поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
27 апреля 2012  распечатать

Коц Александр

Зачем России исламская партия

Источник: Комсомольская правда

Известный исламовед Роман Силантьев в эфире телеканала "Комсомольская правда" обрисовал перспективы появления мусульманского политического движения

Либерализация законодательства в области партийного строительства незамедлительно дала свои первые плоды. Уже более 150 объединений различной социальной направленности – ученые, садоводы, казаки, левые, правые – решили облачиться в форму политической партии. Есть среди соискателей и несколько околорелигиозных движений, именующих себя христианскими. Однако в списке нет ни одной мусульманской организации, хотя политическая активность отдельных представителей одной из крупнейших российских конфессий иной раз бьет ключом. Почему же мусульмане России не спешат окунуться в большую политику и нужна ли вообще в России исламская партия? Эти вопросы в эфире телеканала "КП" мы адресовали доценту Московского государственного лингвистического университета, исламоведу Роману Силантьеву.

"СТАЛИНСКИЕ" ВАХХАБИТЫ

– В России исламские партии существовали суммарно около 30 лет – с 1905 года и до революции и с 1990 по 2003 год. Сегодня необходимость в такой структуре отпала?

– Эти 30 лет показали, что пользы от них особой нет. Вред есть, но тоже не сильно большой.

– Исламская партия возрождения, помнится, набедокурила в Таджикистане.

– Действительно, это была партия, объединяющая ваххабитов. Они у нас появились при Сталине, когда мы дружили с Саудовской Аравией. Есть мнение, что их сюда завезли для борьбы с басмачами. И вот эти ваххабитские ячейки были у нас практически весь советский период. А в 1989 году ваххабиты начали выходить из тени, учредили партию, активисты которой потом устроили гражданскую войну в Таджикистане. И сильно порывались сделать то же самое у нас. Многие идеологи террористов как раз вышли из Исламской партии возрождения. Но у нас она в 1992 году самоликвидировалась, став, правда, питательной средой для целого ряда других мусульманских политических движений. Их насчитывалось более двух десятков, как федерального уровня, так и регионального. До настоящего времени никто из них практически не дожил. Можно только слышать об Исламском комитете России Гейдара Джемаля, но в нем как было пять человек, так и есть.

– Какого политического крыла придерживались эти партии?

– Они имели центристскую доктрину, не радикальную, в целом прогосударственную. Да они ее особо и не разрабатывали, заимствуя все блоки, кроме религиозных, у других партий. Первые мусульманские партии новейшей истории – "Нур" и Союз мусульман России создавались на базе ЛДПР, затем концепция поменялась, и такие партии стали формировать с расчетом внедрения в проправительственные блоки. Мол, именно мы представляем интересы всех мусульман, которые вас поддержат, если дадите нам денег и депутатские мандаты. И в 1999 году удалось одной такой мусульманской партии – "Рефах" войти в состав "Единства", и пять человек они в Думу провели. Это был главный и в принципе единственный успех. Успех этот недолго продлился, через два года лидера "Рефаха" Абдул-Вахеда Ниязова из "Единства" выгнали, и в будущем никто из его соратников в Думу не попадал. В 1995 году, когда движение "Нур" само шло на выборы, было набрано 0,57% голосов. В 2003 году Исламская партия России, которую переименовали в "Истинных патриотов России", набрала только 0,25%.

ДЕСЯТКИ ТЕЧЕНИЙ И СОТНИ ТЫСЯЧ СОЧУВСТВУЮЩИХ

– А вот последние события на Ближнем Востоке и в Северной Африке, наоборот, показывают, что исламисты набирают политический вес.

– Многие мусульманские богословы считают, что есть всего две партии в мире: "Хизбалла" – партия Всевышнего и "Хизб ут-шайтан" – партия сатаны. И мусульманам больше никаких партий и не надо, все должны в одной, правильной, партии находиться. Но есть и другие мнения, поэтому мы сейчас наблюдаем политизацию ислама в Египте и целом ряде других стран, причем в политику идут преимущественно радикальные мусульмане. Особенностью же российских мусульманских партий можно считать их натянутые отношения с муфтиятами, авторитет которых они периодически пытались оспорить и даже подменить собой их институт. Ведь это очень выгодно – представлять интересы мусульман перед властью. Поэтому умные муфтии с такого рода партиям всегда относились настороженно – что в 1905 году, что сейчас.

– То есть оглушительный египетский или тунисский успех "Братьев мусульман" нам не грозит?

– "Братья мусульмане" у нас в полной мере присутствуют. В Казани, например, один из их центров. Сейчас он традиционным мусульманам большие проблемы доставляет. А вообще "Братья мусульмане" – это просто одно из течений ваххабизма, которое набирает силу, но у нас пока еще ее не набрало. К сожалению, радикализация мусульман в России продолжается. Меры, которые направлены против этого, не дают ожидаемого эффекта. Хотя бы потому, что у нас все попытки запретить ваххабизм пока успехом не увенчались.

– У нас так много последователей этого течения?

– Да, в принципе активных членов – десятки тысяч, сочувствующих – сотни тысяч.

– То есть теоретически они могли бы объединиться в партию?

– Слава богу, они все разные. У них десятки идеологических течений, десятки групп и даже банд. И между собой они зачастую не дружат, а то и просто друг друга режут.

– А на региональном уровне?

– Если бы у нас в каждом конкретном регионе проводились отдельные выборы, по результатам которых формировались бы их парламенты, тогда, может быть, исламские партии получили бы некоторый шанс преодолеть семипроцентный барьер. Но в целом по стране такие шансы равны нулю. Исламское сообщество России очень децентрализовано, и создать партию, равно дружественную даже основным пяти духовным лидерам, просто невозможно. Впрочем, из-за деполитизированности Русской церкви , не желающей оказывать поддержку конкретным политическим силам, у нас не имела бы успеха и православная партия.

МНЕНИЕ МУФТИЯ

Председатель духовного управления мусульман Владимирской области Вафа ЯРУЛЛИН:

Идея сегодня очень востребована

– Исходя из российского законодательства по религиозному или национальному признаку партии не создаются. Но если не называть прямо "исламская партия", появление такого движения вполне возможно. И мне многие говорят: я же в свое время возглавлял мусульманское движение "Нур", нельзя ли нам возобновить нашу работу?

Мы прошли в 1995 году регистрацию, назывались "Общероссийским общественным мусульманским движением Нур". Потом уже слово "мусульманское" было убрано... Тогда мы с чем выступали? 90-е годы, шла война в Чечне, информационная кампания против мусульман в СМИ, люди ненавидели ислам, и мы отстаивали интересы мусульман. Ведь это такая же часть общества России, и мы пытались защитить ее от давления. Мне кажется, подобная партия была бы сейчас тоже востребована. Причем на федеральном уровне.

Но, конечно, мы должны говорить сегодня об отстаивании прав не только мусульман, но и всех граждан. Особенно в вопросах образования, культуры, традиций. У нас есть представители мусульман, которые уже забывают свою грамматику, язык... И в контексте исламского вопроса их хотелось бы сохранить. Ведь любая культура любого народа все равно связана с религией. Есть православные мордвины, чуваши, но со своей культурой и традициями. А если взять Северо-Кавказский регион, в том же Дагестане 42 народности. И многие из них начинают терять свои корни. Хотя, конечно, мы должны беспокоиться обо всех и развивать нашу общую Россию.

Прежде всего надо вытащить всех людей, вне зависимости от вероисповедания, из этой чумы – алкоголизма, наркомании, разврата. Россия на самом деле гибнет, хотя многие говорят: "А, это ерунда". Но это так. И если так будет продолжаться, другим нашим поколениям оставить будет нечего. Это уничтожит наше общество. Да, многие противники создания мусульманских объединений высказывают опасения, что появится некое движение по типу "Братьев мусульман". Вы знаете, мы тоже противники этого. У нас есть тысячелетняя история ислама в России. А если к нам придет из-за бугра новый, переделанный под чьи-то интересы ислам... Мы тоже этого боимся, нам такая религия не нужна.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Процесс объединения российских мусульман

персоналии:

Роман Силантьев

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

22.11.2019

Патриарх Кирилл приедет в Белоруссию на торжества в Жировичи в мае 2020 года

Митрополит Иларион назвал очень своевременным предложение Иерусалимского Патриарха провести встречу глав Церквей

В Сретенской духовной семинарии пройдет презентация обновленного портала Богослов.ru

21.11.2019

В Русской Православной Церкви приветствуют предложение Иерусалимского патриарха провести встречу глав Церквей

Состоялось заседание Бюро Президиума ВРНС

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию вручения премии Международного фонда единства православных народов Блаженнейшему Патриарху Феофилу

Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершили Литургию в Храме Христа Спасителя

Издан "Апостол" в переводе с комментариями архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

20.11.2019

Культуромания:
Елена Сердечнова
Концепцию закона "О культуре" назвали "коммерческой"

19.11.2019

Русская народная линия:
Мы живем в условиях кризиса идей

14.11.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на II Бакинском саммите религиозных лидеров

12.11.2019

Александр Щипков
Читая поэму Олега Охапкина "Бронзовый век"

30.10.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Священник Александр Мазырин
В чем заблуждается Патриарх Варфоломей. О сути, причинах и путях преодоления современного кризиса межцерковных отношений

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты