Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_90371.html


11 ноября 2001

Ксения Лученко

Теперь в России есть гильдия религиозных журналистов

Источник: http://www.sobor.ru/Default.asp Соборность

14 июня в Питере прошел круглый стол "Религия и СМИ". Это было одно из самых крупных и представительных мероприятий последнего времени. Сравнить можно разве что с круглым столом на тему государственно-церковных отношений в ноябре прошлого года в "Президент-отеле". Особое внимание к этому круглому столу связано тем, что состоялся он в рамках Российского Медиафорума, на котором впервые была представлена новая ассоциация журналистов – Медиасоюз. Итак, около ста участников собрались в Петровском зале питерского университета, в историческом здании Двенадцати коллегий. Принимающая сторона – философский факультет СпбГУ. Присутствовали, но не выступали заместитель Берл Лазара по информации Александр Лакшин, ответственный секретарь недавно обновленного Президентского совета по взаимодействию с религиозными организациями Александр Кудрявцев. Экспертную группу по этноконфессиональным отношениям при Сергее Кириенко представляли Александр Журавский и Андрей Фетисов. Надо отметить, что помимо журналистов были представлены все "сословия" – и госчиновники, и историки, и преподаватели журфаков и христианских учебных заведений, и "правые" и "левые". Конфессиональные СМИ, например, были представлены протоиереем Александром Степановым (радио петербургской митрополии "Град Петров"), группой авторов и редакторов протестантской радиостанции "Теос". Светские СМИ – Максимом Шевченко (НГР), Александром Щипковым (Радио Россия), Александром Прониным (из знаменитого питерского Агентства журналистских расследований). Присутствовали сторонники разных подходов к пониманию задач религиозной журналистики – те, кто рассматривает её как разновидность миссионерской деятельности, и те, для кого на первом месте стоит аналитика. Питерская университетская интеллигенция в шейных платках и пенсне перемежалась в зале с крепкими московскими парнями с неизменной бутылкой водки в походной сумке. Было много молодежи, которая пришла в журналистику в последние два-три года. Любопытно, что круглый стол "Религия и СМИ" собрал почти в пять раз больше участников Медиафорума, чем, например, круглый стол по экономике. Больше участников, чем на круглом столе Гильдии религиозных журналистов, было лишь в той секции, которой по плану была обещана экскурсия на пивной завод "Балтика". На круглом столе, как водится, были широко представлены Москва, Питер, Нижний Новгород, а также Белгород, Кострома, Курск, Казань, Барнаул. Этот круглый стол стал завершающим этапом создания Гильдии религиозных журналистов – единственной в России профессиональной организации работников СМИ, объединяющей специалистов по религиозной проблематике.

Инициативная группа под руководством Александра Щипкова и при деятельном участии ряда постоянных авторов газеты "НГ-религии", сетевого журнала "Соборность" и других изданий возникла еще в сентябре 2000 года. В течение нескольких месяцев шли активные консультации, в результате которых в апреле 2001 года был образован Цех религиозных журналистов (ЦЖР). Декларацию о его создании подписали С.Градировский, А.Золотов, А.Кырлежев, А.Морозов, А.Пронин, Е.Стрельчик, В.Тарасевич, С.Чапнин, М.Шевченко, А.Щипков. В марте 2001 года ими была проведена крупная конференция "Религия и СМИ" в Нижнем Новгороде при поддержке Полномочного представителя Президента в ПФО Кириенко. В мае 2001 года Цех получил приглашение вступить в Медиасоюз. В день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 24 мая, Цех религиозных журналистов и руководство Медиасоюза подписали меморандум о создании Гильдии религиозных журналистов.

Несмотря на отсутствие узко сформулированной темы и пёстрый состав участников, круглый стол оказался по-настоящему интересным. Шесть часов работы с докладами и прениями вращались вокруг нескольких узловых тем.

Существует ли граница между светской религиозной журналистикой и журналистикой конфессиональной? Александр Щипков в своём докладе, как и в последних публикациях, обосновывал это деление. Александр Морозов его поддержал: "Конфессиональные СМИ – это миссия, а светская религиозная журналистика ближе к политической аналитике. Русская духовная журналистика возникла в начале шестидесятых годов XIX века, как писал об этом прот. Флоровский, а светская религиозная журналистика в России появилась вместе со светским государством, со свободой вероисповедания. Её истоки можно усматривать после 1906 года, или даже с начала 1990-х годов". Максим Шевченко отметил, что "новая религиозная журналистика" возникла в середине 90-х годов с появлением агентств "Метафразис", "Благовест-инфо" и газеты "НГ-Религии". Доктор исторических наук Сергей Фирсов показал в своём докладе, что между 1906 и 1917 годами была не только яркая христианская публицистика разных лагерей (Бердяев, Меншиков и др.), но и те, кого можно назвать "светскими аналитиками". Любопытно, что тогда церковная администрация более терпимо относилась к светским аналитикам, чем, например, к христианским публицистам, претендовавшим на то, чтобы писать от лица Церкви. Ясно, что граница "светское-конфессиональное" очень условна. Многие из работающих на этой площадке одновременно являются постоянными авторами общественно-политических и даже антиклерикальных изданий и сотрудниками сугубо церковных СМИ. Например, Александр Солдатов более десяти лет пишет в "Московских новостях" и в то же время редактирует web-сайт "Вертоград-информ" – лучший информационный проект РПЦЗ. Сергей Чапнин публиковался в "Журнале Московской Патриархии", но он же – автор многих аналитических материалов в "Независимой газете". А созданный им сетевой журнал "Соборность" типологически, наверное, можно рассматривать, как и душеновскую "Русь Православную", в качестве "независимого православного проекта".

Как обычно, остро выступил Максим Шевченко, сказавший, что во всех конфессиях клерикальная бюрократия совершенно не интересуется положением рядовых верующих. Критику этой бюрократии – как православной, так и мусульманской – он мыслит как одну из главных задач своего издания. Ему возражали А. Морозов, а затем протоиерей Георгий Митрофанов. Отец Георгий с мягкой иронией заметил, что сам он, в глазах Шевченко, видимо, относится к "среднему звену клерикальной бюрократии" (как преподаватель СПбДА и член синодальной комиссии по канонизации). Возражение о.Георгия сводилось к тому, что Церковь сотрудничает с государством не из-за злокозненных теократических притязаний, а потому что в России нет институций гражданского общества. Вот и приходится работать в первую очередь с госчиновниками.

В кулуарах, конечно, активно обсуждалась судьба "НГ-религии":

сохранится ли газета после ухода Третьякова, и если да, то будет ли Березовский "затачивать" её на критику конфессиональной политики путинской администрации.

Александр Пронин и диакон Александр Мусин докладывали о правовых и канонических аспектах деятельности религиозных журналистов. Пронин как специалист по расследованиям обратил внимание на то, что действующий закон о СМИ создает особый статус для руководителей религиозных организаций: закон не обязывает их предоставлять информацию прессе, а это исключает для журналиста возможность адекватно изложить официальную позицию руководства конфессий в случае конфликта. Кстати говоря, Медиасоюз создал рабочую группу по подготовке внесения изменений в законодательство о СМИ. Разумеется, не все участники круглого стола выразили желание вступать в Гильдию при Медиасоюзе – например, Наталья Бабасян бурно в кулуарах критиковала этот "прокремлевский" проект. И наоборот есть те, кто считает, что именно они должны возглавить гильдию (см. комментарии агентства "Русская линия"), поскольку являются самыми "верными путинцами". Но уже на круглом столе Александр Щипков – председатель Гильдии благожелательно дал понять, что оставляет за скобками полемику между известными группами христианских журналистов. Гильдия обращена в первую очередь к регионам, к сотням журналистов, работающих в областных и городских СМИ по всей России. Цель Гильдии – способствовать профессиональному росту журналистов. Александр Кудряцев, как и представитель курской администрации Александр Шаповалов, в кулуарах говорили о взаимной пользе таких круглых столов для журналистов и госчиновников. По словам Галины Рубанковой из "Костромских ведомостей", круглый стол убедительно показал, что религиозная проблематика в областной газете не может ограничиваться публикацией поздравлений местного владыки на Пасху и Рождество.

По итогам круглого стола Гильдия подготовила пакет конкретных предложений – это и присуждение ежегодных премий в области религиозной журналистики, и международный обмен, и продолжение серии круглых столов "Религия и СМИ" в различных регионах.

РЕКЛАМА