Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92528.html


15 февраля 2012

Михаил Тарусин

Слово о русском православии

Ни одно масштабное общественное явление не возникает само по себе, без опоры на нравственные начала национальной культуры. Из них складываются традиции, и только на этом фундаменте возможно для нации историческое развитие. Это начала человеческой природы, данные Богом, естественные права человека, а деятельное выражение этих прав и есть первое условие национального развития.

Как сумел выжить народ в хаосе 90-х? До немощи ослабевшее государство не то что не могло народ поддержать – само за плетень хваталось на подгибавшихся коленях, а воры всех мастей шарили в его карманах, да убегать ленились. Реформы и дефолты отнимали у людей последнее. У старушек гробовые деньги отнимали. Хасавюрт отнял у нас остатки национального самоуважения. Президент России у себя в Кремле по требованию чеченского бандита пересел с главы стола на угол.

А люди выжили.

Люди выжили благодаря энергии и предприимчивости, сохранив естественное право частной собственности, свободу ее создания и преумножения. Казалось, советская власть должна была напрочь выбить из народа память о великих традициях отечественного предпринимательства. Память оказалась крепче кнута.

Заполонили страну челноки-мешочники, появились первые фермеры, умельцы, создатели мелких предприятий, новаторы и энтузиасты частного дела. Это они спасли страну и создали такой задел социальной и экономической прочности, что возник на нём новый мощный российский средний класс, которым, как уже потом государство поняло, можно гордиться.

Но не хлебом единым жив человек. И еще тогда, в конце 90-х, стали возрождаться национальные традиции милосердия и сострадания. Вот это естественное, низовое возрождение культурной топики и стало предметом данного исследования.

Мы подчеркиваем: наш проект есть исследование установочное. Его задача – показать, что в России сегодня существует и развивается масштабное социально-культурное явление – низовые народные инициативы сострадания и благотворительности под окормлением Русской Православной Церкви.

Сегодня твердо можно сказать, что это явление существует и имеет поистине национальный масштаб. Оно присутствует везде, где есть православные церкви и монастыри.

Православные социальные инициативы – это процесс, пребывающий в развитии, в становлении. И можно утверждать, что потенциал его огромен. Фактически этот потенциал растет вместе с ростом числа людей, приходящих в церковь. А нам известно, на основании ранее проведенных исследований, что годовой рост числа прихожан в храмах равен примерно 0,75% от всего взрослого населения страны. По нашим подсчетам, такие темпы сохранятся в ближайшие 25 – 30 лет (возможно, и более).

Таким образом, в долгосрочной перспективе вовлеченными в народные православные инициативы могут стать до 20-25% взрослого населения страны. Следовательно, дело не только в развитии социального служения сегодня и завтра, но и в его значении для жизни страны в ближайшем будущем.

Следует понимать, что развитие такого рода инициатив отражает рост влияния Православной Церкви в духовной жизни общества. Церковь не может переключиться на социальную деятельность, Церковь – не собес. Но она развивает работу по окормлению православного сообщества, которое складывается вокруг нее, и постоянно расширяет нравственное пространство в обществе. В этом ее национальная роль.

Не стоит полагать, однако, что развитие православных социальных инициатив – вопрос исторически решенный и столбовая дорога в будущее уже проложена. Исследование показало, что православное движение сегодня вышло на уровень серьезных отношений с основными социальными институтами – властью, бизнесом, СМИ, институтами гражданского общества, правовыми институтами и т.д. Пока эти отношения далеки от идеальных (равно как и отношения между самими перечисленными институтами), зачастую они носят напряженный, а то и конфликтный характер.

Следует выделить три уровня рассмотрения православных инициатив.

Первый уровень – внутрицерковный. Вопрос крайне сложный по той причине, что Церковь является религиозной организацией и оттого не входит сегодня в систему институтов гражданского общества. По всей видимости, Церковь может иметь организационные и иные отношения с общественными организациями, в частности, – с православными группами. Но часть групп не имеет юридического лица и действует под началом прихода. Как Церковь должна строить отношения с этими группами юридически – думаю, не знает сегодня никто. Должны ли эти группы и структуры быть внутри Церкви или лишь в первом круге её влияния – сказать сложно, во многом это, вероятно будет зависеть от взаимоотношений Церкви и государства в видимой перспективе.

Также пока сложно сказать, готова ли сама Церковь принять в свою систему организационных и хозяйственных отношений мощный массив этих православных групп. Кстати, со сложившимися представлениями о характере и направлениях собственной деятельности. Порою уже профессиональной, нуждающейся не только в руководстве, а в том, чтобы в одной руке дающего был благословляющий крест, а в другой – конверт с ассигнациями.

Еще одна проблема состоит в том, что пока Церковь отделена от государства, контроль над ее финансовой деятельностью – вне поля зрения любопытных очей. Но буде Церковь возьмет на себя тяготы социального служения, это сразу заинтересует государство. Тут интересы Церкви и власти начнут пересекаться, и Церковь должна будет стать для власти и общества более транспарентной, готовой открыть свои бюджеты и их статьи.

Все эти вопросы встают уже сегодня, и решаться должны завтра, поскольку низовые народные инициативы – как таланты, им необходимо помогать более усердно, нежели им же будут мешать посредственности.

Церковь – Мать русского православия, а православные низовые инициативы – это ее заботливые материнские руки, дающие ласку и заботу всем ее детям на русской земле.

Второй уровень – региональный. Любое активное социальное движение, пытаясь встроиться в уже существующую систему общественных отношений, будет испытывать трудности. Но на то и существует власть, чтобы отличать инициативу добрых дел от, скажем, инициатив наркоторговли. Наше сознание – сознание общинное, нам очень нужно, чтобы вокруг нас была атмосфера человечности. Это гораздо важнее, чем личное благополучие и жизненный комфорт.

Как всегда, жизнь далека от идеала. Власть не замечает низовые инициативы, бизнес мало контактирует с ними, медиапространство их попросту игнорирует. Тем не менее, вопрос о встраивании социальных православных инициатив в региональные общественные институты стоит на повестке дня. И в первую очередь именно региональные и местные власти должны увидеть эти инициативы и людей, которые их проявляют. Увидеть как помощников в общем деле, имеющих вес и своё компетентное мнение. Властью, совместно с бизнесом и третьим сектором должны быть созданы схемы взаимодействия всех участников социальных процессов. При этом требуется отчетливое понимание того, что низовые инициативы есть основа развития нравственных ценностей в обществе.

Третий уровень – федеральный. Если предыдущий уровень предполагает создание в местных сообществах нравственной среды, то здесь речь должна идти о национальном целеполагании, о стратегии развития страны в принципе. Какими мы хотим быть – вот вопрос для политических лидеров. И начинать решать этот вопрос надобно с взаимоотношений государства и Церкви. Если дела православные – дела частные, тогда один вариант – на наш взгляд, катастрофичный. Если это дела национальные, работа по воссозданию русского мира, жизнеспособной и одухотворенной нации – тогда разговор иной, конструктивный и обращенный в будущее. В этом случае сегодняшнее развитие православных инициатив – и есть живое начало этой работы, самостоятельная народная стратегия нравственного выживания. Долг государства – поддержать эти инициативы.

Когда народ не ходит на выборы, политики обижаются и говорят, что у нас политически незрелое общество. Тут они совершают ошибку, полагая, будто хотят для народа чего-то хорошего, а их не понимают. Если бы эти политики потрудились приглядеться к народу, они увидели бы бы, что там происходит много чего хорошего, чего они не понимают.

К примеру, пока мы видим своё будущее как будущее "свободных людей, живущих в комфортном государстве всеобщего благосостояния" (смысл таков, за точность не ручаюсь) – мы видим обезьяну в зеркале. А то и хуже. В.С. Непомнящий в статье "Поэт, царь и мы" говорил: "Если Россия, со своим "пасхальным" сознанием, со своим идеализмом, поверит, что принцип "бери от жизни все" есть принцип идеальный, то она превратится в такое чудовище, какого мир не видел от самого своего основания".

Если наша национальная жизнь будет устраиваться не на милосердии, а на одной только конкуренции, ничего не выйдет. Мы никогда не сможем на полном серьезе строить "государство всеобщего благосостояния", хотя я и понимаю, что это может быть сопутствующей задачей третьего уровня. Наша цель – Идеал Божественного в человеке, в Святой Руси, наша жизненная практика – человечность и милосердие.

Явственно, как никогда прежде, видна сегодня историческая развилка, у которой находится России. Остается верить, что Бог не попустит совершиться новой трагичной ошибке. Быть может, последней в длинном ряду уже совершенных и до сих пор не отмоленных.

РЕКЛАМА