поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
12 октября 2011  распечатать

Елена Костандис

Сделайте мне красиво

Источник: Татьянин день

Рассуждения "сделайте мне красиво" слышат не только парикмахеры и программисты. О правах потребителя начинают рассуждать те "захожане", которые приходят в храм только для того, чтобы освятить крашеные яйца или отпеть ближнего, а вот смысл самого действия им неважен. Просто – так принято.

По работе я веду обширную переписку, и письма от партнеров иногда бывают весьма любопытные. Но одно, полученное недавно, сильно озадачило. Компания, с которой прежде обсуждался вопрос поездки группы в Иерусалим и Вифлеем на Рождество, сообщала мне, что группа поменяла маршрут и поедет в Бари. Это личное дело каждого – куда ездить на Рождество, но меня царапнула формулировка отказа: "Бари – это цивилизованная Европа, там вообще красиво и чисто. Туристам неохота видеть на Рождество орущие толпы и помойку. Да и потом, Рождество – это все же святой Николай".

Признаться, я до сих пор не побывала в Бари. Поэтому не могу сказать, насколько там красиво. Мне почему-то казалось, что коль скоро речь идет о религиозном туризме (пусть и не в строгом смысле паломничестве), то понятие "красиво" не всегда стоит на первом месте. Охотно признаю, что в Иерусалиме и в Вифлееме улицы будут не настолько вылизаны, как в цивилизованной Европе. Не могу не отметить правильности замечания о толпах (впрочем, в Бари на Рождество тоже, говорят, народа немало). Меня другое огорчило: то, что Рождество – это "все же святой Николай". Ну спасибо, что Николая оставили. А то был бы сплошной jingle bells без малейшего понятия, что же такое Рождество. Хотя, судя по всему, смысл праздника Рождества в данном случае был не особо интересен.

Я видела многих людей на праздновании Рождества в Иерусалиме. Сербов из разбомбленной миротворцами НАТО Югославии. Греческих крестьянок из нищих деревень, всю жизнь собиравших по медному грошику, чтобы раз в жизни побывать на Святой Земле. Румынских строителей с тяжелыми мозолистыми руками. Тихих и улыбчивых японцев. Кричащих в пароксизме радости православных арабов.

Не знаю, задавался ли кто-то из них вопросом, что улицы недостаточно чисты, а толпа недостаточно респектабельна. Вряд ли их это волновало. У них были несколько иные цели.

Рассуждения "сделайте мне красиво" слышат не только парикмахеры и программисты. О правах потребителя начинают рассуждать те "захожане", которые приходят в храм только для того, чтобы освятить крашеные яйца или отпеть ближнего, а вот смысл самого действия им неважен. Просто – так принято.

Судебный казус с екатеринбургским правозащитником Алексеем Коневым, бывший три года тому назад, скорее анекдотичен, но только анекдот этот весьма скверный. Напомню для тех, кто забыл: председатель общественной организации "Помощник потребителей" А. Конев подал в суд на местную епархию Русской Православной Церкви, поскольку, заказав отпевание родственника, остался недоволен качеством выполнения обряда. Конев даже не поленился провести проверку на предмет соблюдения епархией "Закона о защите прав потребителей", объясняя это тем, что Церковь "такой же исполнитель, как, например, химчистка или стоматологический кабинет". Правозащитник также рассказал, что в екатеринбургских храмах отсутствуют предусмотренные законом вывески и "информационные стенды исполнителя".

Вам уже смешно? Лично мне – нет. Даже если не брать в расчет вопиющую юридическую безграмотность г-на Конева (Церковь не является коммерческой организацией, поэтому сам иск был абсурден – впрочем, суд его и отклонил), то подобная история, при всей своей нелепости, не является для российского общества чем-то из ряда вон выдающим. В суд подал один юридически неграмотный склочник, а вот сколько тех, кто в суд не подает, но зато не устает жаловаться, что его не обслужили в храме по всем требованиям? Не так исповедовали. Не так спели. Свечница не улыбалась, как барышня на стойке приема. В храме было душно. Служба длилась долго. Да много, много всего. В обществе, которое труд учителя или врача считает сферой услуг, иного отношения к Церкви пока ожидать трудно. И если с тем, что учитель и врач хоть изредка должны получать хоть какое-то вознаграждение за свои труды, согласится каждый обыватель, то к служителям Церкви отношение еще хуже. Почему-то подразумевается, что их Господь манной небесной напитает, как древний Израиль в пустыне. Пытаешься человеку нецерковному объяснить, что Церковь живет на пожертвования – в ответ прилетает дежурная фразочка о "попах на мерседесах". Рассказываешь, что сегодня нет общего правила платить десятину, но ты в меру сил пытаешься это правило соблюдать – тебе тут же расскажут, на что именно эти деньги надо потратить, а Церковь, мол, и так "от денег пухнет" (цитата из разговора с одним антиклерикалом). Не знаю, не знаю... Может, и правда где-то в Русской Церкви есть священники-любостяжатели. Мне вот только, по слабости моей и недостоинству моему, их не показывают. За все то время, что я в Церкви – а это практически с младенчества, уже без малого сорок лет, – я таких не видела. Хотя жила в разных странах и самых разных священнослужителей встречала.

Но речь даже не об этом. Суть в том, что большинство "захожан" видит в Церкви именно сферу услуг. Сделайте так, как я хочу. Обслужите меня духовно. Что, за это еще и пожертвование полагается? Ну дают, совсем обнаглели!

Думаете, я утрирую? Ох, если бы. Все наблюдения взяты исключительно из нашей жизни. Например, была в одном Интернет-сообществе для родителей просто выдающаяся в своем роде запись под заголовком "Пишу в бешенстве". Что же так взбесило молодую мамочку? А вот что: хотела она крестить сына в другом городе, не в Москве. Будущий крестный папа – человек серьезный и занятой, некогда ему всякой ерундой заниматься, вот он и уезжает в командировку. Мамочка посылает узнать, можно ли крестить младенца без крестного отца, а тут ей сообщают "грустную новость, что с 1 марта какой-то там священный Синод запретил крестить без предварительных бесед, учений молитв (не знаю как это правильно называется),а уж об отсутствии крестного вообще и речи быть не может" (выделено мною – Е.К., за точность цитаты ручаюсь). В комментариях к записи другие мамы пытаются урезонить взбешенную особу, объясняя ей смысл Таинства, но куда там. Она неожиданно узнает, что за крещение еще полагается пожертвование, и это вызывает новый приступ гнева. А когда кто-то задает ей вопрос, зачем же ей нужно крестить ребенка, если она сама не понимает, что это за Таинство (и растить ребенка в Православии, судя по всему, не собирается), мамочка очень удивляется и отвечает: "Как это зачем? Надо. Очень надо!" Надо – и все. Потому что все так делают. Или потому что лишний повод для гулянки. Или бабка какая сказала, чтобы окрестили младенца, в помощь к ее, бабкиным, заговорам от сглаза.

А если мне надо – то сделайте мне красиво и так, как я хочу. И без всяких "учений молитв". Но самое интересное, что при всяческих социологических опросах эти люди уверенно назовут себя православными.

Несчастные советские граждане, выросшие и жившие под окрики "Мужчина, вас здесь не стояло! Вас много – я одна! Больше двух пачек в одни руки не пробивать!" – они теперь во многом пытаются компенсировать то прошлое хамскими окриками уже со своей стороны. Но пословица не зря говорит, что из хама не выйдет пана. Смердяков – он вечный лакей. "...вот эти-то всегда и начинают именно с того, что презирают ... среду свою, свой народ и даже веру его, иногда даже до ненависти" (Достоевский, "Дневник писателя").

И если подобное отвратительно просто в отношениях между людьми, то каково же оно в храме Божьем! Хочется этим людям задать вопрос: ну хорошо, это вот тебе неудобно в Церкви, этого тебе недодали – а ты-то сам, ты что принес? Сердце свое? Или хоть ноги немножко заставил поработать, выстояв службу? А не ныл, что у католиков так удобно – сидеть можно, и орган красиво играет, не то, что в этом варварском русском православии, никакой заботы о потребителе...

Или еще случай: две высокообразованные, утонченные дамы беседуют о Божественном. И одна из них роняет замечание, что, слава Богу, так удобно у них в приходе – проповедь говорится уже в самом конце службы. И почти никто на нее не остается, а все потихоньку расходятся по домам. Потому что слушать проповедь неинтересно и вообще ничего особо умного не услышишь. Не знаю, известны ли были дамам слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): "...священник, стоящий на амвоне, стоит как бы на камне, отваленном от дверей гроба Господня и "не может быть без пользы слово благовествования со святого места. Даже самое убогое слово с амвона учит истинам Православия". Может, известны. Но, боюсь, стремление сделать свою церковную жизнь удобной для себя кому-то будет важнее слов архимандрита Иоанна.

Не стоит думать, что подобная позиция – это знамение нашего постиндустриального общества. Нет ничего особо нового на свете. Снова читаем классику, на сей раз Толстого:

"Либеральная партия говорила, что в России все дурно, и действительно, у Степана Аркадьича долгов было много, а денег решительно недоставало. Либеральная партия говорила, что брак есть отжившее учреждение и что необходимо перестроить его, и действительно, семейная жизнь доставляла мало удовольствия Степану Аркадьичу.... Либеральная партия говорила, или, лучше, подразумевала, что религия есть только узда для варварской части населения, и действительно, Степан Аркадьич не мог вынести без боли в ногах даже короткого молебна и не мог понять, к чему все эти страшные и высокопарные слова о том свете, когда и на этом жить было бы очень весело ... Итак, либеральное направление сделалось привычкой Степана Аркадьича, и он любил свою газету, как сигару после обеда, за легкий туман, который она производила в его голове".

Читаем классику.

Там иногда можно найти ответы на многие вопросы.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты