Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91104.html


09 декабря 2011

Сергей Худиев, Марина Васильева

"Христос и антихрист": познай, где свет – поймешь, где тьма

Источник: http://www.radonezh.ru/analytic/15527.html Радонеж

Международный кинофестиваль "Радонеж" уже давно стал главной площадкой, на которой обсуждаются проблемы соотношения киноискусства и православной веры, роль кино в православном свидетельстве стране и миру. Еще одной встречей, на которой режиссеры, кинокритики и журналисты могли поделиться своими взглядами на духовное значение киноискусства, стал круглый стол "Христос и антихрист в мировом кинематографе", прошедший в Доме Кино 6 декабря.

Открывая встречу, Евгений Никифоров отметил уникальное значение этого, крупнейшего в мире, фестиваля православного кино. Он отметил, что безусловно положительным явлением стало создание острых, социально значимых картин: "Так называемый "Архиерей-фильм", сводящийся к показу торжественных богослужений, пышных облачений и не более того, отошел в прошлое". Он сказал, что примером диалога художника и Творца может быть творчество Иосифа Бродского, где в глубоко личном отношении поэта просвечивает истинное благоговение. Творчество Бродского, его стихи о Рождестве Христовом, о Сретении могут быть оценены как эталон религиозной поэзии. Киновед и кинокритик Дмитрий Львович Караваев обратил внимание на то, что роль кинокритика – выносить духовную и нравственную оценку произведениям киноискусства. Он также указал на опасность романтизации греха в кино, изображения его как чего-то нормального и приемлемого. "Режиссер через систему экранных образов доносит до зрителей образцы добродетелей, либо ввергает зрителя в соблазн" – отметил выступавший. Очень опасны для молодежи фильмы, в центре которых стоит сильная, дерзкая личность, считающая себя вправе добиваться своего любыми средствами, как, например, в отечественных сериалах, созданных в подражание голливудским (например, сериал "Бригада"). Критика должна выявлять в произведениях искусства фальшивые ноты.

Журналист, обозреватель "Радонежа" Сергей Худиев обратив внимание на то, что тема "Христос и антихрист" уже, специфичнее, чем тема добра и зла вообще. Антихрист – это обольститель, тот, кто пытается занять в сердцах людей место Христа. Присутствие антихриста может проявляться в фильмах, не имеющих явно злого, аморального характера, но предлагающих некое духовное послание, альтернативное Евангелию, картину мира, в которой Христу нет места.

Протоиерей Виктор Салтыков напомнил об опасности подмены – ведь и само слово "антихрист" значит "вместохристос". По убеждению священника, огромное значение имеет наше Православное мировоззрение – и мы должны быть готовы засвидетельствовать его всей нашей жизнью, в том числе, постом и молитвой. Настоящее, подлинное искусство открывает нам трагизм жизни – как трагична икона Троицы преподобного Андрея Рублева. "Мы должны свидетельствовать, что путь к спасению один – через Голгофу" – отметил протоиерей. Преодоление греха возможно только через покаяние. Человек искушается постоянно, но искушение можно остановить послушанием.

Член жюри Фестиваля Валентина Теличкина заметила, что в наше время утрачено ясное представление о жизненных целях и обратила внимание на ответственность государства за поддержку нравственного кино – пока же дело обстоит крайне неблагополучно.

Ярким, как всегда, оказалось выступление "диакона всея Руси" о. Андрея Кураева. Рассказ о православии, считает он, должен быть честным – не все архиереи – святители, и не все монахи – преподобные. Такая же честность нужна и в отношении к себе, чрезмерное завышение планки неполезно: допустим, я не стал преподобным Серафимом – и что теперь? Житийный идеал может совершенно не совпадать с реальностью. Расхождение между этим идеалом и личным поведением может вызвать оказаться потрясением для веры. Собственно, возрождение православия в 90-е гг. связано с активными религиозными исканиями, экзистенциальными поисками утраченного – или не бывшего вовсе – единства. О. Андрей обратил внимание на тему идентичности и солидарности – на необходимость формирования хорошего, доброго чувства "Мы". Наше российское общество, увы, атомизировано. Отец Андрей призвал избегать "православного оживляжа" – неоправданного использования церковных образов там, где они совершенно не на месте. От отметил, что в советские годы многие фильмы носили нравственный характер. "За 40 лет ни фильмов, ни детских песенок не создано лучших, чем в те годы". Заполнить этот вакуум в умах и сердцах вполне может и должен православный кинематограф.

На это обратил внимание Е.Никифоров: "Сейчас мы выпускаем 200 фильмов в год. Те, кого мы показываем, это живые люди. Наши фильмы – это икона современного русского человека". Православные фильмы могут и должны стать средством церковной миссии – и очень важно обратить внимание на то огромное собрание фильмов, которое есть на сайте "Радонежа". Миссия свидетельства о Христе средствами кино возможна, более того, она уже происходит. И международный кинофестиваль "Радонеж" – важное свидетельство этому.

РЕКЛАМА