Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_90006.html


29 октября 2011

Бесы в Питере

Центр "Территория Церкви"

В воскресенье на Дворцовой площади Петербурга пройдет перформанс на тему языческого Хэллоуина. Участники называют это "арт-моб". Самих участников ожидается около ста человек. Они оденут костюмы нечистой силы, от вампиров и мумий, до – почему-то – гастарбайтера и будут водить хоровод вокруг горящей изнутри тыквы.

Тут бы можно было только сплюнуть и поморщится. Но дело усугубляется тем, что места проведения акции выбраны больно "удачно". Сквер перед Исаакиевским собором и Дворцовая площадь с Александрийским столпом, и ангел с крестом. Словом, пусть великое поработает на нас – думают, вероятно, устроители. Что само по себе неудивительно: любой перформанс живет чужими смыслами.

Между тем, языческие пляски не где-нибудь, а в сакральном месте – дело явно кощунственное и противоестественное. Чувства верующих тут в расчет явно в расчет не берутся. И попустительство городских властей в этом случае печальнее всего.

Вообще-то нежелание слушать голос православного большинства – давняя черта питерского управленческого стиля. "Власти города, – отмечает Александр Щипков, эксперт и помощник лидера партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова, – уже давно страдают нравственной близорукостью. В этом смысле эпоха Матвиенко, похоже, надолго пережила пребывание самой Валентины Ивановны в губернаторском кресле. Очевидно кощунственные действия не получают должной ответной реакции. Применить закон как будто стесняются. Или не считают нужным".

Отдельного внимания достойна та потенциальная аудитория, на которую рассчитан вышеозначенный арт-моб. Удивительное все же существо этот российский интеллигентный обыватель. "По поводу плюрализма двух мнений быть не может" – эту догму ему вдолбили давно. Но не одного лишь искусства ради. Все-таки паразитирование на святынях – дело выгодное. Реакция, у кого отрицательная, а у кого (прости, Господи) положительная – гарантирована.

"Как?? Вы не нарушаете табу?! Вы – не художник!" Марат Гельман, главный идеолог этого "направления в искусстве" и горячий сторонник первого номера шестой партии, почивает на государственных лаврах.

А "радикальная" идея – оплевать чужую веру – продается раз за разом доверчивым адептам плюрализма. Те с готовностью берут контрамарки.

Так было и в скандальной истории с ветеранами и с заградотрядами, когда Подрабинек сознательно смешал жертв с палачами. Так было и с выставкой "Осторожно, религия!", когда радикалы-актуалисты сделали неслыханный пиар на скандальной экспозиции, где гвоздем программы была церковь из луковицы и водочной бутылки. И с художником Трушевским, которому предлагалось простить изнасилование девушки только на том основании, что он художник.

На языке теоретиков постмодерна это все называется – отмена границ между искусством и жизнью. На обычном языке – эстетизированное хамство.

Экспонат по сути один и тот же. Но продается бесконечное число раз. Немногочисленная публика охотно выворачивает ради этого мозги и карманы. Что тут сказать? Буржуазия духа.

Между тем, оскорбление чувств верующих и разжигание религиозной розни – это, как ни крути, преступление. Оно требует применения закона. И если так проще, то пусть оно тоже называется "отменой границ". Но – в обратном направлении.

То есть жанровая сценка со взятием на цугундер была бы тут очень к месту. И напрасно ревнители свобод полагают, что это – аргумент к городовому. Они просто недостаточно радикальны как художники. Плохо считывают подтексты.

Ведь что такое прямое законоприменение? Это, как и прямое высказывание – художественный жест. Редкий в наше время. И оттого особенно радикальный. А кто этого не понимает, просто недостаточно продвинут в новейших арт-тенденциях. Право слово.

РЕКЛАМА