Протоиерей Всеволод Чаплин "Церковь это не политическая организация" Источник: Эхо Москвы В. ЧАПЛИН: Как нередко бывало в последние несколько месяцев и даже лет, господин Федотов, которого я в принципе очень люблю, тем не менее, смешал грех со спасением. Одно к другому как мы знаем, отношение не имеет. И в данном случае, тоже какие-то вещи, которые не имеют друг к другу отношение, были объединены. Я не читал пока подробно этот закон, обязательно прочту. Но насколько я знаю, там речь идет об организациях, которые занимаются политической деятельностью.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Ну, вот как раз Михаил Александрович говорит, что даже если по этой части смотреть, то среди иерархов РПЦ есть священнослужители, которые специально занимаются сотрудничеством с органами власти. В частности с правоохранительными органами. И входят в состав различных общественных советов, и так далее.
В. ЧАПЛИН: Михаил Александрович всё-таки юрист, я немножко в праве тоже понимаю. Политическая деятельность это деятельность политических партий, это деятельность, связанная с выборами, с получением или удержанием власти и у нас, по-моему, законодательство о политических партиях достаточно ясно определяет, что именно является политической деятельностью, а что нет.
В конце концов, если понимать политику так широко, что по-моему не очень коррелирует с нынешним правом, то можно объявить тогда политикой всё от разведения тех или иных растений, до написания той или иной музыки.
Тем не менее, все-таки церковь это не политическая организация. Как и многие другие организации, у нас являются не политическими. Может быть действительно, в законопроекте стоит более детально описать, что такое политическая деятельность. Или сослаться на закон о политических партии, который даёт определенные дефиниции. Так или иначе, у нас если и получают какие-то средства из-за рубежа, то это бывает очень в редких случаях, и это происходит, как правило, тогда, когда та или иная западная организация не церкви в целом, а отдельному приходу, иногда отдельной епархии выделяет какие-то средства, связанные с гуманитарными программами, с поддержкой образования, издания отдельных книг.
Так что, в любом случае, 99,9% средств церкви это средства, которые приносят люди, живущие в России, если говорить о России. Никаких средств наших подразделений за рубежом, мы не получаем. Украинская православная церковь, латвийская православная церковь, православная церковь Молдавии, и так далее, никаких отчислений в центральный церковный бюджет не делает. И поэтому наша церковь, как централизованная религиозная организация, не зависит от внешнего финансирования.
На самом деле нужно, чтобы люди знали, какие из общественных организаций, особенно действительно вовлеченных в политические процессы, являются целиком или по преимуществу, финансируемыми из-за рубежа. Такова практика во многих странах мира. и, я думаю, что более пристальное отношение государства вот к таким управляемым из-за рубежа, финансируемым из-за рубежа организациям, это очень правильная вещь.
Известно, что у нас есть настоящее гражданское общество, к нему относятся и казачество, и монархисты, и организации рядовых педагогов, и рядовых врачей, они часто имеют совершенно противоположное западному понимание будущего нашей страны. Но вот почему-то западные страны признают гражданским обществом только то, что на 100% отвечает принятым на западе идеологемам. И в идеале, лучшим гражданским обществом иногда на западе де-юре, или де-факто считается набор тех организаций, которые полностью зависят от западных фондов, западных посольств, западных политических или общественных структур, Раскрученных, политически ангажированных правозащитных организаций.
Когда мы имеем здесь не те организации, которые возникли снизу, выращенные нашим собственным народом, организации, которые насаждены из-за рубежа, оттуда финансируются, оттуда управляются, сделать определенные различия между первыми и вторыми и, по крайней мере знать о том, кто является в полном смысле того слова иностранным агентом и общество, и государство должны. Так что мне кажется, мера очень своевременная сейчас предлагается.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Отец Всеволод, и последний вопрос для понимания скорее. Русская православная церковь формально подчиняется ли другим православным церквям?
В. ЧАПЛИН: Нет. Она в совершенно самостоятельном управлении, автокефальная, то есть, имеет независимое возглавление. И никакому зарубежному центру она не подчинена.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Спасибо большое отец Всеволод.
|