или нужно только запастись терпением и молиться?

– Силу молитвы и силу веры даже наши православные недооценивают. Искренняя смиренная молитва может очень многое сделать. Апостол любви Иоанн Богослов утешает нас: "Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий" (2 Ин. 5:4-5). Ну и конечно же терпение – наше самое действенное оружие в исправлении нравов и самый верный путь к собственному спасению. И последнее: пусть это не покажется банальностью, но в первую очередь надо начинать с себя, посмотреть, а как ты сам относишься к нашим святыням, не погибло ли у тебя самого благоговение к ним, не злословишь ли ты о своих ближних, священнослужителях, Патриархе, не утеряно ли у тебя милосердие, наконец, не живешь ли ты по законам этого падшего языческого мира.

– Недавно Вы стали настоятелем известного храма в центре Москвы. Собираетесь ли Вы предпринять какие-то дополнительные меры для охраны вашего храма от потенциальных кощунников?

– Ситуация с безопасностью в храмах в больших городах несравнимо лучше, чем в провинции. В большинстве из них есть постоянная охрана, имеющая инструкции, как им поступать в случае хулиганства. На мой взгляд, прихожанам не следует заниматься самодеятельностью в противодействии агрессивным святотатцам и все-таки призывать профессионалов для предотвращения их акций. Священникам нужно озаботиться усилением охраны церковных святынь и безопасности прихожан.

– Некоторые говорят, что имеет смысл оборудовать храмы видеокамерами (хотя бы по одной, на входе), чтобы фиксировать лица заходящих и, если кто-то совершит бесчинство и убежит, можно было его найти...

– Видеонаблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные и так понятны, а отрицательные связаны с нарушением приватности, интимности взаимоотношения с Богом любого церковного прихожанина: не каждому это будет по душе. Я бы посоветовал этот вопрос решать на общем собрании прихода.