Ольга Нестерова 9 золотых ярусов Наследие Завершена реставрация иконостасов в Церкви Живоначальной Троицы в Останкине Источник: Российская газета Департамент культурного наследия Москвы организовал пресс-показ памятника старорусского церковного зодчества Церкви Живоначальной Троицы, где в течение года велась научная реставрация всех трех уникальных иконостасов
Главной достопримечательностью считается центральный барочный иконостас высотой 13,5 метра, сохранившийся с 1692 года. Он состоит из 9 ярусов, хотя обычно из 5. Все иконы в рамках с причудливой золоченой резьбой.
Реставратор-технолог Александр Зуев рассказал журналистам, как укрепляли деревянные элементы декора, устраняли сколы, чистили, золотили, серебрили утраченные фрагменты. Решение о реставрации каждого элемента принималось группой реставраторов. Представленный образец выполнялся в нескольких вариантах как по резьбе, так и по отделке. "Нашей главной задачей было сохранить все подлинное, авторское, говорит Зуев. Работы выполнены без снятия и расчистки верхних слоев. Мы не трогали старое золото, даже старую глину. Новые включения минимальны".
В декоре южного иконостаса придела во имя преподобного Александра Свирского было утрачено два нижних яруса. Пострадал резной декор с ангелами над святыми воротами (сами ворота находятся в усадьбе-музее "Останкино"). Реставрация проводилась по архивному описанию 1813-1843 годов, запечатленному на фотографии начала 1930-х годов. "Стену, где был иконостас, просто зашили досками и покрасили, рассказала хранитель фонда "Иконы" музея-усадьбы "Останкино" Елена Григорьева. Тут был кабинет администрации музея. При реставрации на одной из икон нашли запись: "В 1843 году поновляли иконостас крепостные"... и фамилии. Три верхних яруса подлинные"
Этот храм, по рассказу иерея Кирилла Шевцова, стал первой каменной церковью в селе Осташково (теперь район Останкино). Князья Черкасские строили его как домовую церковь . Предполагается, что архитектором был крепостной Павел Потехин. Сначала возвели северный Тихвинский придел для семьи, потом южный, который предназначался для всех крестьян. Последним самый красивый центральный придел (освящен 3 июня 1692 года). Последняя полномасштабная реставрация была еще в XIX веке при графе Шереметьеве, которому усадьба досталась как приданое жены
А после революции храм ожидала обычная судьба: в 1922 году власти изъяли все ценности, оклады с икон и Евангелий, дорогую серебряную утварь средства нужны были голодающим. В 1930-м приход упразднили, в подклеть свезли картошку. Здание приспособили под жилье, людей селили даже на колокольне, по двору ходили куры. Только спустя пять лет храм вошел в комплекс музея-усадьбы в Останкино. Теперь он возвращен Русской православной церкви . Это действующий храм, но как памятник он охраняется государством. Самое сложное, признаются реставраторы, что и во время их работы проводились службы, крещения, венчания...
|