Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92769.html


24 февраля 2012

Милов Сергей

Священник на службе

Источник: http://www.foma.ru/article/index.php?news=6903 Фома

До Революции в России имелся целый институт военного духовенства, сегодня его пытаются возродить. 23 февраля, в День защитника Отечества, о феномене военного духовенства, о жизни, взаимоотношениях с военнослужащими и проблемах священнослужителей в армии мы спросили настоятеля Собора Ильи Пророка города Сольцы Новгородской области военного священника авиационной комендатуры Дальней Авиации города Сольцы Михаила Бирюкова.

– Отец Михаил, есть ли какая-то специфика в служении именно военного священника?

– Военнослужащие –такие же люди, как и все мы, они также нуждаются в духовном окормлении. Я далек от популярного мнения, что армия – какая-то особая каста. Здесь встречаются самые разные люди: разный уровень образования, разные специальности...

Главное для военного священника – полноценно участвовать в жизни той части, к которой он прикреплен: присутствовать на военных учениях, различных мероприятиях, понимать – чем и как живет его паства. Также как и командир, священник всегда должен быть рядом с верующим солдатом, поддерживая его.

Еще важно – верно выстроить отношения в части. От личных отношений между офицерами, солдатами и священником зависит очень многое. И, конечно, для священнослужителя важно полюбить то служение, на которое он призван.

– Часто приходится слышать, что священников в армии держат для дисциплины и пропаганды патриотизма, а не для проповеди Христа...

– Все зависит от конкретных людей, к которым священник обращается. Для кого-то его присутствие, действительно, важно в смысле поднятия боевого духа, воспитания патриотических чувств. Если же солдат из религиозной семьи, то для него важно именно честное общение со священником, общение с Церковью, участие в богослужениях и таинствах. В целом верующих военнослужащих, а также интересующихся Православием немало. Это показывает, что в целом священники в армии в любом случае крайне востребованы, и не только из светских педагогических соображений.

– А Вы видели, чтобы присутствие священника в военной части действительно повлияло именно на духовную жизнь человека? Общаетесь ли Вы с кем-то из тех, кто уже прошел службу?

Опять же, все индивидуально. Можно сказать, что присутствие рядом священника благотворно влияет и на верующих, и на маловерующих, и на сомневающихся. А дальше все зависит от человека. Если, закончив службу, человек желает вести духовную жизнь, то он ее и ведет. Я знаю, что многие из военнослужащих, которые посещали у нас храм, а потом их перевели в другие военные части, продолжают и там вести духовный образ жизни. Бывает, даже звонят знакомые священники и благодарят за военнослужащих, которые уже знакомы с жизнью в Церкви и ведут себя соответствующе на новом месте. Со многими военнослужащими и даже теми, кто уже на гражданской службе мы постоянно поддерживаем связи, созваниваемся, встречаемся на различных памятных мероприятиях и праздниках.

Единственное, что вызывает неудобство это то, что из-за различных переводов и преобразований военных частей приходится расставаться с уже подготовленными в вопросах веры солдатами или офицерами – то певчий уедет, то преподаватель воскресной школы. Но все мы, конечно же, понимаем, что наша работа направлена на возрождение духовной жизни во всей стране, а не только на своем приходе или в отдельной части. В этом смысле, такие переезды верующих военнослужащих идут только на пользу общему делу, ведь на новом месте они будут продолжать вести работу на благо страны и Церкви.

– До революции 1917-го года в Российской Империи существовал класс военного духовенства, который окормлял армию и флот. Можно ли сравнить тогдашний масштаб и сегодняшний день? Каковы, по-Вашему, перспективы военного служения Церкви?

– Конечно же, то, что было до революции и поддерживалось на уровне государства сейчас восстановить трудно, хотя определенное движение вперед есть. Особый прогресс возник в последние два-три года. Вводится практика закрепления священника за конкретным гарнизоном, где ему, как военному, платится определенное жалованье. Я думаю, что в деле возрождения военного духовенства должна быть заинтересована не только Церковь, но и государство. Ведь оно должно обеспечивать права своих верующих граждан, в том числе и в войсках. Кроме того, очевидно, что полковые священники действительно помогают улучшать атмосферу в армейских коллективах.

В любом случае, как бы ни развивались события, если государству и армии наша помощь нужна, а помощь эта немалая, то мы готовы ее оказывать и в дальнейшем.

РЕКЛАМА