Заявления «Российского лютеранского центра по мониторингу СМИ и
общественного мнения»
Москва, 28 мая 2004 г
1. «Российский лютеранский центр по мониторингу СМИ и общественного
мнения» (РЛЦ МСО) обращает внимание российской
общественности, прессы, властей и представителей российских религиозных
конфессий на недопустимость заявлений и публичных высказываний, в
том
числе в прессе, искажающих объективную правду об одной из
исторических
конфессий России « лютеранской Церкви. Центр возлагает на себя
ответственность пресекать все формы некорректной или заведомо
ложной
информации о российских лютеранах и лютеранстве в целом всеми
доступными законными способами вплоть до апелляции в суды и
возбуждения уголовной ответственности. РЛЦ МСО призывает
журналистов, пишущих на религиозные темы, совершенствовать свои знания
и
повышать квалификацию, дабы не создавать конфликтные ситуации в
российском обществе публикациями, в основе которых лежит не знание
ситуации и порой даже истории России. РЛЦ МСО также призывает
публичных политиков, а также представителей властей и других
конфессий при подготовке заявлений, касающихся лютеранской церкви и
лютеранства в целом, консультироваться по этому вопросу с
представителями центра. РЛЦ МСО намерен учреждать общественные премии
за объективное освещение истории и настоящей деятельности
российских
лютеран и лютеранских церквей вообще.
2.Протестантизм в России - это разнородная и зачастую негативно
настроенная
друг к другу масса верующих, чьи христианские взгляды прямо или косвенно
связаны с учениями и идеями отцов Реформации. Причем, в последнее время
наметилась тенденция выделения некоторыми "российскими протестантами"
своей
историчности пребывания в России и тем самым оправданности существования в
ней. В первую очередь к поиску этих доказательств стремятся молодые
протестантские конфессии, как, например, пятидесятники или некоторые
квазипротестанские христианские общины.
Представители российского "неопротестантизма" обычно приводят исторические
даты и вычисляют с какого времени на Руси появился"отечественный
протестантизм", когда он был занесен в страну и проч. Большинство из этих
приводимых данных действительно связаны с "историческим протестантизмом",
представители которого массово стали появляться в России во времена Петра
Великого. Называют, например, дату 1576 г, когда в Москве была открыта
первая "протестантская" часовня. Хотя речь в данном случае идет не просто
о
"протестантской", а о лютеранской кирхе. Ее прихожане были, в
действительности, первыми российскими протестантами. Само слово
"протестант"
по своему историческому происхождению имело отношение именно к
последователям немецкого реформатора, доктора папской теологии, против нее
и восставшего, профессора Мартина Лютера. Название "протестанты" впервые
прозвучало на сейме немецкого народа в г. Шпейер в 1529 г, когда
Императором
Священной Римской империи Карлом V было отменено большинство гарантий
веротерпимости, которые были обещаны им самим ранее
последователям лютеровской Реформации. При внимательном рассмотрении
вопроса, очевидным начинает представляться то, что большинство современных
российских так называемых «протестантов», в строгом смысле, никакого
прямого отношения ни к Лютеру (ни к другим отцам протестантизма, таким как
Кальвин, например), ни к их Реформации не имеют. Но в среде современных
российских протестантов принято и приятно вести свою духовную-историческую
родословную, от "самого Лютера" или "от самого
Кальвина". При этом, с теологическими взглядами своих отцов основателей
большинство современных российских протестантов на самом деле мало
знакомо.
Центр обращает внимание российской общественности, прессы, властей и
представителей других российских религиозных конфессий, что термин
«протестант» в его историческом контексте возможно применять лишь к
лютеранам, а также реформатам.Обозначение иных конфессий возможно
словами «неопротестант» или прямо по названию конфессии
(баптист, пятидесятник, адвентист седьмого дня и т.д.).
3.Одной из теологических идей большинства российских «неопротестантов»
является уверенность в постоянно меняющейся и эволюционизирующей теологии, которая есть ни что иное, как теологически интерпретированная
модернистская
идея механистического, эволюционного развития самого человечества,
теологически оформленный дарвинизм, или материализм в теологическом
контексте. Одной из главных идей данной теологии является постулат
непременно
и постоянно "развивающейся теологии". При этом, теология эволюционизирует
посредством эмпирического опыта верующего, отталкивающегося в своих
исканиях
от Библейского текста. Нужно признать, что в этом есть сильная, с точки
зрения построения эффективной миссионерской общины, сторона, так как она
порождает крайние формы религиозного энтузиазма. Но есть и слабая
сторона:
эта идея не выдерживает критики с точки зрения классического библейского
учения. Уже первые пятидесятники испытывали кризис совей веры, будучи не в
состоянии примирить один из главных постулатов протестантизма Solo
Scriptura
и авторитет собственного опыта, который, по их мнению, также "инспирирован
Святым Духом". Проблема "все еще пишущейся Библии" - реальная и острая
проблема современного пятидесятничества. Она не декларируется и не
объявляется публично, но существует и оказывает влияние на религиозную
практику. Декларируемый "библеизм" вступает в противоречие с
"послебиблейской империей" .Учение Библии, в призме "полноевангельской
доктрины" (одна из теологических идей пятидесятников) плюс "откровения
нашего пастора" составляют истинное основание многих пятидесятнических
общин. Идея "новой истины", "Евангелия Духа Святого", вооруженная
убежденностью в необходимости "проповеди не в слове, но в силе Духа"
приводит ее последователей к осознанию своей исключительной мессианской
предназначенности. Все христиане, не обладающие "силой Духа", находятся
вне
благодати Божией и фактически не имеют общения со Христом. Исходя из этой
логики, Россия уже не христианская страна, так как не следует "полному
Евангелию", а является миссионерским полем, где необходимо провозглашение
"Евангелия Духа Святого". «Протестантский взрыв» начала 90-х годов в
России
в своей массе имел именно такой характер. При этом доминировали именно
"нового крещения Руси" и "новых теологий" из-за рубежа. "Теология
преуспевания", "теология исцеления", "теология власти" являлись ни чем
иным, как американскими, шведскими и корейскими моделями идей
харизматических "генералов" (Бени Хина, Ульфа Экмана, Джона Аванзини,
Кеннта
Хейгина, Кеннета Копланда, Пола Йонги Чё, Алексея Ледяева и др.),
предложенные для России как сценарии развития её христианства.
В связи с вышеизложенным, Центр считает важным довести до сведения
российской общественности, прессы, властей и представителей других
российских религиозных конфессий, что похожие теологические взгляды
не
имеют ничего общего с идеями Лютеровской Реформации, деструктивны по
своей сущности как для личности верующего христианина, так и для
Российского государства.
Центр выражает озабоченность данным вопросом и призывает
представителей российской общественности, прессы, властей и других
российских религиозных конфессий разделять позиции последователей
Лютеровской Реформации .Одновременно с этим, ассоциирование лютеран с
«неопротестантами» приводит к появлению в конфессиональной и
светской
прессе негативных высказываний и о лютеранах, которые всегда были и
остаются органической частью российского общества и государства.
Центр также призывает глав и членов «неопротестантских» образований
пересмотреть свои взгляды на необходимость «Нового крещения Руси» и
занять позицию не конкуренции, но консолидации с Русской Православной
Церковью. России сегодня нужен патриотичный протестантизм, думающий о
России
и о спасении душ ее подданных, поддерживающий государство и его политику,
имеющий своей миссией способствование духовному возрождению народа, что
невозможно без поддержки миссионерских инициатив традиционной для
России церкви. Не
конкуренция, а добровольное и тесное взаимодействие с доминирующей
церковью
на правах меньшинства, признающего действительное духовное лидерство
нациообразующей конфессии. Прозелитизм (в смысле переманивания духовно
заблудших прихожан в свои конфессии) по отношению к РПЦ недопустим и может
вызывать лишь сомнение в истинных миссионерских целях любящего Россию
протестанта.Русские протестанты должны отказаться от «неопротестантской»
доктрины и отложить в сторону спесь мнимого "духовного превосходства"
над
Православием (в виду особых откровений и особых духовных практик),
которая
есть ни что иное как гордыня, а понять одну важную Евангельскую истину,
которую протестанты любят цитировать и которая в устах Спасителя гласит
"где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". А Святой
Апостол
Павел во 2-м соборном послании к коринфской общине пишет: "Кто уверен в
себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы
Христовы". Суть лютеровской Реформации заключалась лишь в отбрасывании
нелепых и антибиблейских постулатов папского богословия и в утверждении
принципов веры в Бога Писания, в Господа Иисуса Христа, который умер и
воскрес по Писанию. Консолидируясь с РПЦ, российские протестанты могут
действительно стать одной из активных социальных аудиторий, могущей
серьезно
влиять на общественное мнение по многим важным для России в духовным
вопросам. От такой позиции протестант, если он только действительно
понимает
саму суть христианской идеи и является российским патриотом, лишь
выиграет.
Так, сегодня с удивлением можно слышать множество самых различных
голосов:
от интелегентствующих безбожников, до представителей самых экзотических
для
России религиозных конфессий об "угрозе православизации" страны. Как в
светской, так и в конфессиональной прессе муссируется тема "недопустимости
чрезмерного влияния Православной церкви на школьный процесс", "о срастании
власти и структур Православной Церкви". Надо ли говорит, что при всем
многообразии этнокультурной и религиозной палитры, именно Православие в
России было, есть и будет нациообразующей, созидающей силой и духовно
доминирующей конфессией. Но протестант, думающий действительно о благе для
России, только выиграет от того, что РПЦ сможет духовно окормлять
подрастающее поколение, будущее нации, придя в светские школы, а также
осуществляя пасторскую деятельность в армии, других институтах, неся туда
Слово Божие. В условиях тотального обмерщвления данная позиция
представляется оптимальной.
4.Одним из важных аспектов будущности русских протестантов, наряду с
кооперацией с РПЦ, несомненно является вопрос низкого теологического
образования священников протестантских конфессий. Священник, в
соответствии
с библейским учением и исторически сложившейся церковной практикой, должен
быть не только призван, но еще и обучен и законно поставлен на служение.
Сегодня же зачастую молодой человек, едва прочитавший Библию, мнит себя
"пастором", знающим все и считает себя вправе учить других своим "особым
откровениям". Некоторые теологические центры скорее напоминают курсы
ускоренной подготовки добровольцев перед отправкой на миссионерский фронт
"языческой", в понимании такой
миссии, России.
Центр представляет общественному обсуждению вопрос о введении
«общественной лицензии» на право заниматься пасторской деятельностью.
Сдача
некоего "пасторского минимума" (основы теологии, церковной истории и т.д.)
не повредит протестантским служителям, но позволит избежать девальвации
звания пастора и оградит российскую протестантскую паству от странных
теологий, формирующим мышление, чуждое российским интересам и интересам
Христовой Церкви. Будущее российских протестантов зависит от осознания ими
своей действительной, а не желаемой, но далекой от реальности, роли в
истории этой страны.
|