Дмитрий Ребров Город золотой для советской интеллигенции Источник: Нескучный сад 7 октября в Культурном центре "Покровские ворота" известный телеведущий и журналист Александр Архангельский представил публике свой новый документальный фильм "Жара" посвященный судьбам советской интеллигенции и духовному поиску 70-х годов, фильм выйдет в эфир на канале "Россия-Культура" в октябре этого года.
По сути презентация, состоявшаяся в пятницу стала не премьерой, а просмотром рабочих материалов фильма, как сообщил сам автор, до официального показа ленты по телевидению продемонстрировать всю картину не представляется возможным. Тем не менее четыре крупных фрагмента фильма: один из первой, два из второй серии и финал последнего эпизода должны были позволить составить общее представление.
"О чем наш фильм? В начале семидесятых, на фоне интеллектуальной духоты брежневской эпохи, образованное сословие неожиданно начинает искать смыслы. Пояснил Александр Архангельский перед самым началом просмотра. Работая над картиной мы старались избегать какой-либо идеологии. Это не история Церкви, и вообще это не История, а скорее истории... Невозможно сделать фильм об идее, но можно сделать фильм о людях. Я понимаю, что многое включить в фильм не удалось: ни отца Дмитрия Дудко, ни правую оппозицию, монархистов, которые не в меньшей степени являлись частью той эпохи. Но четыре серии по 90 минут для телевидения и так очень много, а это всего лишь 80 страниц печатного текста и на этих восьмидесяти страницах невозможно рассказать обо всем".
Своеобразным лейтмотивом фильма стала песня "Город золотой" в исполнении художника и поэта Алексея Хвостенко. Ею открывается и завершается фильм: мелодия советского лютниста и гитариста Владимира Вавилова, изданная в 1970 году на пластинке лютневой музыки под именем итальянского композитора эпохи ренессанса Франческо да Милано, и спустя годы благодаря стихотворению поэта Анри Волохонского превратившаяся в знаменитый хит Гребенщикова, звучит как метафора той напряженной истории духовных поисков и открытий, невидимых постороннему взгляду за парадным фасадом советской действительности, которым по-сути и посвящена картина. Фильм открывается черно-белой кинохроникой: волнения в Белфасте, небывалая жара в Москве и эпидемия лесных пожаров в центральной России, горят торфяники: "Скрытый от глаз человека, пожар бушует под землей" Голос советского диктора громогласно рапортует о бедствии. Вторая линия фильма, объединившего материал более чем 30 часовых интервью дети из религиозных семей. Тот же диктор из кинохроники вещает о школьнике, чьи родители погрязли в религиозных предрассудках: "Ни музыки, ни детских игр: все его жалкое существование заполнено только молитвой..." Ремарка вызывает всплеск смеха в зале.
Почти вся первая серия фильма посвящена отцу Глебу Каледе, ученому и тайному священнику, парадоксально рукоположенному "официальной церковью" для церковного подполья. Встречи с ним вспоминают очевидцы эпохи. Далее по сценарию: кружок хиппи под руководством экумениста Сандра Риги, филолог и переводчик Сергей Аверинцев, отец Александр Мень, митрополит Антоний Суржский. Четвертый эпизод завершается все тем же "золотым городом" и цитатой Аверинцева: "Что может быть хуже сегодняшней ситуации? Только когда нынешние атеисты начнут учить нас православию..."
"Значит ли это, что духовные искания интеллигенции 70-х не увенчались успехом? Нет, это значит, что Город Золотой не будет подарен нам бесплатно" подводит итог просмотра Александр Архангельский. Он затрудняется определить целевую аудиторию фильма, но надеется что картина превлечет внимание максимального числа зрителей: "До всех телезрителй вряд ли удастся достучаться, но в фильме нет ничего непонятно и я уверен его посмотрят не только "свои".
Церковная интеллигенция, главное действующее лицо и герой кртины, в советское время помимо бабулек составлявшая костяк церковной общины, или во всяком случае основу церковной общественности: класса образованных мирян в последнее время на страницах как церковных, так и светских изданий все чаще становится мишенью для критики. "Для меня эта критика непонятна, признается уже после окончания просмотра автор документального фильма. Если вы сегодня зайдете в провинциальных храм, то кроме пожилых женщин, скорее всего, вы найдете там именно интелегенцию. Тут мне скорее близка позиция отца Андрея Кураева, который не так давно выступил с апологией церковной интеллигенции, заметив, что в храмах почти нет ни рабочих, ни крестьян, а Православие давно стало городской религией. Кроме того, главные "критики" интеллигенции сами как правило являются детьми из интеллигентских семей, например, отец Всеволод Чаплин он настоящий интеллигент. Я думаю критиакам, знающим этот класс изнутри, просто сложнее простить ему какие-то пороки".
Для тех, кто не смотрит телевизор на сайте телеканала после премьеры картины скорее всего появится ее электронная версия: "Сами мы не можем гарантировать, что фильм будет вывешен в сети, хотя и надеемся на это, заключает Александр. Но в любом случае существуют сайты, нам не подвластные, где вы сможете найти наш фильм". Все четыре серии фильма в ближайшее время будут показаны по телеканалу "Культура".
|