Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91502.html


26 декабря 2011

Максим Сидельников

Что нам стоит храм построить

Патриарх Кирилл призывает активизировать жизнь приходов и общин и строительство храмов. Ведь одно без другого невозможно

23 декабря в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось годичное Епархиальное собрание города Москвы. Председательствовавший на нем патриарх Кирилл сделал доклад о состоянии церковной жизни и ближайших задачах Церкви в столице. Доклад Предстоятеля РПЦ МП предсказуемо стал предметом живого обсуждения православной и светской общественности. Круг проблем, которых коснулся Патриарх, довольно широк. Здесь отношения Церкви с государством и светским обществом, международные связи, – в частности, подготовка Всеправославного собора и отстаивание в ходе предсоборного процесса канонического принципа принятия решений посредством консенсуса, а не большинством голосов.

В отчете много сказано о задачах Церкви в информационном обществе, о социальном служении, молодежной политике, усилиях по сохранению гражданского мира, наконец, о необходимости планомерного восстановлении прав Церкви на ранее принадлежащее ей имущество.

Но, как всегда, в докладе патриарха можно выделить главные положения, своего рода ключ ко всей остальной проблематике. В центре сказанного предстоятелем Русской Православной Церкви находились вопросы общинной и приходской жизни, а также программа возведения 200 московских храмов. Последняя при благополучном ее воплощении может стать наглядным примером взаимодействия Церкви и государства в соответствии с историческими принципами "симфонии властей". Сегодня в безвозмездное срочное пользование Церкви передано 29 земельных участков, на 13 фактически начаты строительные работы (всего 62 участка "первой очереди". На повестке дня стоит уже "вторая волна" возводимых храмовых объектов (77 участков).

В советское время московский регион потерял около 1000 храмов и многих честных пастырей. Возрождение храмовой инфраструктуры столицы – дело национальной совести. В случае его успеха вероятна "цепная реакция": восстановление храмов пойдет по всей России, подобно тому, как после восстановления Храма Христа Спасителя по всей стране стали подниматься из руин соборы. Конечно, для этого требуется усердие. И не только со стороны мирян, но и со стороны клира. Говоря откровенно, не все проявляют его в должной мере. Случается, что на крупный региональный город с населением в 100 тысяч человек приходится всего один храм, пусть даже образцовый. И довольный собой настоятель, погруженный в благолепные отчеты, не особенно стремится заняться трудным, неблагодарным, но крайне нужным делом – пробиванием нового храма.

Эта инерция должна быть преодолена.

Оказать реальную помощь общецерковному строительству, – подчеркнул патриарх, – могут даже обычные интернет-страницы с информацией о возводимых храмах. Таким нехитрым способом община демонстрирует свое единство и социальную позицию, готовность к "вселению" в новую Божью обитель.

Вопросу храмового строительства предстоятель РПЦ МП призвал уделить особое внимание не случайно. Ведь очевидно, что и катехизация, и социальное служение – выполнение любых обязательства Церкви перед обществом, возможны лишь при условии прочной опоры на храмовую инфраструктуру. Поэтапное осуществление Программы-200 служит залогом того, что общины и приходы станут настоящими клеточками растущего церковного организма и позволят Церкви осуществить во всей полноте ее социальную миссию. Времена меняются. И сегодня, в отличие от унылых десятилетий советской эпохи, православный приход – уже не только сообщество людей, собравшихся для участия в богослужении. Плодами свободы надо уметь пользоваться. Сегодня вся жизнь православного верующего может и должна быть литургична. Сегодня нет непроходимой стены между "миром" и "церковной оградой".

На православные приходы и общины патриарх Кирилл возлагает большие надежды, рассматривая их как "здоровые клетки общественного организма, как точки роста национального самосознания и единства". Речь идет и о паломничестве, и о социальной взаимопомощи прихожан, и о том, чтобы Церковь, как много веков назад, стала хранительницей культуры и учености – по мере того как по вине общества потребления оскудевает архив культурных ценностей современного человека. Словом, о социальной и культурной политике. Где она начинается? На уровне приходов и общин. А разве в апостольские времена было иначе?

Наступает время социализации Церкви, которую ни в коем случае нельзя путать с навязываемой порой светскими идеологами идеей ее секуляризации (под видом "модернизации"). Между обновлением и обновленчеством – громадная разница. Перед Церковью стоит задача: сохраняя себя и Божьи заветы, идти в мир, который находится в состоянии морального кризиса, и христианизировать его, не забывая, разумеется, о своем духовном здравии. Вновь активировать наш глубинный цивилизационный код.

Чтобы двигаться вперед, надо прикоснуться к истокам. Как, впрочем, и наоборот. Это простая истина.

РЕКЛАМА