Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_93323.html


24 марта 2012

Светлана Галанинская

Александр Щипков: "Священство Юрия Шевченко требует канонической оценки"

Пока мы можем говорить о Юрии Леонидовиче только как о главе клиники, где совершаются аборты"

Петербургская молодежная организация "Воины жизни" обвиняет священника и хирурга Юрия Шевченко в том, что содержит абортарий в бывшем домовом храме. Директор центра "Территория Церкви" Александр Щипков считает, что прежде, чем выдвигать обвинения, необходимо разобраться в канонических обстоятельствах.

– Александр Владимирович, как такое могло произойти? Абортарий в помещении домового Крестовоздвиженского храма принадлежит структуре, которой заведует священник. Театр абсурда...

– Давайте обо всем по порядку. Действительно, речь идет о здании, в котором располагается Национальный Медико-хирургический Центр им. Н.И.Пирогова. Здание в Петербурге, на Фонтанке, построенное по инициативе знаменитого хирурга Николая Пирогова , предназначалось для сестер милосердия, которые работали на полях Крымской войны. В этом госпитале лечили и выхаживали раненых. Сам Пирогов был глубоко религиозным человеком, и здешние сестры милосердия фактически представляли собой сестричество, православную общину. Подобные сестричества, к слову, сегодня активно возрождает владыка Пантелеймон (Шатов).

– Как же в таком месте мог появиться абортарий?

– Да, факт вопиющий. Он вызвал страшное возмущение православных жителей Петербурга. Те обращались в Законодательное собрание Петербурга, которое возглавлял господин Тюльпанов, ныне сенатор Совета Федерации. Никакого результата! Жителей города поддержал Сергей Миронов. Он требовал изменить ситуацию, направлял письма Валентине Матвиенко. Она ничего не сделала. Взывали и к нынешнему губернатору Георгию Полтавченко. Безрезультатно.

– А что говорит руководство медицинского Центра?

– Отмалчивается. Всё по-прежнему остается на своих местах.

– Но ведь Юрий Шевченко – священник. И вот это сознание любого верующего человека вместить не в состоянии. Отсюда и резонанс.

– СМИ сообщали о том, что Шевченко, будучи учредителем и главой медицинского центра, в составе которого есть абортарий, является иереем Русской Православной Церкви. Понимаю эмоции верующих. Получается, священник – владелец абортария, да еще и размещенного в храме. Вопрос о священстве Юрия Шевченко (отца Георгия) довольно сложный. Необходимо знать историю его рукоположения. Когда крупные фигуры культуры, науки или политики публично и гласно воцерковляются, а тем более принимают сан, это всегда привлекает внимание. Так было и в этом случае. Учился Юрий Шевченко в Ташкентской семинарии.

– Почему именно там?

– Человек имеет право учиться в любом учебном заведении, даже расположенном в тысячах километров от дома. И все же: почему жителю Москвы надо получать духовное образование именно в Ташкенте? Дело в том, что когда там учился Юрий Леонидович, на Ташкентской кафедре подвизался архиерей, отличавшийся некоторой экстравагантностью. Он любил привлекать к себе разных московских знаменитостей и общаться с ними. Ташкентскому владыке, очевидно, было приятно, что у него учится сам бывший министр здравоохранения. Это привлекало всеобщее внимание к личности самого архиерея.

– Прекрасный пиар-ход.

– И не единственный. Этот же архиерей несколько ранее вовлек в свою орбиту такого известного шоумена как Иван Охлобыстин и даже рукоположил его. Последствия этого рукоположения нам хорошо известны. Охлобыстин устроил просто какой-то цирк из своего пребывания в священном сане. Между прочим, ответственность за это шоу с рукоположением кривляющегося юноши, лежит на том самом ташкентском архиерее. С Юрием Шевченко все получилось тише и спокойнее. Он отучился в ташкентской семинарии, а рукоположился на Украине.

– Ну и что?

– На самом деле, с канонической точки зрения здесь могут возникнуть вопросы. Шевченко хотел принять сан и одновременно продолжить занятия медициной. Медицинское служение Юрий Леонидович осуществлял блестяще, он действительно уникальный кардиохирург и знаменитый ученый. Однако служение врача и священство – разные вещи. Рукоположивший Шевченко украинский епископ в настоящее время отстранён от служения за, скажем так, необычное поведение. Шевченко живет не на Украине, а в Москве. Он сам построил храм и сам служит в нем. Но служить в московской епархии Юрий Леонидович не может по своему хотению. Если он рукоположен на Украине, то является клириком тамошней епархии, а не Московской. Если же священник покидает епархию, то по существующим правилам он должен получить отпускную грамоту. По прибытии в другую епархию он должен привезти и показать отпускную грамоту правящему архиерею. Священник обязан подтвердить свое иерейство и взять у местного епископа благословение на служение в новом месте.

– Этого не случилось?

– По мом сведениям – нет. Следовательно, вся история с его рукоположением подлежит каноническому расследованию. Священника рукополагают не втайне, это делают при свидетелях и дают ему соответствующий подтверждающий документ. Я не пытаюсь оспаривать тот факт, что Юрий Леонидович был рукоположен, но жесткая церковная уставная дисциплина придумана не от скуки, а как некое "сито" от самосвятов, жуликов, находящихся под запретом и проч. Рукополагался он на Украине. Служит в Москве. А Крестовоздвиженский храм, в котором расположен абортарий, и который фактически находится в ведении Ю. Шевченко, располагается на территории Петербургской епархии. Нужно разбираться. Священник не может существовать автономно, он служит "именем" своего епископа. Понятно, что Ю. Шевченко человек состоятельный и привык ни от кого не зависеть. Может позволить себе построить храм и служить там так, как считает нужным. Но в церкви такой самостоятельности быть не может. Либо это храм московской епархии, либо это подворье некой украинской епархии, либо это самочиние.

– Об том же самом говорят, например, "Воины жизни"...

– "Воины жизни" – молодежная организация, которая занимается активной борьбой с абортами и давно пытается освободить домовую Крестовоздвиженскую Церковь от абортария. Но я хотел бы лишний раз обратить внимание на то, что каноничность служения Юрия Шевченко не определена. Необходимо каноническое расследование, изучение соответствующих документов. Только после этого мы и узнаем, можно ли на самом деле считать о. Георгия священником и какой епархии. Только после этого Шевченко можно предъявлять претензии как к священнику, который не убирает абортарий из стен храма.

– А сейчас?

– Пока мы можем говорить о Юрии Леонидовиче только как о главе клиники, где совершаются аборты. В этом случае Церковь не разделяет ответственности за действия Юрия Шевченко. Со временем ситуация прояснится, а Крестовоздвиженский храм, я уверен, будет возвращен Русской Православной Церкви.

РЕКЛАМА