поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
08 ноября 2011  распечатать

Чернега Ольга Петровна

Религиозные радиопрограммы: социокультурные и эстетические аспекты

Автореферат диссертации кандидата филологических наук

Введение

Глава 1. Теоретические проблемы создания религиозных программ

1.1. Массово-коммуникационные свойства 12 религиозного радиовещания

1.2. "Слух – глаза души". Понятие о смыслообразе

1.3. Религиозные радиопрограммы с позиций семиотики

1.4. Религиозные программы в контексте радиожурналистики и радиоискусства

1.5. Социологические аспекты религиозного радио: к вопросу о типологии религиозного вещания

Глава 2. Религиозное радио: художественно-эстетические особенности

2.1. Специфика хронотопа в религиозных программах

2.2. Закон целостности в организации религиозных передач

2.3. Персонификация в религиозном вещании

2.4. Внутренний и внешний ритм как системообразующий фактор религиозных программ

2.5. Восприятие и воздействие религиозного радиосообщения

Глава 3. Религиозное вещание: традиции и генезис в отечественном эфире

3.1. Религиозное радио за рубежом

3.2 Религиозное радио на общественных, коммерческих каналах

3.3. Система религиозных программ государственного радио (1991-1999 гг.)

3.4. Анализ религиозных передач "Радио России" (2000-2001 гг.): жанры, выразительные средства, манера персонификации, функциональный потенциал

3.5. Особенности журналистского творчества в религиозной сфере: теория и практика

Введение:

В последнее десятилетие в российском теле-, радиоэфире появились программы оригинальной, невозможной в советское секуляризированное время, проблематики – религиозные передачи. В конце 1991 г., практически одновременно с возникновением общенационального вещания, на "Радио России" прозвучали первые тематические программы: "Верую", "Голос Ислама", "Пробуждение России". За десять лет развития религиозного радио менялись вещательные форматы, периодичность, интенции передач. Развитие религиозного вещания отражает объективные изменения во взаимоотношениях общества, государства и средств массовой информации, кризис атеистической ментальности, стремление к духовной, социокультурной стабильности за счет поисков вечных, трансцендентных смыслов и сущностей.

Ныне можно говорить о новом виде отечественного радиовещания – религиозном как о совокупности программ, имеющих своего адресата, отличающихся предметно-тематическим единством, специфической мотивацией, зачастую – оригинальными формами и характеристиками. Религиозное радио развивается в контексте религиозной журналистики – профессиональной деятельности в средствах массовой информации (печати, электронных СМИ, интернет-изданиях), направленной на информирование общества о роли религии в социальной, политической, экономической жизни, а также на миссию и апологетику.

Различные содержательные планы религии (сокровенные, истинные смыслы) и радио (фактологическое отражение картины мира), пересекаясь, взаимодействуя посредством аудитивного канала массовой коммуникации, создают новое духовно-практические явление – религиозные программы. Интимные, духовные, трансцендентные феномены объективируются в ткани радиосообщения как публичные, социально направленные процессы. Сосуществуя в едином информационном религиозном пространстве, программы претендуют на реализацию разных социальных задач: от органичных журналистских (информация, описание, анализ) до конфессиональных, апологетических (миссия, проповедь).

Сегодня на политические и социальные процессы в России активно влияют надэтнические и национальные религии. Исследования по рейтингам I доверия/недоверия институтам общества выявляет абсолютный приоритет Православной Церкви по отношению к оценке прочих общественных структур (в том числе, система здравоохранения, армия, служба госбезопасности, СМИ и другие).1 "Появляются такие феномены, которых раньше не наблюдалось – Международное общество сознания Кришны, Общество трансцендентальной медитации, Церковь унификации, Церковь Сатаны и пр. Образовались "квазирелигии" – гражданские религии, светские религии, культ личностей, политических вождей, кумиромания и пр. В последние десятилетия века наблюдается подъем верований в предсказания, астрологию, хиромани-тию; в средствах массовой информации, на телеэкранах, в концертных и эстрадных залах разыгрываются сеансы экзорцизма, освобождения от "сглаза" и "порчи", ведовства, спиритизма" и т.д.2

Новой иллюзией массового сознания постсоветского времени является некритичное, доверчивое восприятие сакральных, мистических смыслов, транслируемых посредством СМИ. Этот феномен должен учитываться создателями религиозных, программ, а также при концептуальном и тактическом планировании вещания (особенно на государственном радио). Ведь в силу экзистенциональности тем и сюжетов, повышенной эмоциональной составляющей, религия способна на трансляцию мощных дезинтеграционных эффектов. Потому вольные и невольные ошибки религиозной журналистики могут будировать, невротизировать общество, менять социокультурные, национальные ориентиры.

По данным мониторинга Российского независимого института социальных и национальных проблем, 43,4% россиян отнесли себя к верующим в Бога (из них около 60% идентифицируют себя как последователей православия, 3% – как приверженцев ислама, около 2% заявляют о принадлежности к другим конфессиям); безрелигиозная мировоззренческая мотивация характерна для 28, 6%. Причем, выявлена "конфессиональная самоидентификация

1 Рейтинги доверия / недоверия институтам общества // Дайджест результатов исследований Фонда "Общественное мнение". Выпуск 09. – 2001. – №6. – С. 14.

2 Лекции по религиоведению: Учебное пособие / Под ред. проф. И. Н. Яблокова. – М., 1997. – С. 5. не столько по принадлежности к тому или иному вероисповеданию, а на основе соотнесения себя с определенным типом цивилизации, национальным образом жизни и культурой, в значительной мере сформировавшейся под воздействием той или иной конфессии".1

Однако до настоящего времени нет специальных законодательных актов, профессиональных кодексов, регламентирующих средства массовой информации, специализирующиеся в религиозной тематике. Взаимодействие Церквей и СМИ определяется Федеральным законом "О средствах массовой информации" (1995 г.) и Федеральным законом "О свободе совести и о релил гиозных объединениях" (1997 г.) . В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ впервые приняты "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", выражающие общецерковное мнение по насущным, актуальным проблемам, в том числе по вопросам взаимоотношений Православной Церкви и СМИ3. Осенью 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности России, относящая к "основным объектам" жизнедеятельности общества духовную жизнь и свободу совести. В мае 2001 г. Советом муфтиев России представлены "Основные положения социальной программы российских мусульман".

Религиозное радио является распространенным, традиционным за рубежом. В отечественных СМИ – самым молодым по времени становления, оригинальным – по тематике, малоизученным – со стороны теории. Ныне религиозное радиовещание динамично развивается на независимых каналах, а также в государственном эфире, следовательно, многоаспектно вовлечено в интериоризацию духовного, культурного, социального опыта, однако практически остается вне сферы интересов теоретиков электронных СМИ.

Потому актуальность, новизна, социальная востребованность научной работы, посвященной определению социокультурных и эстетических аспектов религиозного радио, – несомненны. Учитывая актуальность аудио

1 Мчедлов М., Гаврилов Ю., Шевченко А. Кому они доверяют? Современный верующий : социальный портрет и общественно-политические позиции // НГ-религии. – 2001. – 10 октября.

2 См.: Законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов. М., 2000. 62 е.; Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Научный комментарий доктора юридических наук М. А. Федотова. – М., 1996. – 296 с.

3 Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2000. – 192 с. коммуникации как транслятора "естественной устности" (М. Маклюэн)1, потенциал радио в созидании психоэмоционального тонуса общества, эта тема тесно связана с вопросами воспитания, просвещения, гуманитарного, нравственного образования, проблемами предназначения и ответственности СМИ.

В исследовании к специфике религиозной радиокоммуникации интерпретируются свойственные радио функции, характеристики и качества радиоэстетики; в контексте традиций и опыта религиозного вещания за рубежом обобщается творческий путь отечественного религиозного радио; с позиций эффективности вещания анализируются современные религиозные программы "Радио России".

Целью исследования является выявление социокультурных, эстетических аспектов оригинальной вещательной типологии – религиозного радио, концептуально-теоретическое обоснование религиозных программ на общенациональном радиоканале.

Для достижения цели следует решить задачи:

– выяснить массово-коммуникационные, функциональные свойства религиозного радиовещания;

– охарактеризовать природу восприятия и воздействия религиозных радиопрограмм;

– уточнить место религиозных программ в контексте радиожурналистики и радиоискусства, определить приоритетные вещательные формы для светских религиозных и конфессиональных передач;

– рассмотреть эстетические законы, феномены, эффекты религиозного вещания и акцентировать специфические стилистические, выразительные особенности эстетики религиозных программ;

– описать историю религиозного радио за рубежом и творческий путь отечественного религиозного радио на коммерческих и общественных каналах;

– квалифицировать деноминационные и вещательные характеристики религиозных программ "Радио России" в периоды: 1991-1996, 1997-1999, Цит. по: Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999. – С. 258, 261.

2000-2001 гг. и оценить качественный уровень, эффективность отечественного религиозного вещания;

– определить специфику журналистского творчества в религиозной сфере и предложить рекомендации по организации религиозного эфира на государственном радиоканале.

Объектом исследования является развитие религиозного радиовещания (в сопряжении интенции, социального статуса и этноконфессиональных, социально-демографических особенностей аудитории). В теории и практике радио выделено шесть основных вещательных типологий: 1) новости; 2) образование; 3) культура; 4) религия; 5) развлечение; 6) реклама1. Все виды вещания (за исключением религиозного) осваивались отечественными средствами массовой коммуникации, являли определенную сферу теоретического осмысления.

Предметом исследования избраны коммуникационные, эстетические свойства религиозного радиовещания; содержательно-тематические, форматные, фактурные характеристики программ.

Методология исследования. В целях выявления феноменов, эффектов религиозного радиовещания востребован популярный общефилологический метод компаративного (сравнительно-сопоставительного) анализа. Ключом к выработке концепции религиозного вещания будет служить выявление общих признаков и связей (сущностных, эстетических, функциональных) религии и радио в качестве субъектов и объектов массового социального общения. Изучение вопросов возможно в русле актуальной методологии исследования – "философской компаративистики", использующей традиционный для языкознания сравнительно-исторический метод: "аналогии, параллели, диалог и полилог" для выделения "типов мышления, философий, ра-циональностей и иррациональностей, мистики и религиозной рефлексии и т. п."2.

С целью описания радиоканала как потенциально аутентичного транслятора религиозных смыслов проводится сопоставление радио и телевиде

1 Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999. – С. 234-235.

2 История современной зарубежной философии. – СПб., 1997. – С. 5. ния, радио и печати с позиций специфики выразительных средств и природы восприятия, основных стилистических, эстетических категорий.

Методы исследования. При апробации эмпирической базы интегра-тивный подход к религиозному радиовещанию с точки зрения психологии, философии, культурологии и социологии коммуникаций логично продолжен методами мотивационно-целевого анализа и контент-анализа. Радиопередача рассматривается как законченный продукт творческой деятельности, завершенная единица общения.

Посредством наблюдения, измерения, контент-анализа содержательно-тематических характеристик религиозных передач, анкетирования журналистов "Радио России" исследована система современного религиозного вещания. Фактологический материал обобщен и формализован в таблицах, схемах и диаграммах.

Предпочтение канала "Радио России" в качестве эмпирической базы исследования обусловлено следующими факторами:

• "Радио России" – самая популярная и доступная в России радиостанция: работает по первой программе радиотрансляционной сети (проводное вещание), ДВ, СВ, КВ, и УКВ диапазонах; ежедневная потенциальная аудитория – 60 млн. человек;

• становление религиозного радио совпадает с началом работы общенационального государственного вещания, является конфессионально направленным, что говорит о реализации возможных стратегических целей взаимодействия различных Церквей и государства в области электронных средств массовой информации.

Концепция социальной связи Православной Церкви декларирует приоритетность религиозных, конфессионально окрашенных ценностей: "Цель религиозного образования видится в формировании жизненного стандарта, определенной системы ценностей, которые предопределяют поведение человека в различных обстоятельствах и делают насущной для него религиозную мотивацию поступков и решений"1.

1 Митрополит Кирилл. Через религиозное образование к православию // Рождественские чтения. Сборник докладов. – М, 1999. – С. 63.

Однако, по мнению диссертанта, религиозные программы государственного радио не должны статусно (а также посредством коммерческих взаимоотношений) принадлежать каким-либо церковным институтам, служить узкоконфессиональным (латентно политическим) целям религиозного окормления, евангелизации, катехизации, прозелитизма. Несмотря на несомненный общетеоретический вклад протестантской этики в развитие европейского, американского бизнеса1, религиозный эфир должен учитывать проблемы русификации, деноминационные традиции и ориентиры аудитории, а также органично сопрягаться с приоритетами предназначения радио как средства массовой информации и искусства.

В резолюции Общественно-методического Совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации особо подчеркивается: "Необходимо систематизировать принципы религиозной публицистики, исходя из государственных интересов. А государственный интерес один – межконфессиональный мир"2.

Обозначенный круг проблем относится к сферам исследований в филологии, социологии, коммуникативистике, психологии, культурологии, религиоведении, радиожурналистике. Учитывая многоаспектность темы, диссертация базируется как на общеметодологических философских, культурологических работах И. Ильина, Е. Трубецкого, П. Флоренского, Д. Лихачева, М. Бахтина, А. Кураева, К. Кедрова, М. Кагана и др3., так и на литературе по теории, социологии, психологии и типологии журналистики Я. Засурского, Р. Борецкого, С. Корконосенко, Г. Солганика, Е. Прохорова, М. Шкондина и др4., а также на специальных исследованиях в области выразительных

1 Rae S.B., Wong K.L. Beyond integrity. A Judeo-Christian Approach to Business Ethics. – Michigan, USA. 1996. – P. 195-237, 637-651

2 Заседание 22.12.00.

J Бахтин M.M. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х томах. – М., 1993; Каган М.С. Музыка в мире искусств. – СПб., 1996; он же. Философская теория ценностей. – Спб., 1997; Кедров К.А. Поэтический космос. – М., 1989; Кураев А. Человек перед иконой (Размышления о христианской антропологии и культуре) //Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991. – М., 1992; Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Избранные работы: В 3 т. Т. 1. – Л., 1987; Трубецкой E.H. Два мира в древнерусской иконе // Философия русского религиозного искусства XYI-XX вв. Антология. – М., 1993; Флоренский П.А. Иконостас // Там же.

4 Борецкий P.A. Телевидение на перепутье (Статьи 1989-1998). Учебное пособие. – М., 1998; Засурский Я.Н. Власть, зеркало или служанка? В 2-х томах. – M., 1998; он же. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до Интернета. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий. – М., 2000; Основы творческой деятельности средств, эстетики, социальных функций радио С. Бернштейна, Д. Любосве-това, Т. Марченко, В. Ружникова, И. Тхагушева, А. Шереля и др.)1 – Сопряжение социокультурной роли вещания, гуманитарного потенциала интерпретировано в парадигме "интенция – функция" (Р. Мертон) , теории социальной ответственности журналистики (Т. Питерсон, У. Шрамм)3, социокультурной динамики (П. Сорокин)4.

Ученых традиционно более интересовала тема религиозной печати: Г. Вороненкова и Е. Панюкова исследовали немецкую церковную прессу5, Н. Кашинской описана печать русской православной церкви6, Н. Костикова дала типологические характеристики русской православной печати7, Н. Урина исследовала систему католической журналистики8.

На сегодняшний день отдельные аспекты, этапы становления отечественного религиозного вещания отражены в немногочисленных публикациях:

• В. Ярошенко еще в 70-е годы критически оценена манипулятивная практика клерикального зарубежного эфира9;

• Б. Сапуновым предложено краткое обоснование типологического сходства религии и телевидения, потенциала религиозных телевизионных передач1; журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000; Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2001; Солганик Г.Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном-.обществе. – М., 2000; Социология журналистики: Очерки методологии и практики / Под ред. С.Г. Корконосенко. – М., 1998; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. – М., 2000.

1 Бернштейн С.И. Язык радио. – М., 1977; Любосветов Д.И. Акустическая природа радиовещания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 1997. – № 3; Марченко Т.А. Радиотеатр: Страницы истории и некоторые проблемы. – М., 1970; Основы радиожурналистики / Под ред. Э.Г. Багирова и В.Н. Ружникова. – М., 1984; Радиожурналистика: Учебник / Под ред. A.A. Шереля. – М., 2000; Тхагушев И.Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 1994. – №6.

2 См.: Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. – М" 1996. С. 393-462.

J Питерсон Т. Теория социальной ответственности прессы // Четыре теории прессы. – М., 1998. – 228 с.

4 Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты.-М., 1996.-С. 372-393.

5 См.: Панюкова E.H. Западное христианство в зеркале немецкой церковной прессы. – Екатеринбург, 2000. 332 е.; Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий (информация о религиозной печати в Германии).

6 См.: Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского.-М., 2001.-С. 127-140.

7 Костикова H.A. Типологические характеристики русской православной печати. – М., 1996.

8 Урина Н.В. Социальная коммуникация в доктрине католической церкви на рубеже столетий // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетий / Отв. редакторы Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. – М, 2000. – С. 138-146.

9 Ярошенко В.Н. "Черный эфир": Подрывная пропаганда в системе буржуазного внешнего политического радиовещания. – М., 1986.-С. 118-121.

• М. Лукиной, Л. Реснянской подробно представлена, описана система христианских программ радио России в 1994-1995 годах2.

Работы, посвященные непосредственно теме диссертации – концептуальное обоснование специфики религиозной радиокоммуникации, выявление ее социокультурной и эстетической роли – в российской науке в настоящее время, к сожалению, отсутствуют.

В современных описаниях теории коммуникаций и профессиональной этики журналистов в качестве морального ориентира основ деятельности обязательно приводятся религиозные традиции, заповеди и ценности. Я. Засурский подчеркивает, что "именно христианство разработало системообразующие аспекты коммуникации и формы общения" .

В теме диссертационного исследования в единой мировоззренческой парадигме сопрягаются темы социальной ответственности средств массовой информации и проблемы политических, творческих технологий, эффективности коммуникации. Эти актуальные вопросы оригинальным образом интегрируются в вещательном пространстве религиозных радиопередач.

1 Сапунов Б.М. Религия и массовая культура (на материалах телевидения и радиовещания). – М., 1994. 47 с.

2 Лукина М.М. Христианские программы на национальном радиовещании (опыт классификации) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 1996. – № 4; она же. Четыре модели христианского радиовещания // Журналистика в 1993 году. Тезисы научно-практической конференции. Часть 3. – М., 1994; Реснянская Л.Л. Компетентное мнение: эксперты о состоянии и развитии христианского радиовещания в России (результаты опроса экспертов) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 1996. – № 4.

Засурский Я.Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до Интернета. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий. – М., 2000. – С. 14.

Заключение:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение социокультурных и эстетических аспектов религиозных радиопрограмм привело к выводам и обобщениям как по заявленным проблемам, так и по вопросам традиций и особенностей развития религиозного вещания за рубежом и в России, а также в области радиоэстетики и радиокоммуникации в целом.

Для выявления свойств, эффектов, феноменов религиозного радио был избран компаративистский подход к рассмотрению субъектно-объектных взаимоотношений религии и радио с точки зрения филологии, коммуникати-вистики, психологии, семиотики, философии и социологии.

К специфике радиокоммуникации адаптирована методика мотиваци-онно-целевого (интенционального) анализа, позволяющая определить эффективность коммуникативного акта. За единицу общения со слушателями принята радиопрограмма – законченный продукт и объект творческой деятельности. Радиопрограмма воплощает субъективную коммуникативную интенцию, совокупно с передачами аналогичной типологии (в данном случае – религиозной) претендует на реализацию соответствующих функций.

Религиозные программы относятся к одному из шести основных функциональных видов вещания, выделяемых по соответствию содержательно-тематического единства, статуса, мотивации и идейных позиций, социально-демографических особенностей целевой аудитории.

В сфере религиозного вещания типология усложняется за счет сосуществования в едином информационном религиозном пространстве программ, станций, воплощающих различные интенции (взгляды, позиции): миссия, проповедь, апологетика (в пользу той или иной конфессии) – или информация, описание, анализ (то есть, органичные журналистские задачи). Программы первого типа целесообразно назвать конфессиональными (духовными): в типологии религиозного вещания они воплощают концепцию "электронной церкви" (но при этом не обязательно институционально встроены в определенную деноминацию). Второго – светскими религиозными: они рассматривают религию в качестве ключевого фактора политической, социальной, экономической жизни.

Прагматической задачей исследования является определение специфики журналистского творчества в религиозной сфере и формулирование рекомендаций по рациональной организации вещания государственного канала в сфере религиозного радио в вопросах деноминационных, жанровых, выразительных, фактурных и других характеристик программ.

В результате сопоставления массово-коммуникационных, выразительных свойств религии и радиовещания выделены своеобразные свойства радиовещательного коммуникативного процесса, предполагающие возможность аутентичной передачи религиозного содержания:

Экзистенциональное, общечеловеческое содержание религиозного радио предопределяет повышенную коммуникативную целесообразность и коммуникативную мотивацию. Однако зачастую восприятие программ затруднено некорректной интенцией (апологетика вместо анализа), а также значительной разницей фоновых знаний вероятных адресатов, по-разному владеющих (не владеющих) общим кодом: "верующих" – "всех, кто интересуется вопросами религии".

Поскольку именно сущностные возможности материала определяют выразительность, эстетические качества того или иного вида искусства, коммуникации, рассмотрен вопрос о природе и потенциале звука как адекватного интимным, заветным религиозным темам и сюжетам выразительного средства, причем сделаны выводы по следующим позициям:

• отмечены соразмерность, соответствие мировоззренческих постулатов характеру музыки в организации целостной художественной, эстетической среды внутри религиозной традиции; при оформлении религиозных радиопрограмм эти принципы должны соблюдаться;

• известные формулы радиоискусства "Слушая – видеть" и "Слушая, размышлять" дополнены актуальной формулой (концепцией) современного радиовещания "Слушая – размышлять, сопереживать";

• из философского, религиозного контекста в теорию журналистики введен термин "смыслообраз" как знак синкретичности, цельности восприятия логико-рациональной и эмоциональной сторон радиосообщения, что особенно актуально для религиозного вещания и радиоискусства, объяснен психический механизм реализации этого феномена.

Субъективно-чуткое, неконвенциональное, фидеистическое отношение к звучащему слову сближает религиозные, поэтические тексты, а также произведения радиоискусства, художественной публицистики; предопределяет лиричность как выразительную стилистическую доминанту творческого метода религиозного радиовещания; лирическую или лирико-эпическую интонацию духовных радиопроизведений.

При рассмотрении религии и радиовещания в философском аспекте в качестве форм общественного сознания, выявлены системные связи в ряду "культура – религия – радио – массовая культура", представлена схема, выражающая соразмерность видов современного радиовещания познавательно-психологическим типам аудитории. Для трансляции религиозных сюжетов и тем определены приоритетные вещательные формы: миссионерская, проповедническая интенция конфессионального радио претендует на образное воплощение в жанрах художественной публицистики, радиоискусства. Информационная, описательная, социологическая направленность светских религиозных передач может быть адекватно воплощена в фактологических и динамичных аналитических (оперативный комментарий) жанрах. Сверхпопулярные жанры проповеди, беседы грешат категоричностью, дидактичностью, излишней назидательностью, что не соразмерно камерности аудиокоммуни-кации, лиричным религиозным смыслам, и снижает просветительскую, миссионерскую направленность передач.

Душевные движения, рефлексии, нюансы мыслей и чувств наиболее эффектно и органично передают откровения, исповеди, житейские истории. Но эти жанры, потенциально действенные в миссионерских, катехизаторских целях, не востребованы в конфессиональных программах "Радио России", редко используются на специализированных станциях. Стилистика, смысловое поле акустической массовой культуры чужеродны коду, мировоззренческим основам религиозной культуры.

Воздействие и восприятие радиосообщения предопределяется сверхоперативностью радиовещания, объясняется актом аудитивной коммуникации – в отрыве от других анализаторов, активизируются эмоциональные реакции слушателя. В религиозной культуре эффект симультанности инициируется верой – базовой мировоззренческой позицией и психологической установкой, что предрешает искреннее, некритичное восприятие сакральных актов и событий священной истории и их отражение в церковных службах, радиопередачах

Последствиями корректной объективации религии в светских религиозных радиопередачах являются: интеграция, объединение общества; нравственное просвещение, компенсаторная, регулятивная функция. Однако на настоящем этапе развития религиозного вещания полифункциональный потенциал радиовещания практически не востребован отечественным религиозным радио. Принципы взаимоуважения, взаимной терпимости, толерантности составляют сущность нравственных заветов религии, они могут быть адекватно переданы аудитории посредством рационально организованной системы религиозных радиопередач, причем качественный, эстетический уровень программ является решающим фактором эффективности религиозного вещания.

Сделаны выводы относительно интерпретации основных художественных категорий и эффектов (хронотоп, закон целостности, стиль, манера персонификации, симультанность, внутренний и внешний ритм) в религиозном радиовещании. Поскольку главные выразительные свойства предмета отражения сохраняются в творческом произведении, а сферой интересов религиозного радио являются ортодоксальные Церкви (программы "Верую", "Голос ислама"), а также мистические, маргинальные верования и культы ("Во что верит Россия", "Вера-трек", "Лунный бальзам" и др.), кратко рассмотрены вопросы природы, эстетики ритмизованного кода традиционных религий, языческих верований, фольклора, их воплощение в религиозных передачах.

Описаны представительная теория и практика религиозного радио за рубежом, организационно-творческий путь религиозного радио на отечественных общественных, коммерческих каналах, а также развитие религиозной типологии на государственном радио (с 1991 по 1999 гг.), причем выделены отдельные этапы: 1991-1996 гг., 1997-1999 гг.

На период июля-августа 2000-2001 гг. выделены, изучены, обобщены интенциональные, содержательно-тематические, фактурные, форматные характеристики девяти религиозных передач, представляющих в настоящее время систему религиозного вещания на главном государственном канале.

Религиозное радио является распространенным, статусным и популярным видом вещания за рубежом:

• религиозное радио концептуально обоснованно (особенно в католической церкви) и представлено многообразными жанровыми формами вещания: от традиционной проповеди, трансляции – до художественной, публицистической программы и интерактивного шоу;

• история религиозного радио за рубежом, насчитывающая более восьми десятилетий, соотносима как с техническим развитием, так и с особенностями организации вещания на финансово-экономическом, творческом уровне, причем каждый опыт уникален (в исследовании кратко описано своеобразие религиозного радиовещания в Великобритании, США, Испании, Италии, Дании, других развитых и развивающихся странах);

• система религиозных станций и программ, оригинальным образом выстроенная в каждой конкретной стране, отражает специфику государственно-церковных отношений, религиозного опыта, деноминационных характеристик, социокультурных ориентиров и коммуникативных стереотипов общества.

Религиозные программы государственного радио существуют на фоне, в вещательном поле формирующейся системы общественных, церковных и коммерческих религиозных радиостанций. При отсутствии у Русской Православной Церкви до августа 2000 г. собственной концепции взаимодействия с институтами общества (в том числе, СМИ), РПЦ не стремилась осваивать электронное пространство. Потому вполне объяснимым является лидерство в эфире России зарубежных вещателей, накопивших большой творческий, организационный опыт, имеющих финансовые ресурсы и представляющих католическую, протестантскую и евангелическую традиции.

В диссертационном сочинении кратко описана вещательная политика станций-лидеров освоения электронного религиозного пространства России. Это: Христианская радиостанция "ТЕОС", Международная христианская радиостанция "Радио Мария", "Град Петров" – первая епархиальная православная радиостанция в России, Христианский церковно-обгцественный канал, радио "Радонеж" и др.

Сопоставление организационных и основных вещательных параметров (жанровой палитры, характеристик целевой аудитории, коммуникативного стиля) ведущих отечественных станций позволяет сделать предварительные выводы: формирующаяся типология религиозного радио отражает объективные потребности и информационные запросы общества и имеет четко выраженные системные качества:

– существующие религиозные станции относятся к формату "разговорное" радио, представляют собой тип миссионерских, проповеднических СМИ. Однако апологетическая доминанта на практике реализуется в культурологическом (ХЦОК, радио "Мария), политическом (радио "Радонеж") и даже развлекатсельном (радио "ТЕОС") контекстах;

– станции, имеющие лицензию на вещание, преимущественно относятся к типологии территориальных (городских и областных);

– вещание дифференцированно по конфессиональному признаку (для православных, католиков, протестантов и т. д.). Но моноконфесиональная направленность (за исключением радио "Радонеж") не характерна для отечественного религиозного радио;

– каждая станция сориентирована на различные социальные, возрастные аудиторные группы.

Сопоставление вещательных объемов, деноминационных характеристик программ с этноконфессиональной структурой населения России (в качестве главного фактора дифференциации аудитории религиозного радио) в период с 1991 по 1996 г. позволяют судить об отсутствии целенаправленной административной и творческой политики в сфере религиозного радио, влиянии процессов коммерциализации, прозелитизма: учредителями и производителями 50% христианских передач были зарубежные или совместного типа организации, покупавшие эфирное время для своих программ. Для рынка отечественных религиозных программ на государственном радио с 1991 по 2001 гг. характерны процессы подвижности, неустойчивости.

Как наиболее качественный, можно выделить религиозный эфир "Радио России" в 1997-1999 годах. Плюральный эфир этого периода претендует на: соответствие системе мировых религий (христианство, ислам, буддизм); отражение деноминационных признаков, характерных для этно-конфессиональной традиции России (православие, ислам, буддизм, католицизм, протестантизм); разнообразную жанровую инфраструктуру, созвучие художественному потенциалу радио (беседа доминирует в программе "Верую", интервью – в "Голосе Ислама", комментарий – в "Во что верит Россия", литературно-музыкальная композиция – в "Восточном ожерелье" и "Лунном бальзаме", радиоспектакль – в "Вестниках").

Исследование спектра религиозных программ "Радио России" на период июля-августа 2000-2001 гг. осуществлено посредством методик: анкетирование производителей программ; свободное неформализованное интервью с авторами, редакторами религиозного вещания; мониторинг передач с эфира, их описание с помощью мотивационно-целевого анализа; опрос группы лидеров мнений, представляющих конфессиональный срез реципиентов религиозного вещания. Внимание акцентировалось на интенциональной мотивации производителей, функциональном потенциале передач: соотнесение этих аспектов с количественно-качественными параметрами конфессиональных (или светских религиозных) программ позволяет уточнить социокультурный уровень религиозного вещания. Эстетические свойства программ выявляются за счет сопоставления жанровых, формо – и стилеобразующих средств выпусков.

Религиозный эфир "Радио России" составляют: в 2000 г. девять программ общей продолжительностью 5 часов 46 минут ежемесячно, в 2001 г. восемь программ (общий объем вещания – 5 часов43 минут). Лидером религиозного эфира являются конфессиональные передачи: из сорока восьми ежемесячных выпусков религиозных передач двадцать четыре приходится на программы, популяризирующие социокультурные коды, ментальность, систему ценностей протестантизма. Типологию светских религиозных программ представляют: "Вера-трек" и "Во что верит Россия" (четыре выпуска в месяц). Программы хаотично распределены по дням недели. Воскресенье – особый для христиан всего мира день, однако религиозных передач в сетке выходного дня нет. С наибольшей частотной плотностью выходят передачи протестантской ориентации.

Религиозный эфир "Радио России" составляют программы собственного производства, а также передачи, для размещения которых различные отечественные и международные организации покупают эфирное время. "Голос надежды", "Русское христианское радио", "Небесный свет" звучат фактически на правах рекламы, однако, обязательная по российскому законодательству рекламная идентификация не выделяет указанные выпуски из всего континуума радиопередач.

Все религиозные передачи выходят в записи. "Прямой" эфир, диалогический потенциал интерактивного радио не востребован в типологии религиозных передач. Крайне скуден набор форм обратной связи: письма, клубы друзей ("Голос Ислама", "Голос надежды"). Жанровая палитра ограничена информационно-аналитическими формами: расширенная заметка, интервью, комментарий, беседа, лекция, радиопроповедь, радиопритча. Практически не востребован потенциал радиоискусства, художественного вещания.

Корректный принцип организации религиозного эфира государственного радио – приоритетность светских религиозных передач, то есть описание, информация, аналитика политических, социальных, экономических процессов и явлений, обусловленных религиозным фактором; выведение конфессиональных передач, воплощающих миссионерскую, апологетическую интенцию, из поля журналистики.

В результате исследования пришли к выводам, которые, возможно, будут полезны при организации религиозного вещания (при сохранении конфессиональных программ):

1. Формирование плюрального эфира: система религиозных передач должна отражать этноконфессиональный состав и традиции населения;

2. Создание схемы вещания, в которой были бы учтены специфические претензии деноминаций, а также социально-демографические особенности целевой аудитории;

3. Развитие форм обратной связи, интерактивного вещания;

4. Повышение качественного уровня религиозного радио за счет: а) расширения жанровой инфраструктуры; б) актуализации, усиления оперативности сообщений; в) привлечение в сферу конфессиональных передач художественного потенциала радиоискусства.

Религия воплощает универсальные, сакральные смыслы. Техническое средство – радио, благодаря акустической природе и интимному характеру восприятия, способно аутентично транслировать религиозные темы и сюжеты, служить созиданию общества, для которого характерно не тотальное единомыслие, но – единство в многообразии, богатстве духовного опыта. Понятия, лексика Библии, Корана расширяют словарь, лексические пласты человека, отсылают к истокам культуры. Постижение религиозных кодов, пронизывающих литературу, музыку, открывает подлинную глубину классических произведений, способствует нравственному просвещению, воспитанию общества. На протяжении веков религия формировала сознание, чувства, волю человека, и в настоящее время, несмотря на 70 лет идеологической богоборческой политики, важны, ценностно-значимы ключевые сюжеты, образы, смыслы религии.

Религиозное радио транслирует универсальные, заветные, мифопоэти-ческие сюжеты и образы, мистико-теоретические положения, этико-правовые принципы, воплощающие суть, основу культурной традиции, миропонимания и отраженные в образно-художественном творчестве, а также акцентирует религиозный фактор в социальной, культурной, сфере.

Обширность тем и аспектов религиозного радиовещания предполагает целесообразность продолжения исследования по вопросам: 1) тематической, жанровой, стилистической ориентации религиозных программ на целевые группы аудиторий: молодежь, детей, женщин и др., 2) особых мер по выделению и унификации религиозного вещания на организационном и творческом уровнях, 3) подготовки журналистов для работы в религиозной тематике: конфессионального и светского религиозного вещания. (Опыт подобной специализации имеется на факультете журналистики МГУ.)

Сегодняшний, во многом спекулятивный интерес СМИ к темам веры и духа, оказывается интуитивным стремлением избежать энтропийного оскудения в заземленно-бытовой информации, попыткой подняться на новый качественный уровень в освоении сюжетов и смыслов, заключающих заветную, вековую мудрость человечества.

179

Список литературы:

1. Абрамова Н.Т. Целостность и управление. – М., 1974. – 248 с.

2. Адамьянц Т.З. В поисках имиджа (Как стать телезвездой). М., 1995. – 120 с.

3. Адамьянц Т.З. Мотивационно-целевой анализ телепередач (Формула успеха телеперач). М., 1994. – 121 с.

4. Аудитория радио: Медиа мониторинг НИСПИ // Вестник ВГТРК (информационный бюллетень). 2000. – №8. – С. 12-13.

5. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983.464 с.

6. Афанасьев В.Е. Американская газета "Крисчен сайенс монитор" и телевизионный канал "Монитор ченнел", их развитие и проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1995. – № 6.

7. Балагушкин Е.Г. Структуры религиозной деятельности (к определению понятий "церковь", "секта", "культ", "богоискательство") // Вопросы научного атеизма. М., 1989.

8. Бахтин М. М. Эпос и роман (о методологии исследования романа) // Вопросы литературы. 1970. – № 1.

9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. – 502 с.

10. Беляев С.В, Коробицые В.И. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. М., 1995. – 180 с.

11. Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

12. Бердяев H.A. Время и вечность // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990. – 528 с.

13. Бернштейн С.И. Язык радио. М., 1977. – 45 с.

14. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. – М., 1991. – 176 с.15. Библия.-М., 1991.-1025 с.

15. Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М, 1991.-127 с.

16. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. – М., 1986.-301 с.

17. Борецкий P.A. Телевидение на перепутье (Статьи 1989-1998). Учебное пособие. – М., 1998. 105 с.

18. Бочарова Т. Программирование музыкальной коммерческой радиостанции (Опыт радиостанции "Максимум") // Отечественное радио в современных условиях. Сборник статей. Часть вторая. М., 1998. – С. 70-101.

19. Броджи П. Святое телевидение молится за нас // Телевидение и радиовещание за рубежом. Выпуск 8. М., 1993. – С. 43-48.

20. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. – М., 1991.-416с.

21. Быстрицкий А. Скромное очарование радио // Известия ТВ. – 1994. – 15 апреля.

22. Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре. М., 1991.-64 с.

23. Вайнгартер Э. Защита прав человека: практическое пособие: Программа Церквей по правам человека в регионе ОБСЕ. М., 2000. – 82 с.

24. Вакурова Н.В. Психологическая подготовка интервьюеров телевидения и радиовещания. М., 1996. – 40 с.

25. Васильева Т.В. Публицистические жанры радио. СПб., 1992.46 с.

26. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Рукавишников JI. А. Теле – и радиоинформация. Л., 1987. – 63 с.

27. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. – 702 с.

28. Вейдле В. Умирание искусства. Размышление о судьбе литературного и художественного творчества // Самосознание европейской культуры

29. XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.-366 с.

30. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. – М., 1963.-253 с.

31. Власть, зеркало или служанка? (Энциклопедия жизни современной российской журналистики): В 2 т. М., 1998.

32. Выготский JI.C. Психология искусства. Минск, 1998. – 480 с.

33. Газарх С.М. Телевидение и радио в генетическом ряду средств массовой коммуникации // Вестник ВИПК. № 3. М., 1990. – С. 48-56.

34. Гальперин Ю.М. В эфире слово. – М., 1977. – 168 с.

35. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996. – 239 с.

36. Гаспарян В.В. Работа радиожурналиста (технология творчества): Учебное пособие. М., 2000. 37 с.

37. Гачев Г. Русская Дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991. – 272 с.

38. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975. – 471с.

39. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1964. – 381 с.

40. Голядкин H.A. Радиовещание США: Специализация станций // Телевидение и радиовещание за рубежом. Вып. 3 М., 1991. – С. 3-16.

41. Голядкин H.A. Творческая радиореклама (из американского опыта).-М, 1993.-23 с.

42. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие.-М., 2001 г.-303 с.

43. Горячев В. В эфире антиправославный канал // Москва. – 1995. – № 12.-С. 196.

44. Груша A.B. Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики Пресса и политический диалог: Учебное пособие. М., 2001. – 22 с.

45. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М., 1995. – 310 с.

46. Гумилев JI.H., Панченко А.М. Чтобы свеча не погасла: Диалог. – М., 1990. – 124с.

47. Гуськов C.B., Устинов О. Н. Биоритмы рождения и резонанс согласия //Наука и религия. – 1991. № 12. – С. 10-12.

48. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. – 574 с.

49. Дебабова А. Радиотеатр девяностых годов // Отечественное радио в современных условиях. Сборник статей. Часть вторая. М., 1998. – С. 101 – 135.

50. Десять интервью о политической журналистике: Сборник интервью // Под ред. JI.JI. Реснянской. М., 2000. – 80 с.

51. Джонсон П. О вкладе средств массовой информации в культуру // Телевидение и радиовещание за рубежом. Выпуск 7. М., 1993. – С. 30-42.

52. Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества: Учеб. пособие. М., 2000. – 48 с.

53. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. – М., 1984. – 267 с.

54. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. Учеб. пособие для фак. журналистики и филолог, фак. ун-тов / Под ред. проф. А. А. Леонтьева. – М, 1980.-224 с.

55. Дрыжакова Е.В. В волшебном мире поэзии. М., 1978. – 205 с.

56. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч. 1-7. М., 1997-1999.

57. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки русской культуры XI1-ХХ вв. М., 1997. – 224 с.

58. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997. – 383 с.

59. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999. – 416с.

60. Егоров В.В. Телевидение: Теория и практика. М., 1993. – 310 с.

61. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учеб. заведений. М., 1998. – 591 с.

62. Жолудь Р.В. Влияние христианской публицистики на формирование этической парадигмы журналистики // Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. Часть 3. М., 2001. – С. 43-44.

63. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991. – 160 с.

64. Законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов. М., 2000. – 62 с.

65. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Научный комментарий доктора юридических наук М.А. Федотова.-М., 1996.-296 с.

66. Зарва М.В. Слово в эфире: О языке и стиле радиопередач. М., 1977.149 с.

67. Засурский Я.Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до Интернета. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий. М., 2000. – С. 12-37.

68. Засурский Я.Н. Предисловие // Четыре теории прессы. М., 1998. – 228 с.

69. Зверев В.П. Звук и смысл // Радиоискусство: Теория и практика. Вып. 2. М., 1983.-248 с.

70. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.-301 с.

71. Землянова Л.М. Инфоструктура электронной демократии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. – № 3. – С. 80-85.

72. Землянова Л.М. Новая экология электронной демократии и теоретические проблемы современной коммуникативистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. – № 1.

73. Зыков В.Ф. Современная радиокоммуникация: некоторые отличительные признаки и тенденции // Тезисы научно-практической конференции МГУ: Журналистика в 1998 г. М., 1999.

74. Иванова Т.Н. Реклама в православных периодических изданиях // Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. Часть 3. М., 2001. – С. 14-17.

75. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузи-рование, логическое ударение, темп, ритм. М., 1997. – 198 с.

76. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х томах. М., 1993. – 448 с.

77. Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993. – 348 с.

78. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1980.280 с.

79. Иоффе Р. Слушая видеть // Советское радио и телевидение. – 1952. – №7.

80. История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания. 1917-1945.-М., 1991.-440 с.

81. История современной зарубежной философии. СПб., 1997.380 с.

82. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М, 1988.-319 с.

83. Каган М.С. Морфология искусств. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. М., 1972. – 440 с.

84. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996. – 232 с.

85. Каган М.С. Философская теория ценностей. Спб., 1997. – 205 с.

86. Католическая церковь и вещание (обзор журнала "The wide world of UNDA"). M., 1981.-33 c.

87. Кашинская Л.В. Система религиозной печати России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1995. – № 3. – С. 34-40.

88. Кашинская Л.В. СМИ и религия: от сотрудничества к противостоянию // Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. Часть 2. – М., 2001. С. 22-24.

89. Кедров К.А. Поэтический космос. М., 1989. – 480 с.

90. Клерикальное радиовещание в "психологической войне против СССР (Обзор) // Средства массовой информации и пропаганды. Часть 2. – М., 1988.

91. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие. М., 1998.224 с.

92. Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник М., 1997.304 с.

93. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). М., 1974. – 109 с.

94. Костикова H.A. Проводники благовестия, или об информационном пути освоения веры. // Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. Часть 6. М., 2001.

95. Краткий словарь по эстетике. М., 1964. – 543 с.

96. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ: Учебное пособие. – М, 2000.-224 с.

97. Кукаркин A.B. По ту сторону расцвета (Буржуазное общество: культура и идеология). – М., 1974. 558 с.

98. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. – 640 с.

99. Кураев А. Человек перед иконой (Размышления о христианской антропологии и культуре) // Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991. М., 1992. – 400 с.

100. Кураев А., диакон. Школьное богословие. М., 1997. – 310 с.

101. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналистов. Учеб. пособие по журналистике. М., 1999. – 208 с.

102. Лекции по религиоведению: Учебное пособие / Под ред. проф. И. Н. Яблокова. М., 1997. – 144 с.

103. Леонтьев A.A. Психология общения. М., 1999. – 365 с.

104. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000. – 511 с.

105. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л, 1987. – 656 с.

106. Лосев А.Ф. Форма Стиль – Выражение. – М., 1995 – 944 с.

107. Лосский И.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. – М., 1998. – 416 с.

108. Лукина М.М. Христианские программы на национальном радиовещании (опыт классификации) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1996. – № 4. – С. 19-31.

109. Лукина М.М. Христианское радиовещание в современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1995. – № 3. – С. 40-46.

110. Лукина М.М. Четыре модели христианского радиовещания // Журналистика в 1993 году. Тезисы научно-практической конференции. Часть 3. М., 1994. – С. 50-52.

111. Любосветов Д.И. Акустическая природа радиовещания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. – № 3. – С. 37-48.

112. Любосветов Д.И. Радиовещание и аудитория: некоторые особенности взаимодействия //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1999. – №3,-С. 3-17.

113. Ляшенко Б.П. Радио без тайн: Рассказ неизвестного диктора. М., 1990.-223 с.

114. Максимов C.B. Избранное. М., 1981. – 560 с.

115. Мамардашвили М.К. Философская беседа // Юность. 1988.2.

116. Марченко Т.А. Радиотеатр: Страницы истории и некоторые проблемы.-М., 1970.-221 с.

117. Марченко Т.А. Театр в каждом доме. М., 1986. – 175 с.

118. Массовые виды искусства и современная художественная культура / Под ред. В. П. Демина. М., 1986. – 272 с.

119. Матвеева JI.B., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации: учебное пособие. М., 2000. – 362 с.

120. Медушевский В.Я. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. – 248 с.

121. Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. – СПб, 1996. – 160 с.

122. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М, 1996. – 560 с.

123. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М, 1998. – 352 с.

124. Митрополит Кирилл. Через религиозное образование к православию // Рождественские чтения. Сборник докладов. М, 1999. – 287 с.

125. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (Филос.-социол. очерки). СПб, 1997. – 477 с.

126. Михалкович В.И. О сущности телевидения. М, 1998. – 50 с.

127. Мозговой С. Терминологический туман на службе информационной безопасности // Религия и право. 2000. – № 5. – С. 26.

128. Моль А. Социодинамика культуры. М, 1973. – 403 с.

129. Музыря A.A. Искусство слышать мир. М, 1989. – 272 с.

130. Муратов С.А. ТВ эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). – М, 2000. – 240 с.

131. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. М, 1970.336 с.

132. Нечай О.Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике. – М, 1990. – 119 с.

133. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М., 1994. – 192 с.

134. Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999.288 с.

135. Ним Е.Г. Специфика проявления конфликтности и деструкции в религиозной жизни общества: Дис. . канд. социол. наук. Барнаул, 1999. – 180 с.

136. Нисбетт А. Студия радиовещания и звукозаписи. М., 1971.310 с.

137. Ночной разговор с палачом: Радиопьесы Австрии, Германии, Швейцарии / Сост. И. М. Чернова. M., 1991. – 224 с.

138. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.464 с.

139. Олейник В. П. Радиопублицистика: Проблемы теории и мастерства.-Киев, 1978. 190 с.

140. Ортега-И-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.588 с.

141. Основы радиожурналистики / Под ред. Э.Г. Багирова и В.Н. Руж-никова. – М., 1984. 263 с.

142. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Кор-коносенко. СПб., 2000. – 271 с.

143. Пави П. Словарь театра. М., 1992. – 480 с.

144. Панюкова E.H. Западное христианство в зеркале немецкой церковной прессы. Екатеринбург, 2000. – 332 с.

145. Петрова C.J1. Радио Ватикан: религиозное радиовещание сегодня // Бюллетень иновещания. 1990. – № 1.

146. Питерсон Т. Теория социальной ответственности прессы // Четыре теории прессы. М., 1998. – 228 с.

147. Пока микрофон не включен. (Из опыта немецких радиожурналистов). – М., 1991. 50 с.

148. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. – 431 с.

149. Померанц Г. Роль масштабов времени и пространства в моделировании исторического процесса // Выход из транса. М., 1995. – 575 с.

150. Пособие для программного директора Национального общественного радио. М., 2000. – 88 с.

151. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика: Учеб. пособие для вузов. М., 1997. – 528 с.

152. Потебня A.A. Мысль и язык. Киев, 1993. – 192 с.

153. Пронин Е.И. Открытое общество и закрытая журналистика // Информационное общество. М., 1997. – № 4-6.

154. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. – М, 1995.-294 с.

155. Прохоров Е.П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах: Учеб. пособие. М., 2000. – 40 с.

156. Пчелинцев A.B. Свобода совести и злоупотребление свободой массовой информации: защита чести, достоинства и деловой репутации. – М., 1998.-64 с.

157. Радиоересь. Почему православному христианину не следует слушать некоторые "православные" радиопередачи. СПб., 1997. – 40 с.

158. Радиожурналистика: учебник / Под ред. A.A. Шереля. М, 2000.480 с.

159. Радиоискусство: Теория и практика / Сост. В.П. Зверев. Вып. 2. – М., 1983.-248 с.

160. Радиоискусство: Теория и практика. Вып. 1. 1981. – 198 с.

161. Рейтинги доверия / недоверия институтам общества // Дайджест результатов исследований Фонда "Общественное мнение". Выпуск 09. – 2001.-№6.

162. Реснянская Л.Л. Компетентное мнение: эксперты о состоянии и развитии христианского радиовещания в России (результаты опроса экспертов) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1996. – № 4. – С. 31-37.

163. Рогов А. Антирелигиозная пропаганда по радио и телевидению. – М., 1961. – 60 с.

164. Розанов В.В. М.В. Нестеров // Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология. М., 1993. – С. 151-159.

165. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994. – 210с.

166. Ружников В.Н. Отечественное радиовещание: пути и проблемы строительства (Ретроспектива и современность). М., 1993.

167. Рукавишников Л.А. Обратная связь: Учебное пособие. СПб., 1995.-22 с.

168. Руководство для создателей передач Би-би-си / Пер. с англ. М., 1997. – 130 с.

169. Русские иконы ХП-Х1Х веков / Предисловие Ю.Г. Малкова. М., 1988.-68 с.

170. Сапунов Б.М. Проблемы истории мировой культуры. Лекции. – М., 1997.-43 с.

171. Сапунов Б.М. Религия и массовая культура (на материалах телевидения и радиовещания). М., 1994 – 47 с.

172. Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и те-лерадиокоммуникации. М., 1998. – 82 с.

173. Сапунов Б.М. Этика и культура работника телевидения. Учебное пособие.-М., 1991. – 104 с.

174. Свитич Л.Г. Ценностный императив журнализма в свете концепции "золотого сечения" // Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. Часть 2. М., 2001. – С. 3-6.

175. Семаан Н.В. Культура массовая коммуникация – реклама (мифологический аспект) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 1998. – №2.

176. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: Социально-психологическая концепция. СПб., 1995. – 200 с.

177. Сенкевич М.П. Культура радио – и телевизионной речи: Учеб. пособие для вузов. М., 1997. – 96 с.

178. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001. – 259 с.

179. Смирнов В.В. Практическая радиожурналистика (Основы информационной радиожурналистики). Ростов-на-Дону, 1998. – 103 с.

180. Смирнов В.В. Проблемы изучения радиопрограммы дня как целостной системы // Тезисы научно-практической конференции "СМИ в современном мире". СПб., 1999.

181. Современные секты и неоязычество в России. Сборник статей. – М., 1998. – 128 с.

182. Современный словарь иностранных слов: Около 20000 слов. М., 1994.-752 с.

183. Солганик Г.Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000. – 233 с.

184. Солганик Г.Я. Стиль репортажа. М., 1970. – 75 с.

185. Соловьев B.C. Смысл любви / Философия искусства и литературная критика. М., 1991. – 701 с.

186. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. – 560 с.

187. Социология журналистики: Очерки методологии и практики / Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 1998. 256 с.

188. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры: Учеб. пособие. – Минск, 1990.-240 с.

189. Стриженко A.A. Глобализация мировой экономики: информационный аспект. Томск. 2001. – 416 с.

190. Стриженко A.A. Психолингвистические основы социально ориентированного общения. Учебное пособие. Барнаул, 1981. – 100 с.

191. Стриженко A.A. Роль и средства социально-ориентированного общения в буржуазной пропаганде. Учебное пособие. Барнаул. 1982. – 101с.

192. Стриженко A.A. Средства речевого воздействия в буржуазной пропаганде: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 1982.

193. Телевизионная журналистика: Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное // Редколлегия: Г. В. Кузнецов, В. JI. Цвик, А. Я. Юровский.-М., 1998.-288 с.

194. Теленовости: Секреты журналистского мастерства (Реферат книги И. Фэнга "Теленовости, радионовости"). М., 1985. – 145 с.

195. Тертычный A.A. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. – 255 с.

196. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. M.-JL, 1959.-471 с.

197. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. – 464 с.

198. Триккель И. Некоторые вопросы теории репортажа // Радиорепортаж.-М., 1967.-78 с.

199. Трубецкой E.H. Два мира в древнерусской иконе // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. М., 1993. – С. 220-247.

200. Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе. М., 1991. – 111 с.

201. Трубецкой E.H. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи // Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология. М., 1993. – С. 195-220.

202. Тхагушев И.Н. Отечественное радиовещание. Системные тенденции развития // Тезисы научно-практической конференции МГУ: Журналистика в 1998 г.-М., 1999.

203. Тхагушев И.Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. – №6.-С. 3-14.

204. Ульянов М. "Я больше всего люблю радио" // Культура. 1992. – 19-26 ноября.

205. Урина Н.В. Социальная коммуникация в доктрине католической церкви на рубеже столетий // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетий / Отв. редакторы Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. М., 2000. – С. 138-146.

206. Философия и методология науки: Учеб. пособие / Под ред. В. И Купцова. М., 1996. – 551 с.

207. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. – 815 с.

208. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999.154 с.

209. Флоренский П.А. Иконостас // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. М., 1993. – С. 265-281.

210. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991. – 366 с.

211. Хилл К. Православная церковь и плюралистическое общество // Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып 2. М., 1993. – 592 с.

212. Хлебников В.В. Радио будущего // История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания. 1917-1945. М., 1991. – С. 313-316.

213. Хэдден Дж.К., Суонн Ч.Э. Видеопроповедники. Растущая мощь те-леевангелизма. М., 1981. – 30 с.

214. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. – 192 с.

215. Церковь: шаг в новый век. Итоги дискуссии. М., 2000. – 95 с.

216. Шариков A.B. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997. – 79 с.

217. Шерель A.A. Пересечение параллельных кривых // Журналист. – 1996.-№2.-С. 25-29.

218. Шерель A.A. Рампа у микрофона: Театр и радио: пути взаимного влияния.-М., 1985.-301 с.

219. Шкловский В.Б. Художественная проза: Размышления и разборы. – М., 1959.-628 с.

220. Шкондин М.В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000.

221. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 1999.192 с.

222. Щипков A.B. Круглый стол: разговор о религии // Вестник ВГТРК (информационный бюллетень). 2000. – № 11 (19). – С. 36-38.

223. Щипков A.B. Принципы освещения религиозной тематики и государственно-церковных отношений в СМИ // Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. Часть 6.-М., 2001.-С. 25-29.

224. Щипков A.B. Христианско-демократические движения в постсоветской России: Автореф. дис. . канд. философ, наук. М., 2000. – 28 с.

225. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии. М., 1985. – 192 с.

226. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.685 с.

227. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов философ, фак. ун-тов. и вузов искусств. М., 1985. – 287 с.

228. Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. – М., 1976. – 116 с.

229. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. – 572 с.

230. A call to consecration commitment and communication: Council on Religious Freedom Officers and Directors. Washington. 1992, 1995.

231. Arnold B.P., Verres H. Radio. Mâcher, Mechanismen, Mission. – Munchen. 1988. – 136 s.

232. Ellmore R.Terry. Mass Media Dictionary. Special edition. Illinois, Usa. 1992.-670 p.

233. Guidelines on Dialogue with people of living Faiths and ideologies. – 1989/ Switzerland.

234. Rae S.B., Wong K.L. Beyond integrity. A Judeo-Christian Approach to Business Ethics. Michigan, USA. 1996. – 655 p.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Религиозная журналистика: цели, задачи, проблемы

персоналии:

Ольга Петровна Чернега

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

26.05.2024

Щипков. "Указ №314 – "Историческое просвещение""
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 309

24.05.2024

Ректор Российского православного университета принял участие в открытии бюста митрополита Иосифа (Семашко) и выступил на научной конференции, посвященной его памяти

21.05.2024

В Российском православном университете святого Иоанна Богослова молитвенно почтили Престольный праздник домового храма

20.05.2024

Александр Щипков
Значение культурно-исторического подхода для современного политического сознания

19.05.2024

Щипков. "Миссия Святейшего Патриарха Сергия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 308

15.05.2024

В Москве состоялась научная конференция "Патриарх Сергий и его духовное наследство"

Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду на месте погребения Патриарха Сергия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове в день 80-летия со дня его кончины

12.05.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 9 / Итоги"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 307

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты