поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
28 июня 2012  распечатать

Митрополит Крутицкий Ювеналий: Обучение должно быть профессиональным, доходчивым и увлекательным

По материалам: Официальный сайт РПЦ МП

С сентября 2012 года "Основы религиозных культур и светской этики" становятся обязательным предметом в школьной программе, а для многих учебных заведений Московской областной епархии преподавание "Основ православной культуры" – уже давно обычная ежедневная практика. Насколько опыт Московской епархии может быть полезен для всей страны? Чем можно заинтересовать современную, во многом далекую от веры, молодежь в изучении "Основ православной культуры"? На каких принципах строится сотрудничество Московской епархии с Министерством образования Московской области? На эти и другие вопросы в интервью журналу "Православное образование" ответил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

– Ваше Высокопреосвященство, Вы родились в середине 1930-х годов, в очень трудное для Русской Православной Церкви время. Что сыграло особую роль в Вашем религиозном воспитании и образовании в столь сложное время?

– Самое сильное влияние на мое развитие в детские годы оказала мать, происходившая из традиционной религиозной семьи. С раннего возраста и до последнего дня жизни ее духовными наставниками были архипастыри и священники нашей Церкви. Я с детства посещал храм, прислуживал за богослужениями в Ярославле, имея возможность непосредственного общения с архиереями и священнослужителями. Многие из них были моими духовными отцами, включая блаженной памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. Результатом такого жизненного опыта стало то, что к достижению совершеннолетия у меня сформировалось непреодолимое стремление к пастырскому служению. Тогда я поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а потом академию, где принял монашеский постриг и священный сан.

– Владыка, Вы начинали Ваш пастырский путь более полувека назад. Что Вы могли бы сказать о катехизации в те годы?

– Как я не раз говорил, в то время первыми катехизаторами в семье были бабушки. Я своих живыми не застал. О многом узнал от матери. Имел и счастливый опыт соприкосновения с семьей интеллигентных пожилых людей, укрепивших меня в навыках благочестия и знаниях о вере. Не у всех так счастливо складывалась "катехизация". Многие получали только самые общие представления о Православии, поскольку вероучительная литература была недоступна, даже Библия была редкостью. В школе и средствах массовой информации царствовала настойчивая антирелигиозная пропаганда. Порой она оказывалась контрпродуктивной, вступая в конфликт с преобладавшей в душах верующей молодежи "домашней катехизацией". Пытливый ум подростков искал сведений о Православии повсюду: в произведениях русской литературы, в отечественном культурном наследии, даже на страницах журнала "Наука и религия" (о нем, шутя, говорили, что там нет ни науки, ни религии). Храмов было мало, и все делалось для того, чтобы молодежь их не посещала. Зато те, кто прорывались через официальные "кордоны", имели возможность сплотиться с единомышленниками и получить наставление у опытных духовных руководителей.

– В течение 18-ти лет Вы возглавляли Синодальную комиссию по канонизации святых. Какую роль в воспитании современного молодого поколения может сыграть знание о подвиге новомучеников и исповедников Российских и как правильно донести этот опыт до молодежи?

– Церковь дорожит подвигом новомучеников и исповедников XX века. Это уникальный опыт духовной жизни в условиях атеистического мира. Сегодня, когда нравственные акценты смещены в сторону повсеместного увлечения гедонизмом (гедонизм – тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания, – прим. ред.) и консьюмеризмом (консьюмери́зм как термин в настоящее время становится аналогом перепотребления, потребительства. В современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, когда человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, и потребление становится целью и смыслом жизни, – прим. ред.), важно противопоставить нравственному и интеллектуальному упадку религиозную целеустремленность святых XX века. Ныне крайне актуальна задача показать жизненную значимость ценностей веры, ради которых угодники Божии не пожалели самой жизни, оставаясь верными Христу.

В Московской епархии много делается для приобщения верующих к подвигу новомучеников. Издано многотомное собрание их житий. Построены храмы, освященные в их честь. Составлены богослужебные чинопоследования и написаны иконы. В благочиннических округах совершаются соборные богослужения в дни памяти подвижников веры XX века. В рамках предметов, знакомящих детей и юношество с Православием, мы стремимся на примере подвига новомучеников и исповедников показать подрастающему поколению достойные примеры духовного самосозидания.

– Со следующего учебного года "Основы религиозных культур и светской этики" становятся обязательным предметом в школьной программе, а для многих учебных заведений Московской епархии преподавание "Основ православной культуры" – уже давно обычная ежедневная практика. Насколько опыт Московской епархии может быть полезен для всей страны?

– Действительно, опыт Московской епархии отвечает на многие вопросы и тех, кто всей душой борется за православное просвещение, и тех, кто еще сомневается в его целесообразности. Вот уже более десяти лет прошло с тех пор, как 12 ноября 2001 года был подписан договор о сотрудничестве между епархией и Министерством образования Московской области. Для совместного рассмотрения и апробации программ и учебных пособий был сформирован Координационный совет. Со временем были заключены договоры о взаимодействии между благочиниями и муниципальными органами управления образованием. Много сил и внимания было уделено повышению квалификации педагогов на базе вузов Подмосковья и при активном участии нашего духовенства. В настоящее время уже более полутора тысяч человек стали выпускниками соответствующих курсов. Широкое распространение получило преподавание "Основ православной культуры" и "Духовного краеведения Подмосковья" на всех уровнях образования – от дошкольного до высшего. В таких условиях введение "Основ религиозных культур и светской этики" является вполне органичным, дополняя уже сложившуюся в регионе систему православного просветительства.

Опираясь на более чем десятилетний опыт сотрудничества с Министерством образования Московской области, мы уверенно продолжаем и дальше развивать православную просветительскую и воспитательную деятельность. Думаю, что наш опыт может быть полезен для всех, кто им заинтересуется. К примеру, много полезного можно найти в учебнике Л.Л. Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья" для составления учебно-методических комплектов, рассказывающих о святынях других регионов.

– Владыка, чем, по Вашему мнению, можно заинтересовать современную, во многом далекую от веры, молодежь в изучении "Основ православной культуры"?

– Вспомним слова святого апостола Павла: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9:22). Сама задача преподавания предмета состоит в том, чтобы побудить учащихся задуматься о духовных истинах. Конечно, важно, чтобы обучение было максимально профессиональным, доходчивым и увлекательным. В то же время неуместно упрощенчество. Не думаю также, что чрезмерное заигрывание с аудиторией принесет пользу.

– Сегодня перед епархиями стоит вопрос о подготовке педагогов ОПК. Не секрет, что уровень подготовки оставляет желать лучшего. Что могло бы, на Ваш взгляд, повысить их квалификацию?

– Как я уже упоминал, в Московской области налажен процесс переподготовки педагогов. В нем участвует и Московская епархия, в том числе через посредство Методического кабинета при епархиальном Отделе религиозного образования и катехизации, проводящего специальные семинары и круглые столы. Значимую роль в укреплении связей с педагогическим сообществом играют мои ежегодные встречи с руководителями муниципальных органов управления образования, с директорами школ, где наиболее успешно осуществляется преподавание знаний о Православии, дискуссии и обмен опытом в рамках Московских областных Рождественских образовательных чтений, публикация статей в рубрике "В помощь учителю" в журнале "Московские епархиальные ведомости" и др.

Конечно, идеальным было бы привлекать к преподаванию предмета по преимуществу верующих учителей. Мы постоянно предпринимаем шаги к тому, чтобы реализовать эту задачу. Но на это требуется время.

– Как светскому педагогу, преподавателю "Основ православной культуры" или "Духовного краеведения Подмосковья", рассказать об упоминаемых в программе святых не только как об исторических и общественных деятелях, но и как об образцах духовного и нравственного совершенства?

– Думаю, что для светского педагога, если он верующий, здесь не возникает никаких сложностей. Если же речь идет о неверующем учителе, то ему следует руководствоваться принципами толерантности и адекватности изложения религиоведческого материала. Кроме того, стоит заметить, что основы так называемой "светской этики" по преимуществу имеют религиозное происхождение, а потому деяния святых подвижников имеют высокую нравственную значимость и для тех, кто не разделяет убеждений православных христиан.

– Московская епархия активно сотрудничает с Министерством образования Московской области. Какие имеются достижения на данном этапе сотрудничества?

– О многом я уже сказал. В дополнение отмечу, что на сегодня сформировался своеобразный календарь церковно-школьного соработничества в Московской области. Начинается он с Рождественской губернаторской елки. Широко празднуются в епархии День православной молодежи и День православной книги. Пасхальный фестиваль "Подмосковная весна. Дорога к храму" проходит на Светлой седмице и собирает родителей и детей в различных городах региона. В это же время я встречаюсь с руководящими работниками сферы образования для обсуждения нашего сотрудничества и разработки планов на будущее. День славянской письменности и культуры бывает отмечен областной научно-практической конференцией и открытым уроком для многотысячной детской аудитории, все участники которой получают в подарок назидательную книгу для духовного чтения, специально издаваемую к этому случаю. Осенью мной проводится собеседование с директорами школ. А в самом конце года в епархии в течение двух-трех недель проходят областные Рождественские образовательные чтения, охватывающие все благочиния и муниципальные образования. Материалы чтений публикуются. Что касается собственно преподавания знаний о Православии, то оно начинается с дошкольных образовательных учреждений, охватывает средние и средние профессиональные образовательные учреждения и продолжается в вузах. Педагогический процесс обеспечен учебно-методическими комплектами, ведется подготовка кадров.

– Владыка, какие учебные заведения Вы могли бы привести в пример по уровню, качеству и эффективности преподавания "Основ православной культуры" и каким критериям они отвечают?

– Приведу данные только по школам. В настоящее время знания о Православии, по статистике Министерства образования Московской области, преподаются почти в 78% общеобразовательных учреждений (1145). Охвачено 15% учащихся (91900 чел.). Уровень преподавания там может колебаться, да и реакция аудитории по множеству субъективных причин бывает разной. Мне представляется нецелесообразным "расставлять баллы" коллегам из светской системы образования. В целом же отмечу, что делается трудоемкая и ориентированная на долговременный результат просветительская и воспитательная работа, заслуживающая самой позитивной оценки.

– Как Вы оцениваете взаимодействие епархии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации? Что можно и нужно сделать, чтобы улучшить это взаимодействие?

– Хотя Отдел создан в 1991 году, сейчас он проходит важный период становления и структуризации под руководством митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. Московская епархия, в свою очередь, постоянно наращивает опыт в сфере религиозного просвещения, сотрудничая с подмосковным Министерством образования. Мы всегда готовы делиться имеющимися у нас наработками. Не видится никаких препятствий для дальнейшего конструктивного взаимодействия между Отделом и епархией на благо Церкви и нашего народа.

– По долгу служения Вы много бывали за границей. Что положительного Русская Православная Церковь могла бы взять из опыта зарубежных Церквей в сфере религиозного образования?

– Думаю, что самым важным является такой опыт, когда преподавание религиозных знаний является неотъемлемой частью государственной образовательной программы и финансируется бюджетом.

– Владыка, скажите, пожалуйста, в преддверии введения преподавания "Основ религиозных культур и светской этики" в школах России, несколько слов в напутствие педагогам и их ученикам.

– Хочу пожелать, чтобы введение этого предмета проходило в условиях максимально свободного волеизъявления родителей и детей при выборе направления обучения. Важно понимать, что при всей кратковременности этого курса он позволяет дать подрастающему поколению некоторый объем сведений о православии, оказавшем фундаментальное влияние на формирование отечественной государственности и культуры. Желаю педагогам с бережным вниманием и любовью доносить знания до детей, а ученикам с пользой посещать уроки, используя их для духовного и интеллектуального обогащения. "Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью" (Кол. 3:16).

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Споры вокруг преподавания ОПК и ДНК в школах

Мнение епископа

персоналии:

Митрополит Ювеналий (Поярков)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты