Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92947.html


06 марта 2012

Глеб Постнов

Корпоратив в храме

Татарстанская модель толерантности дает сбой

Источник: http://www.ng.ru/regions/2012-03-02/6_corporativ.html Независимая газета

Казанская общественность уже неделю кипит возмущением – в самом центре республиканской столицы, в здании бывшей Спасо-Преображенской церкви, неизвестные уничтожили часть совершенно случайно обнаруженной храмовой росписи. Эксперты местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры обратились в правоохранительные органы с требованием найти и наказать виновных. Однако до этого громкого случая несколько десятилетий судьба полуразваленной церкви мало кого интересовала, как не волнует сейчас никого состояние десятков заброшенных храмов.

Церковную роспись в пустующем здании бывшей Спасо-Преображенской церкви на Университетской улице в самом центре Казани совершенно случайно обнаружил казанский фотограф Антон Рыков. Дверь была не заперта, и казанец шагнул внутрь, а когда поднял глаза к потолку, то, по его словам, обомлел – сквозь осыпавшуюся побелку проступали лики святых. Как говорит эксперт Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Аксенова, обнаруженные фрагменты академической росписи представляли собой изображения четырех евангелистов, Вселенского собора и казанских святителей. Однако спустя несколько дней фрески были сбиты неизвестными, которых теперь предстоит искать полиции.

Власти Татарстана любят говорить об уважительном отношении к разным религиям. В последние 10 лет татарстанская модель толерантности стала едва ли не любимой темой общения местного руководства с иностранными гостями, которых искренне поражает возможность мирного сосуществования христианства и ислама в отдельно взятой республике. Живым примером толерантности стал бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев, взявшийся одновременно возрождать город Булгар – исламскую предтечу Казанского ханства – и православный остров-град Свияжск, бывший некогда плацдармом войск Ивана Грозного перед взятием Казани. О благородной миссии Бабая, как называют Шаймиева в республике, сегодня не говорит только ленивый. Каждый эпизод восстановления Свияжска и Булгара становится еще одним основанием для разговоров о взаимном уважении и мирном сосуществовании.

История с уничтожением храмовой росписи в Спасо-Преображенской церкви чуть подпортила татарстанский лубок толерантности. До этого никто из представителей городского, да и республиканского руководства предпочитал не говорить о том, сколько православных храмов Казани до сих пор не отдано РПЦ. Табуировать тему были все основания. Тот же Спасо-Преображенский храм ушел с молотка в частные руки еще в середине 90-х годов, когда в Казани распродавалось всё и вся. Сейчас он вновь выставляется на продажу. Ориентировочная цена – 12 млн. руб. В центре города можно насчитать еще с десяток церквей, в которых раздаются отнюдь не молитвенные песнопения. Например, в пяти шагах от бывшей Спасо-Преображенской церкви на углу улиц Университетская и Правобулачная располагается бывшая Никольская церковь. Сейчас здесь открыто пафосное кафе, в котором довольно часто устраиваются корпоративные вечеринки со стриптизом.

Правобулачная улица Казани ведет к Кремлю. За его стенами новый президентский дворец, величественная мечеть Кул-Шариф, монументальный Благовещенский собор и тут же скромная двухэтажная церковь с куполом, лишенным креста. Это бывшая Дворцовая церковь, в которой в советское время была открыта столовая, а сейчас располагается Музей татарской государственности. Смотрителей музея ничуть не смущает сам факт того, что татарская государственность осела в православном храме. Дворцовая церковь, по заверениям татарских историков, возведена на месте снесенной в 1552 году мечети, а это как минимум дает повод поговорить о восстановлении исторической справедливости, которую в казанском Кремле и без того восстанавливали не раз. Тот же Благовещенский собор в конце 90-х годов венчали якорные кресты с полумесяцем у оснований. Теперь их нет. Убрали потому, что национально настроенная татарская общественность усмотрела в несчастных якорных крестах символ попрания ислама. Выслушивать аргументы историков о том, что полумесяц является древнейшим символом Богородицы, никто не стал.

Судьба Спасо-Преображенской церкви пока остается неясной. Оптимисты убеждены, что скандал вокруг уничтожения храмовой живописи сыграет на руку РПЦ, которая получит прекрасную возможность заявить о своих претензиях на храмы. Пессимисты не без оснований считают, что власти помогут вернуть Церкви одно из зданий, благополучно забыв про остальные утраченные казанские храмы. Ровно до того момента, пока очередной любитель казанской старины не обнаружит новые фрагменты церковной живописи в ресторане, музее или заброшенном доме, случайно оказавшемся православной святыней, выставленной на продажу.

РЕКЛАМА