Игумен Виталий (Уткин) Открытое письмо протоиерею Валентину Асмусу Источник: Блог Виталия Уткина||| Ваше Высокопреподобие, всечестной отец Валентин!
7 сентября 2012 года на портале "Богослов.ru" была размещена Ваша статья "О взаимоотношениях епископа и монастыря, или о какой независимости просят монашествующие". Это уже Ваш второй материал, посвященный критике "Положения о монастырях и монашестве", предложенного для публичного обсуждения редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Святейшего Патриарха Кирилла.
Вы известны как доцент Московской Духовной академии, преподаватель Православного Свято-Тихоновского университета, сотрудник Православной Богословской энциклопедии, один из ведущих церковных специалистов по истории Церкви. При этом Вы не монах, а являетесь отцом многочисленного семейства.
Тем не менее, в названии своей статьи на сайте "Богослов.ru" Вы как бы говорите от лица монахов и утверждаете, что знаете, о какой, якобы, "независимости" они просят. В связи с этим, прошу Вас, уважаемый отец Валентин, ответить на следующие вопросы. Какой конкретно монастырь Вы представляете в этой полемике? Какой конкретно опыт монашеского служения Вы выражаете?
Стоит отметить, что в последнее время широко распространилась практика, когда монахи пишут книги для мирян о семейной жизни, а маститые протоиереи рассуждают об основах монашества. Мне кажется, что такая практика глубоко порочна.
Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества состоит из архипастырей, имеющих огромный практический опыт организации монашеской жизни, наместников, настоятелей и настоятельниц наших лучших монастырей, поднявших их из руин и возродивших в них монашескую жизнь. Как явствует из Вашей биографии, Вы в свое время экстерном окончили Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Но невозможно экстерном пройти школу монашества. Без этой же школы, думается, нельзя противопоставлять свои теоретические изыскания из области канонического права глубокому практическому опыту разработчиков проекта "Положения о монастырях и монашестве".
На протяжении последних месяцев данный проект подвергается активным нападкам со стороны церковных либералов, стоящих на антииерархических позициях.
Я убежден в том, что это антииерархическое движение несет в себе очень большую опасность для Церкви. По сути, оно повторяет тезисы церковного либерализма второй половины 19 – начала 20 веков.
Весной-летом 1917 года, вскоре после свержения Государя, церковные либералы с помощью революционной власти Временного правительства сумели реализовать свои теоретические разработки предшествующих десятилетий. Они устроили череду так называемых "епархиальных революций", во время которых ломали жизнь в епархиях, изгоняли с кафедр лучших архипастырей. Среди пострадавших от подобной "епархиальной революции" священномученик Серафим (Чичагов). Не большевики были первыми гонителями Церкви в годы революции. К сожалению, такими первыми гонителями стали некоторые священнослужители и преподаватели духовных школ. А в основу разрушения реальной церковной жизни они положили теоретические изыскания из истории Церкви.
На мой взгляд, современные церковные либералы, по сути, стремятся к подобным же потрясениям в жизни Церкви. Одному из Ваших коллег, патрологу, сотруднику Издательства Московской Патриархии А.Г.Дунаеву приписывается открытое высказывание о необходимости "бархатной революции" в РПЦ, которая, с его точки зрения, якобы, возможна после "падения нынешнего госрежима" (http://danuvius.livejournal.com/193595.html)
Здесь, в частности, говорится: "Весь нынешний клир и епископат должен быть перевыбран с увольнением на покой тех, кто не получит поддержки со стороны прихожан и епархии. Устав РПЦ нужно полностью пересмотреть на предмет соответствия решениям Собора 1917-1918 гг. Все дела о сотрудничестве священства и епископата с КГБ следует немедленно рассекретить, как сделано в ряде бывших соцстран. Необходимо также ввести организацию (-ии) по типу профсоюзов для защиты прав церковных работников".
Это, практически, один в один программа "епархиальных революций" 1917 года – самой, наверное, позорной страницы во всей истории Русской Православной Церкви.
На мой взгляд, совершенно не случайно, что широкомасштабная атака, предпринята церковными либералами именно на проект ""Положения о монастырях и монашестве". Мы имеем дело, по сути, с пробным ходом в готовящейся ими "бархатной церковной революции". Такая революция под лозунгами возвращения к "канонической чистоте" может обернуться для Церкви неисчислимыми страданиями.
К сожалению, из Ваших статей, направленных против проекта "Положения о монастырях и монашестве" можно сделать вывод, что и Вы, доцент Московской духовной академии, теоретически обосновываете один из существенных этапов этой возможной "церковной революции".
В Вашей статье "О взаимоотношениях епископа и монастыря, или о какой независимости просят монашествующие" особое внимание обращает ее первый абзац: "Некоторое время назад по епархиям Русской Православной Церкви в связи с обсуждением "Положения о монастырях и монашествующих" был разослан циркуляр, содержащий тезис о том, что монашествующие будто бы желают полной независимости монастырей от правящих архиереев. Это утверждение во многом спровоцировало недоуменные отзывы епископов, которые в своих отзывах на "Положение" ставили вопросы, например, о том, кто же будет поставлять клириков обители, если она будет полностью автономна и независима?".
О каком конкретно циркуляре Вы здесь говорите? Я являюсь на протяжении шести лет сотрудником Иваново-Вознесенского Епархиального управления и совершенно ответственно заявляю, что никакого подобного циркуляра наша епархия не получала.
В цитированном выше абзаце Вы, по сути, обвиняете Управление делами Московской Патриархии в рассылке документа, который ввел епархиальных архиереев в заблуждение и спровоцировал их на некие отрицательные отзывы о проекте Положения. На самом деле, насколько мне известно, эти отзывы писались в порядке общецерковного обсуждения проекта, представленного редакционной комиссией Межсоборного присутствия.
Ваше Высокопреподобие! Призываю Вас либо представить не всеобщее обозрение копию упоминаемого Вами циркуляра, либо извиниться перед дезинформированными Вами читателями и теми епархиальными архиереями, которые направляли свои отзывы на проект "Положения о монастырях и монашестве".
С уважением,
Игумен Виталий (Уткин), руководитель Отдела по взаимодействию Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии
|