Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_93994.html


20 апреля 2012

Мария Сухова

Воскресение "Спаса-на-Крови"

Источник: http://aquaviva.ru/journal/?jid=21537 Вода Живая

Сегодня мало кто задумывается, что таит в своих недрах этот храм – один из символов Санкт-Петербурга. Да еще и Пасхальный! Построенный на месте смертельного ранения Александра II храм Воскресения Христова в народе получил название "Спас-на-Крови". Он стал не только храмом – памятником императору, но еще и известным на весь мир крупнейшим мозаичным ансамблем Европы. Несколько лет назад здесь начались богослужения. Есть ли реальная приходская жизнь в музейном храме? Как сосуществуют Церковь и музей?

Мечтало "снять леса со "Спаса-на-Крови"" не одно поколение петербуржцев. Чудом уцелевший в советское время храм открыл свои двери в 1997 году. Очередь в кассу заворачивала на Невский проспект. Когда спал ажиотаж и я впервые оказалась в "Спасе-на-Крови", меня поразило, что его здание совершенно не воспринимается как храм. Больше всего поразил пустой алтарь, хорошо обозримый через раскрытые Царские врата. В этом чувствовалось что-то чужое...

Настоящая встреча с храмом Воскресения Христова "Спас-на-Крови" у меня состоялась позже. Какое-то время я работала там экскурсоводом. Я полюбила его дивные мозаики, но мое восприятие их было подобно созерцанию иконы в музее.

23 мая 2004 года храм был заново освящен, и в нем состоялась первая Литургия. Церковь будто обрела дыхание жизни. Настоятелем стал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. 19 сентября 2010 года в храме начались регулярные бого-служения, которые возглавлял игумен Мстислав (Дячина). Теперь Литургии совершаются здесь каждое воскресенье.

Иерей Алексий Дорофеев, старший священник храма:

– Официально о богослужениях в храме "Спас-на-Крови" нигде не объявлялось. О службах люди узнают друг от друга. Поэтому многие прихожане знакомы. Сейчас регулярно на богослужения приходят более 100 человек, из них более половины причащаются. Люди приезжают с разных концов города, из пригородов. Постепенно в храме начинается полноценная церковная жизнь. Несмотря на то, что это музей, тут хорошо молиться. Конечно, "Спас-на-Крови" открыт для свободного посещения только во время богослужений, но в остальном это настоящий храм. Разве что в нем нет подсвечников: свечи не зажигают, чтобы не повредить копотью мозаику. После каждой службы совершается панихида по усопшему императору, как это было задумано при строительстве храма.

Литургия в соборе начинается в 7:30, до открытия музея. Во время службы возникает ощущение, что храм светлее и больше. Особенно впечатляет византийский образ Христа Пантократора в плафоне купола. В солнечную погоду лучи освещают внутреннее пространство, отражаются в мозаичных иконах, золотой фон которых знаменует образ Божественного света. За Литургией, во время которой свет льется из алтаря, это ощущается особенно сильно.

В храме очень красивый мужской хор, который состоит всего из пяти человек. Регент хора – Владимир Симагин. В церкви хорошая акустика, по-этому здесь не нужно напрягать голос. Прихожане отмечают, что в их храме красиво поют и священники.

Сергей Антонович Таразевич, председатель Совета директоров ЗАО "Телрос":

– Я родился в центре города. Места эти для меня родные с детства, и храм "Спас-на-Крови" особенно дорог. Важно, чтобы такой красивый храм не оставался без прихода. "Спас-на-Крови" очень праздничный, и службы здесь красивые. К красоте быстро привыкаешь, но к красоте "Спаса-на-Крови" привыкнуть невозможно. Очень жаль, что в таком удивительном храме так мало народа. Многие просто не знают о наших службах. Наверное, это дело времени. Приходс-кая жизнь только устанавливается, поэтому надеемся, что все впереди.

С началом богослужений постепенно преображается и музейная жизнь храма. Если прежде "Спас-на-Крови" позиционировался скорее как музейный комплекс, сегодня большее внимание уделяется его церковному смыслу, иконографическим аспектам.

– Сочетание музейной и церковной составляющих создает трудности и одной стороне, и другой, – считает Сергей Таразевич. – Но здесь и воспитывается такое христианское качество, как терпение. Жаль, что после службы людям негде собраться. Во многих храмах есть возможность продолжить общение, пойти на трапезу... А тут все вынуждены расходиться, потому что после службы приходят сотрудники, которые должны подготовить храм к музейной жизни: расставить ограждения, убрать богослужебные предметы. Кстати, некоторые сотрудники храма являются его прихожанами. Совершенно обычное дело, когда смотрители и охранники стоят в одной очереди к Причастию.

Объективно взаимодействие в "Спасе-на-Крови" Церкви и музея необходимо. Этот храм всегда был на попечении государства. В таком привилегированном положении изначально находились еще лишь Исаакиевский собор и храм Христа Спасителя в Москве. Ежегодно на финансирование храма "Спас-на-Крови" выделялось 40 000 рублей серебром. Сегодня такие крупные объекты приходам содержать трудно.

Интересно, что в музее в туристический сезон за день проходит в среднем от 4000 до 5000 человек. Это число сильно отличается от количества людей, приходящих на Литургию. Такова символичная картина современного общества.

– В России не так много настолько красивых храмов. Наверное, любой верующий хоть раз бы хотел побывать на службе в этом пасхальном храме, – говорит отец Алексий Дорофеев.

Возрождение церкви Воскресения Христова подобно пробуждению от зимы, когда весна уже вступила в свои права, и в воздухе ощущается пасхальное настроение. Богослужения в храме "Спас-на-Крови" являют нам торжество жизни.

РЕКЛАМА
Рекомендуем эксклюзивные полезные советы для мужчин на удобном портале 1001sovet.com