Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91399.html


21 декабря 2011

Юлия Зайцева

"Роль духовничества в нашей Церкви возрастает как никогда"

Теме "Духовность и духовничество" был посвящен очередной семинар по осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского

Источник: Благовест-инфо

Тему "Духовность и духовничество" предложили обсудить 19 декабря организаторы семинара по осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского. Встреча, организованная Фондом "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского" и Домом русского зарубежья им. А.И. Солженицына, состоялась в рамках цикла "Церковь – Богочеловеческое общество". Основой обсуждения стал текст митрополита Антония "Духовность и духовничество" 1987 г.

В начале встречи была продемонстрирована видеозапись из лондонского собора, где митрополит Антоний произносит проповедь после рукоположения одного из диаконов во священники. Напутствуя его, митрополит Антоний говорит: "Всякий пастырь так же хрупок и беззащитен, как его пасомые. Отличие между ними только одно: пасомые доверчиво отдаются под его защиту, а он, доверяя себя Христу, берет на себя подвиг – жизнь отдать, чтобы ни одна овца не погибла".

Своими размышлениями о духовничестве поделился постоянный участник семинара протоиерей Владислав Каховский (Всехсвятский храм, Мытищи). Он отметил, что "роль духовничества не только не потеряла своего значения, но в нашей Церкви возрастает как никогда". Между тем, как в отношении понятия "духовность", так и в восприятии роли духовника в массовом сознании царит путаница. Опираясь на текст митрополита Антония, о. Владислав четко определил, что духовность – это не что иное, как "проявление таинственного действия Духа Святаго", а духовник – это "особый человек, который должен быть ответственным наблюдателем за тем, что совершает Святой Дух в его духовном чаде".

Размышляя о трех типах духовничества, которые выделяет митрополит Антоний (старчество, священство, отцовство), о. Владислав сделал акцент на том, что возможность быть духовным отцом, старцем – это Божий дар, "этому нельзя научиться, это как гениальность". Священник вспоминал с любовью духовника своей семьи – протопресвитера Виталия Борового, а также о. Всеволода Шпиллера и о. Александра Меня как известных духовников. "Научиться слушать", "видеть в человеке его достоинство, то хорошее, что даровано ему Творцом", "не управлять, не распоряжаться", уважать свободу своего пасомого – таковы плоды постоянной молитвы и самовоспитания пастыря, на котором лежит ответственность за его духовных чад.

"Надо ли искать духовника и как его искать?" – – о. Владислав сам сформулировал вопрос, который часто задают прихожане. Он убежден, что "специально искать" духовника не нужно, необходимо "молиться, просить и главное – не пропустить, увидеть, когда Господь его пошлет".

О том же свидетельствует опыт библеиста, преподавателя РГГУ Анны Шмаиной-Великановой – духовной дочери митрополита Антония. Она вспомнила его слова о том, что "нормальный путь обретения духовника" – – это таинственный путь любви. Чтобы лучше прояснить суть типов духовничества, которые выделяет митрополит Антоний, А. Шмаина-Великанова представила к каждому типу его антипод. Например, настоящему священнику, который "участвует в силе Церкви благодаря таинству священства", противостоит "младостарец", которому "мало бездонной глубины Церкви, он хочет властвовать над другими". Антипод подлинного "отца" ("человека, который нам открыл Христа") является "отец такой-то", т.е. "подмена, обманка", где главное – собственные амбиции. Похожим образом можно отличить и старца от "лжестарца" – последний стремится во всем навязать свою волю. Примером подлинного духовного отца является архимандрит Афанасий (Нечаев), который долгие годы окормлял Андрея Блума, будущего митрополита Антония. В о. Афанасии проявлялась "особая таинственность старчества". Как определила выступавшая, это сочетание "отцовской требовательности и ответственности" и "материнских проявлений": способности "любить человека больше, чем он сам себя любит".

Как и следовало ожидать, тема вызвала многочисленные вопросы и реплики. Организаторы семинара – Наталья Ликвинцева и Елена Садовникова объявили, что следующая встреча состоится 30 января 2012 г. Об опыте новомучеников сделает сообщение настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне о. Кирилл Каледа.

РЕКЛАМА