поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
25 марта 2012  распечатать

Сергей Чапнин

Пятидесятница христианской общественной жизни

Источник: Журнал "След"

10 марта 2012 года представители общин Comunione e Liberazione в России и ближнем зарубежье попросили меня рассказать о том, как меняется самосознание православных верующих в России в связи с событиями последних месяцев и какие общественные задачи получают осмысление с христианской точки зрения. Ниже – краткий конспект беседы.

Пробуждение христианского общественного действия стало очевидным после декабрьских выборов в России, однако этому предшествовали как минимум два события. Первое – неожиданно возникшая весной прошлого года дискуссия о том, нужна ли интеллигенция Церкви. В самой постановке вопроса сквозили какие-то остатки "классовой ненависти", леденящий душу ветерок холодной гражданской войны. Тем не менее в церковном контексте такая постановка проблемы, я думаю, связана с острым переживанием "свободы–несвободы" внутри нашей церковной традиции. Возник конфликт свободы мысли, свободы формулировать и выражать свою позицию, с одной стороны, и жестких требований соблюдать "церковный формат", с другой. Началом разговора стал очень провокационно сформулированный вопрос: что такое интеллигенция сегодня и зачем она нужна Церкви? Вопрос крайне неудачный – в современной России нет и уже не может быть интеллигенции в традиционном понимании этого слова. Однако можно сформулировать его иначе: какое место в Церкви занимают интеллектуалы, для которых знание не находится в противоречии с верой, а потребность в новых знаниях не имеет меркантильной, "коммерческой" основы. Все чаще подход современного человека к знаниям определяется прагматической задачей – они позволяют нам больше зарабатывать, делать карьеру и т. п. А знание как ценность, в том числе нравственная, моральная и духовная, отходит на второй, а то и на десятый план. В неожиданной дискуссии об интеллигенции ясно поставлены две проблемы: ценность знания и свобода выражать позицию.

Второе, что нужно отметить как подготовительный этап пробуждения христианского действия, – это постановка вопроса: что именно должна говорить Церковь, обращаясь к обществу? Мы увидели, что на первом плане оказались какие-то экстравагантные проблемы – дресс-код, богатое духовенство... Неуместно говорить об этом, если еще не сказано о Христе и евангельской жизни. Да, наверное, можно обсуждать и эти вопросы, если и говорящий, и аудитория уже знают: эти вопросы не главные.

Описанное состояние еще нельзя назвать пробуждением, но в последние полгода перед декабрем 2011 отчетливо ощущалось, что ситуация меняется. Люди стали думать... Вернее, они стали задумываться о том, что надо думать.

И вот наступил декабрь. Случилось нечто поразительное, что представить себе раньше было невозможно. Один молодой священник (и это уже, безусловно, страница истории Церкви) пошел наблюдателем на выборы – как журналист от православного интернет-журнала. И его личное свидетельство о дне, проведенном на избирательном участке, буквально взорвало ситуацию. Ведь священник, который свидетельствует о неправде в общественной жизни, – это, мягко говоря, что-то совершенно новое для России.

Священник-наблюдатель не оказался "белой вороной". Вскоре по итогам выборов высказался целый ряд священников и мирян, ранее весьма далеких от политической жизни, а православные СМИ свободно предоставляли им возможность для комментариев. И случилось так, что состояние внутреннего успокоения, отстраненности от общественно-политической жизни оказалось преодоленным. Гражданская позиция – неравнодушная, критическая, в некотором смысле оппозиционная – была осознана как вполне естественная для христианина на личном уровне.

Это не вылилось в христианские митинги или пикеты, в создание общественных движений на волне послевыборного осмысления реальности, но стало менять самосознание людей – и этот процесс продолжается до сих пор и будет продолжаться.

Сейчас очень важно, что идет поиск "нового языка" в описании окружающей нас реальности. Власть ясно и убедительно говорит: "Ну посмотрите на этих протестующих! Они не могут договориться ни о каких конкретных требованиях, у них нет программы, нет реальных лидеров – ничего, что нужно для политического действия". И это так, если говорить на языке холодной прагматики: "Решает митинг какую-то конкретную задачу? Нет. Значит, он ни на что не влияет, и вся эта череда событий никому не нужна и совершенно бесполезна". Но многие из нас чувствуют в такой позиции явный подвох. Подобный взгляд на ситуацию ведет нас в тупик. Однако выходом из тупика является не срочный поиск "реальных лидеров", не проведение "эффективных митингов", а личное гражданское свидетельство, личный решительный отказ от неправды общественной жизни. В поиске нового языка описания действительности впервые за многие годы значимым становится моральное основание. Быть гражданином, занимать активную общественную позицию становится естественным, для этого появляется внутренняя мотивация. И совершенно не важно, что протестное движение может затухнуть и митинги опять будут собирать максимум пятьсот человек, как в предыдущие годы. Важно, что произойдет у нас в голове. И в сердце.

По оптимистичным оценкам, в России сейчас до 80 % православных христиан. Встает вопрос: почему у нас тогда нет православных политиков? В августе 2011 года на христианском форуме "Rimini Meeting" одна из встреч была посвящена христианской политике, и в ней участвовали яркие политики-христиане из разных стран. Они свидетельствовали о том, что такое христианское политическое действие. Я был потрясен, с одной стороны, тем, какой гигантский интерес вызвала эта встреча – не все желающие уместились в огромном зале на несколько тысяч человек... И с другой стороны, была очень убедительной самопрезентация политиков. Я видел, что они: а) действительно политики, б) действительно христиане. И в то же время я с горечью думал о том, что никого из России за этот стол мы сегодня посадить не можем.

Да, есть христиане – настоящие практикующие христиане – в разных российских партиях. Но проблема в том, что для них, как ни странно, личной моделью исповедания веры стало предельно секулярное понимание христианского действия: "Я христианин в храме, я христианин в сообществе других христиан, возможно, я христианин в семье; но угадать, узнать, понять, что я христианин, когда исполняю свои служебные, должностные обязанности, не может никто". Этого не видно. Нет таких принципов, на основании которых человек действует изо дня в день. И этот страшный релятивизм пронзает нашу общественно-политическую жизнь и не дает возможности сформироваться настоящей, подлинной, очевидной христианской политике в современной России.

К сожалению, я совершенно не представляю, как будет рождаться христианское действие. Видимо, наше сознание должно пройти еще какой-то путь, оно должно перейти из инфантильного состояния в более зрелое. И единственное, что возможно на сегодняшний день, – это обсуждение поставленных вопросов в узком кругу, на уровне дружеских и клубных встреч, и это обсуждение уже происходит. Через некоторое время мы будем способны сделать следующий шаг.

Время, в которое мы живем, последние четыре месяца, – это удивительное время пробуждения. Если хотите, своего рода пятидесятница христианской общественной жизни. И даже несмотря на то, что мы вряд ли увидим какие-то практические результаты, это пробуждение, движение духа меня укрепляет и вдохновляет.

И еще одна ремарка по поводу истории и традиций. Часто мы слышим: давайте сохранять традиции, нарушение традиций очень опасно. Но если говорить о нашем нынешнем багаже – культурном, историческом, социальном, философском, религиозном и, если хотите, бытовом, – у нас есть только одна традиция, к которой мы так или иначе все принадлежим. Это советская традиция. К сожалению, мы не можем заглянуть, перешагнуть за Октябрьский переворот, за 1917-й год. Для нас это превращается в реконструкцию, в спектакль, в игру. И поэтому следует признать, – как бы ни было это стыдно для христианина – что самой консервативной силой в России сегодня являются коммунисты.

Должен признаться, что я сегодня не понимаю, что такое христианский консерватизм на практике. И тем не менее я сознаю, что как христианин я за традицию, я – консерватор. Значит, наша творческая задача сегодня – создать в России новые христианские традиции. Здесь я, конечно, имею в виду традиции внелитургические – полтической, общественной, семейной жизни. Убедительные христианские традиции, основанные на опыте Церкви и в то же время укорененные в той реальности, в которой мы живем. Это великая творческая задача для всех нас, и ее мы должны решить – может быть, даже не столько ради себя, сколько ради наших детей.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Сергей Чапнин

сюжеты:

Христианство и партстроительство

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

26.01.2022

Лекторий "Крапивенский 4": встреча со Слободаном Стойичевичем
Zoom, 26 января 2022 года, 18:00-19:00

16.01.2022

Щипков. "Церковный год. Основные итоги"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 207

15.01.2022

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили проблемы и перспективы восстановления канонического присутствия Русской Православной Церкви на Африканском континенте

14.01.2022

Священник Георгий Максимов: переход александрийских клириков в Русскую Православную Церковь возможен по каноническим причинам

12.01.2022

Лекторий "Крапивенский 4": встреча со священником Георгием Максимовым
Zoom, 12 января 2022 года, 18:00-19:00

04.01.2022

В Cретенской духовной академии прошла четвертая конференция научного центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова "Проблемы методологии богословских и патристических исследований"

Ректор Российского православного университета митрополит Крутицкий Павел назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова под Вязом г. Москвы

31.12.2021

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

01.11.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы журнала "Forbes France"

Русская народная линия:
Иеромонах Паисий (Новожёнов)
"Десакрализация жизни Церкви в пособиях для воскресных школ"
Отзыв на методические материалы для учителя, IV ступень в УМК "Приходская школа "под ключ"" диакона Ильи Кокина

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты