поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
05 января 2012  распечатать

Александр Щипков

Патриарх Алексий "против" патриарха Кирилла

Что можно прочитать в проповедях патриархов, если очень постараться

Рождественским постом были опубликованы результаты научного исследования "Слово и слова: сравнительный контент-анализ проповедей патриархов Алексия II и Кирилла".

Социологическая служба СРЕДА, специализирующаяся на изучении РПЦ МП, посчитала кто из них двоих чаще произносил то или иное слово. Просчитывались тексты Алексия за 2005-2008 годы, Кирилла – за 2009-2011 годы. То есть бралась не их одновременная реакция на определенный исторический отрезок времени, а речи, произнесенные в патриаршей должности.

Если суммировать выводы СРЕДЫ, то получится следующее. Покойный патриарх Алексий воспринимал Церковь как вещь в себе, много говорил о нации, о подвигах, о славе и о необходимости молитвы. Словом, о духовном. Патриарх же Кирилл все больше приближал Церковь к политике и социальным вопросам, говорил о власти, взаимном понимании и ценностях. Его проповеди носили более светский характер.

Исследование, построенное на оппозиции двух патриархов, неизбежно возбуждает эмоции церковного общества и провоцирует его разделяться само в себе на сторонников патриарха "молитвенника-патриота" и патриарха "реформатора". Удивительно, что к делу не пришили "иосифлян" и "нестяжателей" или скажем, "ревнителей" и "грекофилов". Так, на всякий случай. Уж разделять так разделять, сталкивать так сталкивать.

Откуда скепсис и ощущение провокационности всей этой затеи с "православной социологией"? Дело в том, что это не первая попытка социологической службы СРЕДА "проанализировать" Патриарха Кирилла. Предыдущая имела место на старте думских выборов. Получилось, прямо скажем, не очень. Тогда сотрудники СРЕДЫ утверждали: кто доверяет Патриарху (58%), доверяет и партии власти, это один и тот же "электорат". После выборов в Государственную Думу бредовость этих шулерских выводов стала очевидной. У "Единой России" сегодня серьезные проблемы с доверием граждан, в отличие от Церкви. Свои подозрения, что СРЕДА занимается не наукой, а формирующей социологией, я уже высказывал летом 2011 года в статье "Можно ли приватизировать Патриарха".

И вот дубль два. Теперь "изучение общественного мнения", преподносится в фокусе патриарших публичных выступлений, представленных к тому же как нечто сугубо личностное, настроенческое. В таком контексте, честно говоря, любые внутрицерковные изменения обречены на восприятие в обывательском духе: мол, "новая метла по-новому метет". Возможно, именно этого авторы и добивались. Не знаю. В любом случае этот взгляд на вещи весьма далек и от науки и от церковного понимания роли первого лица Церкви.

Церковь внимательна к вызовам времени, но ее ответы как показывает история, зависят не от личных взглядов главы Церкви, а от "новых вещей", то есть именно от времени: культурных и социальных обстоятельств, а так же от политического контекста. Патриарх выражает мнение всей Церкви в данный исторический момент. А времена между тем меняются. Еще несколько лет назад политики правого лагеря не шли на выборы с антицерковными лозунгами. Да и реанимировать "научное мировоззрение" никто не пытался так рьяно как последние несколько лет. Прямолинейность атеизма устарела, старая идея нынче продается в новой упаковке. Поэтому, если уж браться за сравнение речей двух исторических фигур, то хотя бы делать это в одном временном отрезке. Иначе получается как в ходячем примере из учебника по логике: "Шли два студента. Один в пальто, другой в университет".

О научных методах исследования, применяемых СРЕДОЙ, разговор особый. В качестве материала взят предельно абстрагированный лексический ряд: "Россия", "общество", "покаяние", "радость", "семья" идут через запятую. Филолог не может воспринимать подобные вещи иначе как с сожалением. Структурно-семантический анализ на основе одного лишь частотного употребления тех или иных опорных лексем? Уже на 3-4-м году обучения подобное "исследование" не будет принято как отчетная работа за семестр. Возможно, сойдет за реферат на первом курсе.

В комментариях священников и церковных экспертов на означенный "контент-анализ" сквозят недоумение и неловкость. Они вынуждены оправдываться, словно сама Церковь виновата в результатах этого попсового псевдонаучного исследования. "Вопрос о частоте упоминаний тех или иных слов и понятий, к сожалению, не отражает проблему идей и смыслов", – подчеркивает руководитель пресс-службы Патриарха протоиерей Владимир Вигилянский. А Елена Жосул, советник председателя Синодального информационного отдела, характеризует методы СРЕДЫ как "классический пример действия под названием "вырвать слово из контекста", причем в данном случае это будет вырывание с клочьями и в грубой форме".

Зачем же все это пишется, публикуется и солидно обкладывается комментариями знаковых имен? Поди догадайся. Может быть СРЕДА занимается не изучением трендов, а их... созданием? В таком случае "анализ общественного мнения" превращается в откровенный социальный инжиниринг: исследователь стремится навязать читателю свой концептуальный идеологический каркас. Конечно, можно вести себя с аудиторией как с ребенком. Но причем здесь наука? Здесь скорее уж сциентистское мифотворчество в духе дианетики Хаббарда. Но еще больше все это напоминает опыты Маши Арбатовой, Дили Еникеевой, доктора Курпатова, которые домашними методами пытаются врачевать психотравмы. Спрос на популярную психологию в качестве развлечения "для думающих домохозяек" возник давно, еще в пятидесятые. В девяностые к нему добавилось увлечение и поп-социологией. До появления СРЕДЫ РПЦ напрямую с этим явлением не сталкивалась.

Возникает вопрос – а непременно ли нам православным надо переболеть всеми детскими болезнями, которыми страдает светская публика, взыскующая интеллектуального китча? Или это необязательно? Заболевание иногда переходит в хроническую форму. А предупредить, как известно, всегда легче, чем вылечить.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Щипков

сюжеты:

О религиях языком цифр

персоналии:

Патриарх Кирилл

Патриарх Алексий II (1990-2008)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты