Татьяна Чередникова Реставраторы отмыли золото старообрядцев Источник: Московский комсомолец Комплекс зданий старообрядческой общины выглядит как новенький
Два храма и белокаменная колокольня на Рогожском кладбище вернулись в лоно староверческой общины в своем первоначальном виде. На осуществление реставрационных работ ушло более 5 лет и 268 миллионов государственных денег.
Комплекс зданий старообрядческой общины впервые за много лет пережил профессиональную комплексную реставрацию. Кафедральный Покровский собор 1792 года постройки, храм Рождества Христова и еще целый комплекс подсобных помещений общины были бережно отремонтированы, восстановлены и переданы в руки старообрядцев. Весь комплекс реставрационных работ выполнила реставрационно-строительная компания "Возрождение".
Судьба этих архитектурных памятников всегда была драматичной. Вместе с автором Покровского собора великим Матвеем Казаковым попал в немилость и сам храм: Екатерина II повелела снизить его высоту и уменьшить число глав. Побывали у старообрядцев и наполеоновские солдаты от них святыни пришлось прятать в могилы Рогожского кладбища. Однако самые большие разрушения принесли храмам времена советского атеизма: большинство церковных строений было подвергнуто поруганию и разорению, мрамор пустили на строительство метро, в церкви Рождества Христова сделали заводскую столовую, а староверам оставили только неотапливаемый летний Покровский собор.
К моменту реставрации в храме Рождества полностью отсутствовали купол, ротонда и глава, подвалы были засыпаны землей, старые окна заложены, новые прорублены. Реставраторам пришлось восстанавливать внутренние конструкции, обновлять кирпичную кладку и белый камень на фасаде, полностью переложить два крыльца, восстановить окна и двери. Строители выполнили дренаж, усилили и "гидроизолировали" фундамент, но главное открыли и отреставрировали внутри храма подлинные иконописные фрагменты.
Довольно тонкая работа была проделана реставраторами и в Покровском кафедральном соборе. Он хоть и пострадал меньше других строений, но за 200-летний срок все-таки изрядно поизносился. С момента строительства храм ни на день не закрывался. Вот и теперь реставраторам пришлось восстанавливать здание в короткие промежутки между многочасовыми богослужениями. Особенной заботы потребовала иконопись, которая занимает все стены, столбы и своды храма в общей сложности 4000 квадратных метров.
Покровский собор был неотапливаемым, температура и влажность здесь постоянно менялись, рассказала художник-реставратор Галина Чернышевич. Все вместе привело к сильному разрушению живописи удивительно, что она полностью не осыпалась.
Мастера укрепляли грунт специальным клеем, очищали иконы и картины от копоти, жира и грязи освещение в храме, по велению староверов, и по сей день остается свечным. Особенно бережно реставраторы отнеслись к старинной позолоте, которая украшала не только живопись, но и карнизы: ее аккуратно очистили, оставив натуральной, авторской. Дозолотили только фрагментарные утраты.
Несмотря на верность старообрядческой традиции, храмы технически осовременили: провели отопление, вентиляцию, установили противопожарные системы. Словом, создали все условия, чтобы и живописи, и людям было комфортно. Ликвидировать культурный пробел и послушать византийское крюковое пение, которое практикуют старообрядцы, сегодня может каждый желающий. Прихожане Покровского собора советуют приходить в выходные дни или большие праздники, не забыв про церковный дресс-код. Служба сопровождается земными поклонами, но на пришедших это не распространяется. Можно просто стоять и смотреть.
|