RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
11 ноября 2001 Ксения Лученко Теперь в России есть гильдия религиозных журналистов Источник: http://www.sobor.ru/Default.asp Соборность 14 июня в Питере прошел круглый стол "Религия и СМИ". Это было одно из самых крупных и представительных мероприятий последнего времени. Сравнить можно разве что с круглым столом на тему государственно-церковных отношений в ноябре прошлого года в "Президент-отеле". Особое внимание к этому круглому столу связано тем, что состоялся он в рамках Российского Медиафорума, на котором впервые была представлена новая ассоциация журналистов Медиасоюз. Итак, около ста участников собрались в Петровском зале питерского университета, в историческом здании Двенадцати коллегий. Принимающая сторона философский факультет СпбГУ. Присутствовали, но не выступали заместитель Берл Лазара по информации Александр Лакшин, ответственный секретарь недавно обновленного Президентского совета по взаимодействию с религиозными организациями Александр Кудрявцев. Экспертную группу по этноконфессиональным отношениям при Сергее Кириенко представляли Александр Журавский и Андрей Фетисов. Надо отметить, что помимо журналистов были представлены все "сословия" и госчиновники, и историки, и преподаватели журфаков и христианских учебных заведений, и "правые" и "левые". Конфессиональные СМИ, например, были представлены протоиереем Александром Степановым (радио петербургской митрополии "Град Петров"), группой авторов и редакторов протестантской радиостанции "Теос". Светские СМИ Максимом Шевченко (НГР), Александром Щипковым (Радио Россия), Александром Прониным (из знаменитого питерского Агентства журналистских расследований). Присутствовали сторонники разных подходов к пониманию задач религиозной журналистики те, кто рассматривает её как разновидность миссионерской деятельности, и те, для кого на первом месте стоит аналитика. Питерская университетская интеллигенция в шейных платках и пенсне перемежалась в зале с крепкими московскими парнями с неизменной бутылкой водки в походной сумке. Было много молодежи, которая пришла в журналистику в последние два-три года. Любопытно, что круглый стол "Религия и СМИ" собрал почти в пять раз больше участников Медиафорума, чем, например, круглый стол по экономике. Больше участников, чем на круглом столе Гильдии религиозных журналистов, было лишь в той секции, которой по плану была обещана экскурсия на пивной завод "Балтика". На круглом столе, как водится, были широко представлены Москва, Питер, Нижний Новгород, а также Белгород, Кострома, Курск, Казань, Барнаул. Этот круглый стол стал завершающим этапом создания Гильдии религиозных журналистов единственной в России профессиональной организации работников СМИ, объединяющей специалистов по религиозной проблематике. Инициативная группа под руководством Александра Щипкова и при деятельном участии ряда постоянных авторов газеты "НГ-религии", сетевого журнала "Соборность" и других изданий возникла еще в сентябре 2000 года. В течение нескольких месяцев шли активные консультации, в результате которых в апреле 2001 года был образован Цех религиозных журналистов (ЦЖР). Декларацию о его создании подписали С.Градировский, А.Золотов, А.Кырлежев, А.Морозов, А.Пронин, Е.Стрельчик, В.Тарасевич, С.Чапнин, М.Шевченко, А.Щипков. В марте 2001 года ими была проведена крупная конференция "Религия и СМИ" в Нижнем Новгороде при поддержке Полномочного представителя Президента в ПФО Кириенко. В мае 2001 года Цех получил приглашение вступить в Медиасоюз. В день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 24 мая, Цех религиозных журналистов и руководство Медиасоюза подписали меморандум о создании Гильдии религиозных журналистов. Несмотря на отсутствие узко сформулированной темы и пёстрый состав участников, круглый стол оказался по-настоящему интересным. Шесть часов работы с докладами и прениями вращались вокруг нескольких узловых тем. Существует ли граница между светской религиозной журналистикой и журналистикой конфессиональной? Александр Щипков в своём докладе, как и в последних публикациях, обосновывал это деление. Александр Морозов его поддержал: "Конфессиональные СМИ это миссия, а светская религиозная журналистика ближе к политической аналитике. Русская духовная журналистика возникла в начале шестидесятых годов XIX века, как писал об этом прот. Флоровский, а светская религиозная журналистика в России появилась вместе со светским государством, со свободой вероисповедания. Её истоки можно усматривать после 1906 года, или даже с начала 1990-х годов". Максим Шевченко отметил, что "новая религиозная журналистика" возникла в середине 90-х годов с появлением агентств "Метафразис", "Благовест-инфо" и газеты "НГ-Религии". Доктор исторических наук Сергей Фирсов показал в своём докладе, что между 1906 и 1917 годами была не только яркая христианская публицистика разных лагерей (Бердяев, Меншиков и др.), но и те, кого можно назвать "светскими аналитиками". Любопытно, что тогда церковная администрация более терпимо относилась к светским аналитикам, чем, например, к христианским публицистам, претендовавшим на то, чтобы писать от лица Церкви. Ясно, что граница "светское-конфессиональное" очень условна. Многие из работающих на этой площадке одновременно являются постоянными авторами общественно-политических и даже антиклерикальных изданий и сотрудниками сугубо церковных СМИ. Например, Александр Солдатов более десяти лет пишет в "Московских новостях" и в то же время редактирует web-сайт "Вертоград-информ" лучший информационный проект РПЦЗ. Сергей Чапнин публиковался в "Журнале Московской Патриархии", но он же автор многих аналитических материалов в "Независимой газете". А созданный им сетевой журнал "Соборность" типологически, наверное, можно рассматривать, как и душеновскую "Русь Православную", в качестве "независимого православного проекта". Как обычно, остро выступил Максим Шевченко, сказавший, что во всех конфессиях клерикальная бюрократия совершенно не интересуется положением рядовых верующих. Критику этой бюрократии как православной, так и мусульманской он мыслит как одну из главных задач своего издания. Ему возражали А. Морозов, а затем протоиерей Георгий Митрофанов. Отец Георгий с мягкой иронией заметил, что сам он, в глазах Шевченко, видимо, относится к "среднему звену клерикальной бюрократии" (как преподаватель СПбДА и член синодальной комиссии по канонизации). Возражение о.Георгия сводилось к тому, что Церковь сотрудничает с государством не из-за злокозненных теократических притязаний, а потому что в России нет институций гражданского общества. Вот и приходится работать в первую очередь с госчиновниками. В кулуарах, конечно, активно обсуждалась судьба "НГ-религии": сохранится ли газета после ухода Третьякова, и если да, то будет ли Березовский "затачивать" её на критику конфессиональной политики путинской администрации. Александр Пронин и диакон Александр Мусин докладывали о правовых и канонических аспектах деятельности религиозных журналистов. Пронин как специалист по расследованиям обратил внимание на то, что действующий закон о СМИ создает особый статус для руководителей религиозных организаций: закон не обязывает их предоставлять информацию прессе, а это исключает для журналиста возможность адекватно изложить официальную позицию руководства конфессий в случае конфликта. Кстати говоря, Медиасоюз создал рабочую группу по подготовке внесения изменений в законодательство о СМИ. Разумеется, не все участники круглого стола выразили желание вступать в Гильдию при Медиасоюзе например, Наталья Бабасян бурно в кулуарах критиковала этот "прокремлевский" проект. И наоборот есть те, кто считает, что именно они должны возглавить гильдию (см. комментарии агентства "Русская линия"), поскольку являются самыми "верными путинцами". Но уже на круглом столе Александр Щипков председатель Гильдии благожелательно дал понять, что оставляет за скобками полемику между известными группами христианских журналистов. Гильдия обращена в первую очередь к регионам, к сотням журналистов, работающих в областных и городских СМИ по всей России. Цель Гильдии способствовать профессиональному росту журналистов. Александр Кудряцев, как и представитель курской администрации Александр Шаповалов, в кулуарах говорили о взаимной пользе таких круглых столов для журналистов и госчиновников. По словам Галины Рубанковой из "Костромских ведомостей", круглый стол убедительно показал, что религиозная проблематика в областной газете не может ограничиваться публикацией поздравлений местного владыки на Пасху и Рождество. По итогам круглого стола Гильдия подготовила пакет конкретных предложений это и присуждение ежегодных премий в области религиозной журналистики, и международный обмен, и продолжение серии круглых столов "Религия и СМИ" в различных регионах. |
РЕКЛАМА |