поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
17 августа 2012  распечатать

Светлана Можаева

Храм Христа Спасителя. Чудо возрождения: собор воссоздан с Божьей помощью

Источник: Вечерняя Москва

СВЯТЫНЯ 19 августа исполняется 15 лет со дня окончания строительства нового здания храма Христа Спасителя (1994-1997) и 175 лет учреждения Комиссии по строительству первого здания собора. Корреспондент "ВМ" попросила вспомнить о работе по возрождению храма известных российских художников, с честью решивших эту нелегкую, но благородную задачу. А также рассказать, есть ли различие между новым и прежним зданиями собора.


АРХИВНЫЕ ФОТОГРАФИИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

VMDAILY.ru


У КАЖДОЙ ФРЕСКИ ДВА АВТОРА

Василий Нестеренко, народный художник России

Внешне храм Христа Спасителя воссоздан очень точно. Но раньше он стоял на холме, и взорвали его вместе с холмом. Холм срыли и построили бассейн. Когда стали его восстанавливать, построили нижнюю стилобатную часть, которой не было. Туда входит храм Преображения Господня как напоминание о древнем Преображенском монастыре, стоявшем на этом месте, зал Церковных соборов, патриаршая трапезная, зал Священного синода. В общем, появился комплекс храма. Василий Игоревич, насколько точно новое здание собора повторяет прежнее?

В некоторых деталях храм отличается, но есть удивительные совпадения. Например, в том храме пол был из мрамора, яшмы и камней, привезенных из стран, проигравших войну 1812 года – Франции, Италии. Из тех же каменоломен поступал мрамор на пол и стены нового храма. Это ли не чудо?

Вы расписывали собор. Насколько, как вам кажется, удалось возродить взорванную живопись? Храм долго стоял просто белым: патриарх Алексий II считал, что нет художников, которые смогут повторить росписи XIX века – ведь тогда собрали лучших мастеров, академиков. Но потом решили воссоздать храм в тех же материалах, росписях, с теми же орнаментами, тем же убранством. Вся художественная Россия зашевелилась: кто будет расписывать? Как добиться точности? Было сложно. Скопировать можно, когда имеешь перед глазами оригинал, но ничего не осталось. Сохранилась лишь небольшая часть росписей Семирадского, остался образ Спасителя работы Сорокина. И сохранилась картина Клагеса "Внутренний вид храма Христа Спасителя", где можно увидеть некоторые росписи. Нет никаких свидетельств о цвете росписи. Все фото, сделанные в конце XIX – начале XX века, черно-белые. По этим открыткам и воссоздавался храм. У нас была общая композиционная схема без цвета, поэтому говорить о точном воссоздании фресок невозможно. Сложилась совершенно уникальная ситуация: у каждой нынешней росписи фактически два автора. Первый – художник, создавший композицию и общий живописный строй в XIX веке. Но плохое качество фотографий не позволяло воссоздать колоссальные росписи по 10, 15 и даже 20 метров. Нашим художникам необходимо было переосмыслить, дополнить, искать аналоги... В XIX веке храм расписывался десять лет...

Тогда трижды снимали леса, чтобы увидеть снизу, как сочетаются росписи друг с другом и с орнаментом. У нас не было такой возможности. Расписывали храм с 15 апреля по 25 ноября 1999 года. Сложно даже себе представить, как удалось сделать работу за такой короткий срок. Это ли не чудо? Это чудо могло произойти только с Божьей помощью. Потому что колоссальные объемы были сделаны качественно. Я работал без помощников. Восстановил четыре росписи: две по 15 метров – "Крещение Господне" и "Вход Господень во Иерусалим", и одну сдвоенную – "Воскресение Христово" и "Апостол Матфей". Она в высоту 23 метра – восьмиэтажный дом! Потом писал иконы, работал в трапезной. Это тяжелейшая работа. Академическая школа сложнее в исполнении, чем иконописная. Расписывать храмы, как в древности – по сырой штукатурке, – быстрее, здесь же сложная многослойная живопись. Тут необходимо умение писать реалистически, что сейчас мало кто умеет, работать в больших размерах и быть религиозным человеком: храм должен расписывать верующий. Прекрасно помню освящение храма. Это запомнилось на всю жизнь.

Вы сейчас бываете в храме Христа Спасителя?

Обычно я хожу в храмы неподалеку от дома, но на большие службы стараюсь попасть в храм Христа Спасителя. С собой беру своих маленьких детей. Только в этом храме можно почувствовать торжество вселенского православия. И скажу я вам, нет большего счастья для художника, чем прийти в храм, расписанный тобой и где есть часть твоей души.


МЫ РАБОТАЛИ, КАК СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Зураб Церетели, президент Российской академии художеств

Российской академии художеств в 1995 году поручили воссоздать художественное убранство храма Христа Спасителя. У архитекторов были одни сложные моменты, у художников и скульпторов – другие. Храм – это синтез искусств, в нем все должно быть гармонично. Это как симфонический оркестр. Не шутка: работали двадцать с лишним артелей. Внутреннее убранство храма было очень сложно решить с точки зрения общего колорита. Когда вы находитесь в храме, вы чувствуете единое цветовое решение. Ну и, конечно, надо было сделать все оперативно, успевать в срок и при этом качественно. Если воспринимать храм как копию, насколько точной она получилась?

Сохранились фотографии храма до разрушения, поэтому каждый может сравнивать. Мы многое сделали, точно воссоздав образ прошлого памятника, но были и новые моменты. По конструкциям, технологиям... И во многом это продиктовано не нашим нежеланием повторить, а сделать лучше, избежать прошлых ошибок. В некоторых случаях это была замена материалов. Вот, например, кресты и врата храма. Тот храм строили несколько десятилетий, а этот подняли за несколько лет. Многие удивлялись, что вы продолжали работать над некоторыми деталями храма уже после открытия...

Первоначально горельефы на фасаде были сделаны из белого пластика – современного легкого композитного материала, но мне хотелось, чтобы был единый облик с бронзовыми скульптурами на фасаде. И уже после окончания работ я отлил все крупные горельефы в бронзе. Их установили недавно. Мы сделали так, как считали нужным. Всегда можно найти в любом деле как массу достоинств, так и недостатков. Но в какой-то момент художник должен набраться смелости, поставить точку и начать новую работу. Как вы думаете, современные храмы могут состязаться в красоте с древними?

В молодости мне повезло работать в качестве художника в Институте этнографии и археологии Академии наук. В экспедициях я делал обмеры, зарисовки, копии древних фресок – VII, VIII веков. И видел: каждое время давало что-то уникальное, рождало свой особый почерк. Наше великое наследие надо воспринимать как урок, но при этом стараться искать новые решения. Зураб Константинович, вы сейчас ходите в этот храм? Конечно, хожу, там я крестил правнучку. В 2007 году Российская академия художеств отметила 250-летие именно в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. И это было знаковым событием. Участвовать в создании святыни – честь для меня...


От замысла до воплощения

Общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя возникло в конце 1980-х годов. 5 декабря 1990 года был установлен гранитный закладной камень, в 1992 году основан Фонд сооружения храма, а строительство было начато в 1994 году. Проект выполнен архитекторами М. М. Посохиным, А. М. Денисовым и другими. Впоследствии Денисов отошел от работы, и строительство завершал 3. Церетели. Храм рассчитан на 10 000 человек. В плане он выглядит как равносторонний крест 85 метров шириной. Высота храма с куполом и крестом 105 метров. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м(2), из которых около 9000 м(2) позолочены.


КСТАТИ

18 августа в 17. 00 начнется вечернее богослужение (Всенощное бдение). 19 августа утренняя литургия пройдет в 7. 00 в Преображенской церкви ("нижнем храме"). В 10. 00 в храме Христа Спасителя – поздняя литургия.

СМ.ТАКЖЕ

территория церкви:

Восстановление храмов в России

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты