Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94462.html


16 мая 2012

Виктор Аксючиц

"Мы наконец обрели полноту православия"

17 мая исполняется пять лет объединению двух русских Церквей

Виктор Владимирович Аксючиц, философ, богослов, публицист, политик, лидер христианской Партии Народного Большинства накануне празднования юбилейной даты размышляет об итогах этого события:


Воссоединение разделенной Церкви есть абсолютное благо. Это разъединение было трагическим и провиденциальным одновременно. Разные части русского православия в борьбе с невиданным в мировой истории тоталитарным государственным богоборчеством, выполнили каждая свою историческую миссию. Русская Православная церковь Московской Патриархии здесь сражалась с кровавым богоборчеством. Основной ее задачей было сохранение церковной жизни для современников и будущих поколений. Ради этого сохранения иерархия Московского Патриархата шла на многие компромиссы, которые с сегодняшней точки зрения могут казаться, мягко говоря, недостойными. С другой стороны, в "катакомбную" Церковь ушло много людей истинно верующих и преданных исторической России и православию.

Русская Православная Церковь за рубежом, находясь вне поля брани, за пределами России, сумела сберечь чистоту православного предания и русские национальные традиции. Ибо русская диаспора жила вокруг Церкви и Церковью. Известно, что эмигранты за границей становились даже более воцерковленными, чем были в России. Но при этом, конечно, из-за рубежа невозможно было понять всю сложность ситуации внутри нашей страны.

Другие русские православные юрисдикции тоже выполняли свои исторические миссии. Американская Православная Церковь, подчиненная Вселенскому Константинопольскому Патриархату несла свет русского Православия другим народам. В Нью-Йорке на службе в храме о. Иоанна Мейендорфа меня поразил хор, состоявший из негров, которые пели на английском языке православные молитвы.

Европейский экзархат Русской Православной Церкви тоже нёс свет русского православия другим народам, а также сохранял и пополнял богословские и философские традиции нашего христианства.

Таким образом, каждая из юрисдикций внесла свой вклад в противостояние богоборческому режиму.

В 1990-м году я выступал на заседании Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Утверждал, что не следует в России открывать параллельные приходы Зарубежной Церкви. В беседе с митрополитом Виталием я объяснял, что неправильно, когда приехавший в Россию епископ РПЦЗ требует, чтобы прихожане переходящего к ним храма коленопреклоненно каялись "советских" грехах. Правильно было бы, обратиться со словами: "Братья и сестры! Мы православные, все грешны. Мы оставили поле брани, но сохранили чистоту предания. Вы, образно выражаясь, в "пасти красного дракона" во многом утратили чистоту православия. Давайте объединим наш опыт". На что мне владыка Виталий ответил: "Это мы находимся в пасти красного дракона, мы лучше всех знаем, как славить Бога. Мы тут боремся с такими ересями как шмемановщина и булгаковщина".

И я понял, что только с приходом нового поколения в РПЦЗ будет возможно объединение.

При воссоединении в единое Тело Церкви (Христово Тело), каждая часть Русского Православия передала свой бесценный опыт, сделав его всеобщим. Произошло собирание разрозненного опыта в общечеловеческой миссии. Обе стороны обрели полноту православия. Конечно, требуется время, чтобы мы это поняли. На мой взгляд, сейчас, спустя пять лет после объединения, осознание уже началось.

РЕКЛАМА