поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
27 мая 2004  распечатать

Филипп Щипков

Свящ. Игорь Ковалевский: "Всё-таки единства полного между нами нет"

Священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России.

- Начнем с вашей оценки результатов первой встречи совместной рабочей группы по рассмотрению проблем существующих между Русской Православной и Римской Католической Церквями, которая состоялась 5-6 мая нынешнего года.

- Взаимоотношения между нашими церквами нельзя назвать лёгкими, однако в последнее время наблюдается значительный позитивный сдвиг. Ярким свидетельством этого явился, например, визит в этом году митрополита Кирилла (Гундяева) в Польшу. В частности митр. Кирилл подчеркнул, что ни у Ватикана, ни у Католической церкви в России нет никаких директив по обращению россиян в католичество и нет никакой стратегии прозелитизма. Это огромный сдвиг.

Однако существуют отдельные случаи, которые из-за недопонимания или отсутствия информации вызывают обеспокоенность со стороны Православной Церкви и интерпретируются как случаи прозелитизма. На заседании рабочей группы мы обсуждали именно такие случаи. Работа группы была направлена на то, чтобы на основании анализа этих случаев попытаться найти причины этих недоразумений и выработать общий "кодекс поведения" для обеих церквей. При этом работу группы нельзя рассматривать как своего рода трибунал над Католической церковью в России.

Одна из трудностей в диалоге заключается в том, что вопросы взаимоотношения двух церквей касаются не только территории Российской Федерации, они распространяются на страны СНГ и, прежде всего, Украину. Во время своего визита кардинал Вальтер Каспер заявлял, что аналогичная группа должна быть создана и на Украине. Но наша рабочая группа компетентна рассматривать только проблемы, относящиеся к России.

- Что должно входить в этот "кодекс поведения"?

- Католическая церковь в России была и всегда останется религиозным меньшинством, но меньшинством, которое готово к конструктивному диалогу с Русской православной церковью.

Прежде всего, мы пришли к выводу, что первым шагом в выработке общего кодекса поведения должно стать создание системы взаимного информирования. Зачастую на местном уровне отношения между католиками и православными либо плохие, либо вообще отсутствуют. Всё взаимоотношение сводится к контактам Конференции католических епископов России с Отделом внешних церковных связей Московского патриархата.

Вторым шагом мне видится создание системы тесного и конструктивного взаимодействия в проектах, которые выходят за рамки приходской деятельности. В первую очередь это совместные благотворительные и образовательные проекты. Надо отметить, что сама православная сторона представила примеры позитивного сотрудничества между нашими церквами.

- На пресс-конференции был приведен пример позитивного сотрудничества. Речь шла о католическом приюте в Москве, в котором католические монахини водят детей в православную церковь. Какую же веру примут дети, когда вырастут?

- Цель таких приютов не обращение в веру, а общее свидетельство о христианских ценностях. Мы и православные, и католики – христиане и должны свидетельствовать о Христе. Не отдельно католиков, и отдельно православные, а вместе должны давать общее свидетельство о христианских ценностях. А какую веру примут дети, когда вырастут – это дело их совести.

- Католики часто предъявляют претензии российским СМИ, упрекая их в необъективном отношении к РКЦ. В чем суть ваших претензий? Есть ли у Католической Церкви сформулированная информационная политика?

Религиозная грамотность населения в России очень низкая, что часто относится и к журналистам. Многие СМИ ищут информационные поводы, которые представляют как некие "жаренные факты". Они по-своему интерпретируют информацию, что не способствует стабилизации отношений двух церквей. Тоже самое происходит и в западных СМИ в отношении Русской православной церкви. Многие западные издания позволяют себе публиковать некорректные материалы и нападки на патриарха Алексия II.

С другой стороны структура нашей церкви сейчас находится в процессе становления. И трудно требовать от церкви, которая чуть больше десяти лет назад имела только два прихода на всю Россию, проведение чётко налаженной системной информационной политики. На практике то, как СМИ предоставляют информацию о нас, находится на совести самих СМИ.

Однако я должен отметить, что католическая церковь в российских СМИ в целом представлена достаточно объективно, особенно это касается центральных изданий. Некоторые газеты публикуют рождественские и пасхальные послания нашего епископа Тадеуша Кондрусевича, публикуют интервью, материалы и статьи о католической церкви.

Но часто особенно на местном уровне провинциальные СМИ неаккуратно высказываются о католической церкви, часто ставят их в один ряд с новыми религиозными движениями и сектами.

Вот, например, после первой встречи рабочей группы представитель Интерфакса интерпретировал итоги заседания таким образом, что Ватикан признался в прозелитизме. Во-первых, я не представитель Ватикана, а во-вторых, было сказано, что эти факты можно интерпретировать как прозелитизм. Я не жалуюсь по отношению к какому-то средству массовой информации, это общая проблема, которая касается и православной и католической церкви. К сожалению, эта некорректная и неаккуратная интерпретация фактов, не способствует нормализации православно-католических отношений, а только нагнетает лишние страсти.

- Может быть, чрезмерное внимание средств массовой информации к католикам мешает нормальной жизни вашей Церкви?

- Проблема не в объёме информации, а в её качестве. Если СМИ перестанут уделять католической церкви внимание, то для конфессии, которая является меньшинством, это может стать угрозой маргинализации. Мы меньшинство, но это не означает, что мы замкнутое меньшинство, которое варится в собственном соку.

- Каковы должны быть, с вашей точки зрения, идеальные отношения между двумя церквями?

- Русская Православная Церковь близка католической по духу и является нашей церковью сестрой. У нас подобная эклезиология. У нас одинаковая апостольская преемственность, что является фундаментальным фактом, который выражен и в учении Русской Православной Церкви. И обе Церкви заявляют, что строят отношения друг с другом исходя из взаимного признания апостольской преемственности.

Только тогда католическая церковь в России будет полноценной, когда она будет сотрудничать с православной церковью, и наоборот только тогда Православная церковь сможет себя полностью реализовать, когда будет тесно сотрудничать с церковью Римско-католической.

- В чём суть "конфликта епархий"?

- Это проблема "канонической территории". Не может быть в одном городе двух епископов. Это древнехристианское правило, которое может применяться в рамках одной конфессии. Мы – Церкви сёстры, но тем не менее мы различные конфессии, различные вероисповедания. Поэтому принцип "канонической территории" не может применяться в православно-католическом диалоге. В качестве примера можно привести проблему, которая остро стоит перед Русской православной церковью в Молдавии, где на одной территории существуют две легитимные православные юрисдикции Русской и Румынской церквей. Очень часто трудности в отношениях между нами являются следствиями внутренних проблем каждой. С одной стороны мы знаем, что Православная церковь не однородна и поэтому отдельные её представители могут высказывать частные мнения, которые не соответствуют официальному учению Церкви – так в частности появляются грубые антикатолические высказывания. С другой стороны, проблема Католической Церкви в России заключается в том, что большинство наших священников – иностранные граждане, которые не всегда знают менталитет, культуру или даже российские законы, а зачастую и недостаточно хорошо знают русский язык, поэтому могут своими высказываниями или действиями вызывать со стороны Православной Церкви некоторую обеспокоенность.

- Как вы относитесь к разрешению причащаться с католиками, которое восходит к митрополиту Никодиму (Ротову) и которое было отозвано православной стороной в 80-х годах?

- Это правило более актуально для тех православных, которые живут в католических странах. По мысли кодекса канонического права православным разрешается причащаться в нашей Церкви, если они готовы принять это таинство, веруют в действительное присутствие Иисуса Христа в Евхаристии и имеется для этого необходимость.

У нас в России ситуация часто обратная. С католической стороны запрета для причастия католиков у православных нет, но должна быть необходимость. В основном это относится к тем католикам, которые находятся при смерти. Мы осторожно относимся к этой практике в России, потому что не можем быть уверены – будет ли конкретный православный батюшка действовать в соответствии с учением церкви или исходя из своей частной точки зрения.

При этом декрет об экуменизме II Ватиканского Собора чётко говорит о том, что нельзя рассматривать общение в таинствах как непременное условие в экуменических отношениях для установления единства между христианами. Лично я не поддерживаю легкомысленного отношения к интеркоммунии, к свободному причащению сторон друг у друга. Всё-таки единства полного между нами нет.

© Фото портал "Религия и СМИ"

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Священники о жизни и вере

персоналии:

Филипп Щипков

Священник Игорь Ковалевский

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

19.06.2022

Щипков. "Сохраним христианские ценности"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 229

18.06.2022

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили состояние церковно-государственных отношений на Украине

В Сретенской духовной академии состоялась сектоведческая конференция во имя преподобного Иосифа Волоцкого

15.06.2022

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с протоиереем Геннадием Шкилем
Zoom, 15 июня 2022 года, 18:00-19:00

12.06.2022

Щипков. "Тезисы Николая Патрушева"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 228

05.06.2022

Щипков. "Говорит Патриарх"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 227

01.06.2022

Книга сербского писателя С. Стойичевича "Гибридная война против Сербской Православной Церкви" издана Русской экспертной школой

30.05.2022

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили роль священнослужителя в оказании помощи в условиях чрезвычайных ситуаций

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

01.11.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы журнала "Forbes France"

Русская народная линия:
Иеромонах Паисий (Новожёнов)
"Десакрализация жизни Церкви в пособиях для воскресных школ"
Отзыв на методические материалы для учителя, IV ступень в УМК "Приходская школа "под ключ"" диакона Ильи Кокина

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты