поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
06 декабря 2011  распечатать

Сергей Глезеров

Неприкаянная Сенная

Источник: Санкт-Петербургские ведомости

Настанут ли когда-нибудь времена ее расцвета?

Спас на Сенной, разрушенный чуть более полувека назад, пожалуй, такая же незаживающая рана в самом центре нашего города, какой для москвичей был взорванный храм Христа Спасителя. Но он уже почти полтора десятка лет на своем историческом месте, а многострадальная Сенная так и остается неприкаянной...

Многие горожане, которым еще памятен облик Сенной площади конца минувшего века, долгое время жили с мыслью, что судьба этого места – не иметь собственного лица. А еще быть строительной площадкой, которой нет ни конца ни края. Сегодня на Сенной опять строительный забор, и облик площади снова меняется. Какова же она, настоящая Сенная?

– Историческая роль этой площади до сих пор не оценена по достоинству, – считает кандидат архитектуры Зоя Юркова, автор недавно вышедшей книги "Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра". – Современное знание "темных страниц" ее давней истории складывается из отрывочных сведений и поверхностных впечатлений, почерпнутых главным образом из романа В. В. Крестовского "Петербургские трущобы". Традиция называть Сенную "самым злачным местом Петербурга" жива и сегодня, поэтому большинство высказываний о Сенной носит оттенок пренебрежения и насмешки.

А между тем еще в первой половине XVIII века Сенная, как убедительно доказывает Зоя Юркова, стала фактическим центром столицы. С древности площади возникали на пересечении торговых путей, а Сенная находится именно в точке пересечения въездных дорог Петербурга. Вокруг таких площадей формировались города, а рынок являлся решающим фактором их существования, главным жизненным центром. Поэтому Сенная площадь – это не только культурный феномен, но и важнейшая часть градостроительной структуры. Недаром генеральным планом конца 1930-х годов ей отводилась роль соединительного звена между старым городом и новым социалистическим Ленинградом. А в конкурсе 1953 года на застройку Московского проспекта, в ту пору носившего имя Сталина, она рассматривалась как один из центральных градостроительных узлов города.

Непременным спутником рынка была церковь. Появилась она и на Сенной, построенная местными купцами. Основным же "дателем" был Савва Яковлев, один из богатейших купцов России. Церковь Успения Божией Матери в народе называли Спасом на Сенной. Вопрос, кто из архитекторов построил ее, остается открытым до сих пор и является предметом поисков и споров. Называют имена Андрея Квасова, выдвигалась версия о почерке Растрелли. Зоя Юркова предлагает еще одну версию авторства – архитектор Пьетро Трезини. Несмотря на то что над церковью трудилось множество архитекторов, постоянно достраивая и переделывая ее, она всегда удивляла гармоничностью и цельностью.

Тучи над храмом сгустились еще до войны, когда в 1938 году его вывели из-под охраны государства и исключили из числа памятников. Очевидно, что уже тогда на этом месте предполагалась одна из станций метрополитена. Однако церковь не снесли ни до войны, ни после нее. Выстояла она и в блокаду. Более того, довоенная реконструкция Сенной площади, когда были убраны торговые корпуса, только выявила необычную архитектурно-градостроительную композицию – громаду церкви, уравновешенную маленьким зданием бывшей гауптвахты.

– Пожалуй, краткий период с 1938 по 1961 год можно назвать временем расцвета Сенной, – считает Зоя Юркова. – Если бы не одно "но": площадь превратилась в молчаливое пространство. Сенная перестала быть торговой, она опустела – с нее ушла жизнь...

Когда в Ленинграде стало известно о готовящемся уничтожении Спаса на Сенной, произошло то, чего власти никак не ожидали. В городе, по которому еще совсем недавно прокатился каток "ленинградского дела", возник протест. Скорее, даже не протест – ропот. Люди осмелились на несогласие с властью.

Специалисты и общественность стали писать письма в Ленгорисполком, в Москву. Известный ученый, историк архитектуры В. И. Пилявский настоял на созыве экстренного заседания ученого совета архитектурного факультета ЛИСИ. Ведущие преподаватели факультета и члены ученого совета подписали обращение, направленное министру культуры СССР Е. А. Фурцевой. Вслед за этим Пилявский организовал зимой 1961 года проведение архитектурных обмеров церкви и ее археологическое обследование. Этим занимались аспиранты ЛИСИ Ю. М. Денисов и В. В. Смирнов, а также преподаватель кафедры геодезии П. И. Поляков. Кроме того, они вели фотохронику подготовки храма к уничтожению, самого демонтажа здания и руин после взрыва. Сильное впечатление производят скорбные слова В. В. Смирнова о том, как выглядела церковь незадолго до гибели: "Это стояла простоволосая великомученица, готовая принять терновый венец".

Пытаясь сохранить церковь, ее защитники прибегали даже к таким аргументам, которые были "понятны" и "убедительны" для властей. Так, Ю. М. Денисов подчеркивал, что стоимость только одной разборки здания составит около миллиона рублей, а слом здания приведет к утрате полезной площади более 1700 кв. м.

Все было тщетно – судьба Спаса на Сенной была предрешена. Его взорвали в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года. А затем все те, кто организовывал акцию протеста, подверглись показательному разносу. Но интеллигенция продолжала бороться – теперь уже за восстановление церкви. Проект восстановления доминанты Сенной площади еще в середине 1970-х годов разработал архитектор Д. А. Бутырин, многолетнюю борьбу которого за воссоздание храма можно назвать поистине гражданским подвигом.

Сегодня никто уже не спорит, что уничтожение церкви Успения нанесло непоправимый ущерб не только Сенной площади, но и градостроительной структуре города в целом. Но какой же все-таки должна быть Сенная?

– Несмотря на все утраты, площадь сохраняет за собою "центральность", – считает Зоя Юркова. – Сенную нужно сделать местом проведения массовых городских мероприятий – ведь она является крупнейшим транспортным узлом, что даст возможность людям быстро покинуть ее и разъехаться кому куда угодно. Таким образом будет решена проблема Дворцовой площади. В определенные дни и часы на Сенной можно устраивать ярмарки, как это делается сейчас во многих городах Европы. И главное – надо воссоздать знаменитый Спас на Сенной.

СМ.ТАКЖЕ

территория церкви:

Церковь Спаса-на-Сенной, Собор Успения Пресвятой Богородицы

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты