поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
21 сентября 2011  распечатать

Храм во имя Страстей Господних (Киновия)

Источник: 

Располагался: ныне ООО "Областной спортивный клуб "Буревестник" (Саратов, ул. Октябрьская, 41).

Освящен: ориентировочно в 1860-1866 годах.

Из истории: Согласно "Саратовской летописи", опубликованной членами "Саратовского Общества вспомоществования нуждающимся литераторам" в сборнике 1893 года, об этом месте под 1761 годом приведена запись, извлечённая из семейного архива дворянина А.И. Шахматова о переименовании Четверосвятского монастыря в Спасский. "У него было два двора: один двор; за городом, за Московскими воротами, при часовне (теперь Киновия) для проезда монастырским людям, а другой "двор при речке Увековке от города Саратова в 7 верстах". "Саратовская летопись" указывает также и год основания церкви во имя Страстей Господних (Киновия) – 1860-й[1]. Но, надо отметить, что "Справочная книга Саратовской епархии" за 1912 год даёт другую дату – 1866 год: "Храм Киновии, находящийся на Полицейской улице (ныне ул. Октябрьская) г. Саратова, устроен в 1866 г. при Епископе Иоанникии II. Храм двухпрестольный: главный престол во имя Страстей Господних, придел во имя иконы Божией Матери Иверской" (здесь и далее орфография и пунктуация документов сохранена. – В.Д.)"[2].

Еще в конце царствования Петра 1-го, "была выстроена за городом небольшая часовня, которая с расширением Саратова давно уже оказалась внутри города и в 60-х годах нынешнего столетия переделана в довольно красивую и поместительную церковь (киновия). По преданию, часовня эта основана по случаю чудесного обретения на развалинах прежняго Саратова животворящего креста, который и поныне находится в киновии"[3].

В Государственном архиве Саратовской области (ГАСО) – в фонде Саратовской Городской Думы отложилось дело за 1810 год под названием "Дело о сдаче с торгов мест против белой часовни на Горянской площади", что подтверждает наличие часовни в начале XIX-го века[4].

А.А. Росницкий в 1843 году написал статью "Кладбища в Саратове", опубликованную с дополнениями краеведом А.Н. Минхом в 1881 году, в которой высказал предположение, что место Горянской (Михаило-Архангельской) площади (ныне квартал, ограниченный улицами Соляной, Октябрьской, Челюскинцев и Вознесенской) с давних лет было общим кладбищем, "было вне города, за валом, и тут же был лес. Здесь была деревянная церковь, которая при постройке каменной продана в село Озерки, и деревянная монастырская часовня, в которой помещен был большой деревянный крест, пред которым совершались панихиды"[5].

Саратовские краеведы XIX-го века считали, что "От этой часовни одна из Саратовских улиц получила название Часовенной. В настоящее время на месте этой часовни стоит церковь во имя страстей Господних (Киновия), построенная в 1860 году"[6].

Ещё одна цитата: "За крепостным валом у Московской заставы, говорит предание, выбивался из-под почвы ключ весьма прозрачной холодной воды. Над ним, как обыкновенно требует того известная черта благочестия русскаго народа, поставлена была часовня, перестроенная впоследствии (в 1827 г.) в небольшую каменную церковь, известную теперь под названием Киновия. В ней находится замечательная по своей древности святыня – Животворящий крест (выделено в тексте – В.Д.), очень больших размеров, с изображением распятия И. Христа. В народе живет предание, что этот крест принесен в новый Саратов из старого назад тому лет 250, и что он за Волгою обретен в каком-то пустынном месте, близ речки Саратовки..."[7].

В этой информации, данной "Саратовскими Епархиальными Ведомостями", указанный год перестройки церкви основан лишь на преданиях.

Согласно "Главной описи церковного имущества при подворье Спасо-Преображенского монастыря" за 1853 год там уже существовала каменная однопрестольная теплая Крестовоздвиженская церковь с четырьмя окнами в железных решетках и двумя входами. Под церковью был подвал с деревянным входом. Размерами церковь была действительно небольшой: 5 сажень и 5 четвертей с тремя вершками на 4 сажени с одной четвертью аршина. Высота составляла (с куполом) 2 сажени с аршином. Алтарь и купол "раскрашены живописью". Рядом с алтарём находилась ризница. Колокольни у церкви не было. Колокола были подвешены "на особо устроенных столбах". Освящение церкви проходило 14-го декабря 1838 года по благословению епископа Саратовского и Царицынского Иакова (Вечеркова) иеромонахом Палладием[8].

Через 10 лет, в "Книге для писания главной и дополнительных описей Спасо-Преображенского монастыря", выданной из Саратовской Духовной Консистории 21.12.1862 года, о Крестовоздвиженской церкви "на монастырском подворье, что в Саратове" сведения 1853 года практически повторились, можно лишь добавить, что никакого большого креста по описи в церкви не значилось, а отмечен лишь "По правую сторону иконы, находящейся на горнем месте, запрестольный крест Распятия Господня в серебряной ризе", да вверху Тайной вечери – "маломерный крест с предстоящими лицами"[9].

Укажем ещё на сохранившийся рукописный план города Саратова краеведа А.Н. Минха, датированный им 1853-м годом, и хранящийся ныне в областном краеведческом музее.

Таким образом, дата перестройки деревянной церкви в каменную, освящённую во имя Воздвижения святого Креста (Крестовоздвиженская, Крестовая), определяется 1838 годом. Упоминаемые различными источниками 1860-е годы, возможно, отразили ещё какую-то перестройку или капитальный ремонт церкви с её переосвящением во имя Страстей Господних. Исторически церковь всё время находилась на одном дворовом месте подворья Спасо-Преображенского монастыря (Архиерейского подворья), ныне – улица Октябрьская, 41.

Отчасти это подтверждается сообщением местной газеты в 1888 году: "Епископ Павел собирается построить в Саратове храм во имя кн. Владимира (в память 900-летия крещения на Руси). За 25 лет в Саратове выстроена лишь Маминская (Владимирская – В.Д.) и перестроены Покровская на Горах, Красный Крест и Киновия (выделено мной – В.Д.)"[10].

Здание Киновии, расположенное в доме № 41, а также здания по адресам: г. Саратов, ул. Октябрьская, №№ 43 и № 45 являются объектами культурного наследия регионального значения, территориально расположены рядом, но не являются единым комплексом. Исторически первые два домовладения относились к подворью Спасо-Преображенского мужского монастыря (архиерейскому подворью), причём первое дворовое место имело имущественные права просто по давности лет, а второе место было благоприобретённым во второй половине XIX-го века у соседнего домовладельца, купца О. Карзанова. Третье из указанных мест, городская усадьба по ул. Октябрьская, 45, являлось собственностью общественной организации – Благотворительного Союза при Саратовском Православном Братстве Святого Креста (открытого 15-го ноября 1868 года). Как Учебно-Заработный дом данное учреждение находилось в ведомстве Министерства Народного Просвещения России, а дворовое место со всеми постройками было приобретено у того же купца Карзанова на деньги Благотворительного Союза.

Здание Братства Святого Креста (улица Октябрьская, 43 – ныне ОАО "Нижнее-Волжская студия кинохроники").

О противораскольнической деятельности киновии в 1885 году писал известный саратовский журналист И.П. Горизонтов: "... по Полицейской улице в ряду домов вы увидите четырехугольное здание, увенчанное крестами и увешанное колоколами, – это Киновия, монашеское подворье, несущее свое слово православия. Здание Киновийской церкви имеет свою историю: ещё сравнительно недавно, назад тому лет 18–-20 на том месте, где теперь выстроена довольно обширная церковь, стояла убогая маленькая церковка, в которой могли поместиться десятки только молящихся. Я очень хорошо помню эту голубенькую церковь <...> пришли каменщики, плотники, маляры, разобрали старинную постройку и возвели новые здания. Вот в новом здании Киновии и происходят "собеседования с старообрядцами".

В Саратове <....> есть старообрядцы австрийской иерархии, беглопоповцы, безпоповцы, молокане воскресники и субботники, т.е. жидовствующие – словом всякого жита по лопате. Немало саратовских купцов и купчих принадлежат к раскольническим толкам, и некоторые из купцов коммерческих занимают в расколе выдающиеся места даже в качестве "попов". Последователи этих разнообразных религиозных заблуждений и вступают с православными в словопрения, для каковой цели те и другие в праздничные (воскресные) дни собираются в Киновийской церкви. <...> И вот киновийское подворье служит ареной споров с представителями раскольнических мнений и толков".

Сверх общеупотребительных способов "пастырского вразумления к обращению заблудших на путь православия" в Саратовской епархии были применены следующие способы: насаждалось единоверие в крае, начало которому было положено в 1829 году, в 1834 году открылась противораскольническая миссия (два священника – В.Д.).

С 1860 года в российских епархиях стали открываться миссионерские братства с целью ослабления раскола[11]. 25-го января 1866 года в Саратове было учреждено Православное Церковное братство Святого Креста при подворье Саратовского Архиерейского дома, которое и было торжественно открыто на монастырском подворье при Киновийской церкви 23-го октября 1866 года[12]. Учредители Братства исходили из мысли, что раскол можно поколебать только дружными усилиями всех сословий. Как писалось в брошюре, посвященной открытию Православного Братства: "Учреждение братств, без сомнения, вызвано потребностями религиозной и духовно-нравственной жизни православного народа Русского. Правда, учреждение братств – явление не новое в нашей отечественной церкви, но тем не менее явление отрадное. В этих учреждениях видны единение сословий и дружное стремление к осуществлению целей, положенных в основе их"[13].

Учреждение нового Православного братства не осталось незамеченным в России. В адрес Братства пришли письма от Минского и Витебского губернаторов, от Калужского епархиального архиерея, от Рижского и Литовского архиепископа, из Кузнецкого уезда и других с откликами на благое начинание и посильными пожертвованиями: "Нельзя не сочувствовать этому новому братству, имея в виду его святую цель. Это, кажется, первый опыт – и дал бы Бог, чтобы он принес плод сторицею!"[14].

Из устава Православного Братства, утвержденного Преосвященнейшим Иоанникием, видно, что братство было обязано снабжать церкви и церковные приходы пособиями и книгами, разъясняющими основы православия и обличающими раскол; заниматься благотворительной деятельностью: открывать школы для обучения детей грамоте и Закону Божию; издательской деятельностью и бесплатным распространением среди населения религиозной литературы, созданием церковных библиотек и т.д[15].

Согласно Уставу Братство стремилось: "1) к ослаблению и уничтожению старообрядческого раскола и молоканских сект и к утверждению православных в преданности св. церкви; 2) к распространению вообще духовного просвещения; 3) к оказанию посильной помощи нуждающимся в насущном хлебе, особенно сиротам и вообще нищенствующим детям.

Таким образом деятельность Братства делится на три части: 1) миссионерскую, 2) духовно-просветительскую и 3) благотворительную"[16].

Членами братства были представители всех сословий. Они проводили духовные беседы и диспуты с раскольниками, работали бесплатно, создавали столовые для бедняков, начальные школы и детские приюты. 15-го декабря 1869 года при Киновии был открыт книжный склад духовно-нравственных книг и библиотека по расколу, а также бесплатные приют-школа и столовая для бедных и нищих[17]. Помимо этого были устроены окружные библиотеки в епархии и открыт в 1878 году Духовно-Просветительский Союз. Естественно, для столь обширной деятельности помещений Киновии не хватало. Для размещения Братства с Духовно-Просветительским Союзом, а также библиотеки, школы-приюта, бесплатной столовой для неимущих и зала для чтений, было решено выстроить справа от Киновии, на "пустопорожнем" месте, приобретённым у соседнего домовладельца, трёхэтажный каменный дом.

На строительство нового дома Братства было истрачено 13,273 руб., частично покрытые частными пожертвованиями (в т.ч. 1000 руб. пожертвовала Попечительница Киновийской школы купчиха Дивеева и 200 руб. – купец Ф.Д. Егоров)[18].

14-го декабря 1886 года, во время празднования двадцатилетия Православного братства Святого Креста был совершён крестный ход в трёхэтажное, только что выстроенное здание Братства.

"Саратовские Епархиальные Ведомости" в 1887 году писали, что "в отчетном году столовая и приют переведены в новопостроенное здание, удобное и поместительное сравнительно с старым зданием"[19].

Помещения в здании Братства были распределены следующим образом:

1-й этаж заняла бесплатная столовая, открывшая свои действия 17.10.1874 года;

2-й этаж – приют-школа, начавшая действовать с 3.12.1874 года. Здесь призреваемые жили, а занятия проходили в помещении Михаило-Архангельской богадельни, в нескольких саженях от подворья.

3-й этаж занимали библиотека Братства с залом для народных чтений, где по воскресным и праздничным дням велись собеседования[20].

На рубеже 1890–1891 годов на 3-м этаже, где был зал и библиотека Братства, начала работать миссионерская Кирилло-Мефодиевская школа. Принятыми, по испытанию, было 11 человек и, в начале учебного года, к ним добавили ещё троих учеников. Причём одиннадцать из них жили в школе, а трое были приходящими. По возрасту, ученики были от 20 до 40 лет, лишь одному исполнилось 17 лет. Для проживающих, в зале, где помещалась братская библиотека (несколько потеснив её), установили каждому "кровать с матрацем, одеялом и подушкой; около кроватей стояли небольшие шкафы для хранения белья и других вещей, принадлежащих ученикам (один шкаф назначается на двоих учеников)". Рядом находилось помещение надзирателя. Занятия проходили "в братском зале в доме Братства, в послеобеденное время с 1 часу до 5 часов". Дежурный из учеников убирал помещение, топил печи, ставил самовар и т.д.[21]. Здесь же проходили годичные акты церковноприходских школ города Саратова, общие собрания Братства[22].

В 1913 году в здании был размещён также Саратовский Епархиальный Училищный Совет[23].

В школе-приюте к 1915 году, уже во время Первой мировой войны, призревалось до 50 мальчиков в возрасте от 6 до 16 лет. Для них была устроена переплётная мастерская, в которой мальчики старшего возраста под руководством опытного мастера обучались переплетному мастерству. В Киновийской бесплатной столовой только в 1914 году обедало 27876 человек, из которых, во второй половине года, 11400 человек были жёнами призванных на войну запасных солдат[24].

В 1916 году в Саратове все учебные заведения и многие учреждения были заняты под воинский постой, не избежало этой участи и здание Братства, которое пришлось освободить для военных нужд[25].

С 1914 по 1918 год, когда в Саратов хлынул поток беженцев из прифронтовых губерний, Братство Святого Креста опекало приюты для детей беженцев. До 1918 года Братство снабжало духовной литературой лазареты, воинские части и церковные приходы других губерний. В 1918 году оно прекратило своё существование[26].

После революции 1917 года деятельность всех духовно-просветительских организаций в стране была запрещена. В здание на Полицейской улице, в сентябре 1918 года переименованной в улицу Октябрьскую[27], въехали рабочие кружки. Вскоре здесь обосновался Дом Народного Творчества.

В 1924 году в Саратове было организовано отделение кинофабрики "Пролеткино", которое наряду с игровыми фильмами снимало хронику. К концу 1920-х годов отделение прекратило снимать игровые фильмы, на его базе в 1931 году была основана Саратовская студия "Союзкинохроника", в задачу которой входило освещение жизни Нижне-Волжского региона (позже сюда были добавлены Тамбовская область и Калмыкия – В.Д.). С началом Великой Отечественной войны студия прервала свою работу и переключилась на выпуск кинопериодики.

После Великой Отечественной войны студия была воссоздана. Совет Министров СССР издал постановление № 4621-р от 6-го апреля 1946 года о преобразовании корреспондентского пункта Куйбышевской (г. Куйбышев, ныне Самара) студии в городе Саратове в "Нижне-Волжскую студию кинохроники" с обслуживанием Саратовской, Сталинградской и Астраханской областей[28]. На основании этого постановления правительства исполком Саратовского городского Совета депутатов трудящихся передал помещения, занимаемые Домом Народного Творчества и спортивным залом по адресу: Октябрьская улица, дома за №№ 41, 43 Нижне-Волжской студии[29]. Зал был оборудован для общественных просмотров кинофильмов и перед ним имелось фойе. С помощью Облпромторга и завода № 307 студия, в кратчайшие сроки, была укомплектована необходимой мебелью. Ремонт и необходимую реконструкцию здания студия обязалась выполнить за свой счёт, при содействии Горплана в поставке стройматериалов.

И вот местная газета "Коммунист" сообщила: "На углу улиц Октябрьской и Челюскинцев реконструируется здание, в котором разместится крупнейшая в России Нижневоджская студия кинохроники. В ней будет 15 цехов, оборудованные по последнему слову техники"[30].

С началом 1990-х годов, в результате сложного экономического положения в стране, студия сократила количество выпускаемой кинопродукции, документалисты стали работать по договорам, а в 2002 году на студии начался процесс приватизации.

Учебно-заработный дом Благотворительного Союза (улица Октябрьская, 45 – ныне "Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды").

Двухэтажное каменное здание, со сводчатыми подвалами, постройки конца XVIII-гo, начала XIX-го веков, в стилистике классицизма, с флигелем, дворовыми службами и каменными воротами (портик главного входа тосканского ордера). Здесь поначалу располагалась Контора иностранных поселенцев, сильно пострадавшая во время пожара 1800 года[31].

В 1850-х годах на планах Городской Управы на этом месте, в пределах 234 планного квартала показано домовладение купца Карзанова[32]. Сохранилось прошение домовладельца за 1853 год в Переоценочную Комиссию города Саратова: "... ныне принадлежащее наследнику Осипу Карзанову в 3-й части г. Саратова, 234 планный квартал. По Горянской площади (Октябрьская ул.) – 30 2/з саж., в задах: 19 2/3, 12 1/2, 10 саж. Правая сторона по ул. Часовенная (Челюскинцев) – 15 саж., левая – 28 саж. Выстроенный по выданному в 1844 году плану каменный флигель обгоревший вновь обстроен и прочие деревянные службы, каретник, конюшня, ледник, амбар и баня, и весь двор обнесен новым забором с обеих сторон двумя воротами. У каменного дома вновь крыльцо, коридор и в окна вставлены оконные рамы. По прежней оценке 15 тысяч рублей"[33].

В существовавшем по соседству Братстве Святого Креста, для выполнения своей обширной деятельности, образовался ещё и Благотворительный Союз, собравшийся на своё первое собрание 15-го ноября 1868 года. Этот Союз открыл, впервые в Саратове, учебно-заработный дом для нищих детей и сирот. Сначала, 11-го февраля 1869 года, в Саратовский уездный училищный Совет от Благотворительного Союза пришло следующее прошение: "Предположив на собираемые для уменьшения числа нищенствующих в городе Саратове детей пожертвования учредить здесь учебно-заработный дом на основаниях начального народного училища с обучением приходящих детей Закону Божию, чтению, письму, счислению и некоторым ремеслам, совет благотворительного союза имеет честь просить училищный совет о разрешении на открытие вышеозначенного учебного заведения"[34]. Данная инициатива была высоко оценена саратовским обществом: "При учреждении этого заведения союзный совет имел в виду дать детям, лично занимающимся нищенством, а также сиротам и беспризорным – приют и содержание и обучить их предметам, положенным для начальных народных училищ, и ремеслам, которыя, 'по возрасте детей, дали бы им возможность зарабатывать средства к жизни, а не быть бременем, для общества и не увеличивать и без того громадное число нищих"[35]. На этом послании 5-го марта была поставлена резолюция: "Саратовский уездный училищный совет вполне сочувствует братству Святого Креста в благом начинании, почему и разрешает открыть просимое учебное заведение"[36].

Вскоре после открытия было утверждено Положение о Благотворительном Союзе (19-го сентября 1872 года).

Приведём первые два параграфа этого Положения:

"§ 1. Благотворительный Союз есть собрание лиц, постановивших своею задачею оказывать христианскую благотворительность.

§ 2. С этой целью Союз: 1) выводит из крайней нужды трудолюбивые семейства, оказывая им временный пособия как денежныя, так съестными и другими предметами заимообразно, или безвозвратно; 2) учреждает богадельни для лиц, по бедности, дряхлости и болезни, не имеющих возможности трудом приобретать средства к жизни; 3) учреждает для нищенствующих и безприютных детей и сирот особыя заведения, в которых дети не только могли бы иметь приют и содержание, но чрез обучение грамоте и ремеслам получили бы, по возрасте, возможность зарабатывать средства к безбедной жизни, и 4) предоставляет бедным больным возможность пользоваться безденежно медицинским пособием"[37].

Союз состоял из лиц, вносящих постоянно определённую сумму (не менее 5 рублей в год), или делающих единовременные взносы (не менее 50 руб.) деньгами или вещами и управлялся общим собранием членов благотворителей. Заведовал всеми делами учебно-заработного дома Совет Благотворительного Союза из 8 человек (с открытием каждого нового учреждения прибавлялось по 4 чел.), состоящий из представителей города, чиновников, купцов и купеческих жён[38].

Открытие учебно-заработного дома в Саратове, на 20 нищих детей, состоялось 25-го марта 1869 года первоначально на Царицынской (ныне Первомайская) улице, в наёмном доме Попова[39].

Согласно параграфа четвёртого Устава "Учебно-заработный дом содержится: а) на постоянные и единовременныя пожертвования членов Благотворительного Союза; б) на 500 рублей отпускаемых с 1870 года Саратовским Городским обществом, и в) на суммы жертвуемыя жителями г. Саратова взамен праздничных визитов"[40].

В 1870 году Совет Благотворительного Союза счёл возможным удвоить число воспитанников учебно-заработного дома, так как, кроме перечисленных доходов, на содержание дома добавились проценты с капитала и кружечный сбор[41].

Средства расходовались на наём квартиры в доме Попова, отопление, освещение и мебель. Другие расходы составляли: жалование служащим и учителям, учебные пособия и материалы для ремёсел, на пищу, одежду, посуду, мыло и воду. Дети были разделены на два отделения по году приёма: в старшем обучались элементарным предметам (грамматика, арифметика, география, священная история, пение) и закону Божию. Из ремёсел обучались сапожному и башмачному мастерству, а девочки, по преимуществу, шитью и вязанию, из них несколько занимались и шитьём башмаков. Все работы девочек по шитью и вязанию делалось для своего заведения, ибо всё детское носильное платье, бельё и чулки, за исключением зимнего суконного, было пожертвовано со стороны. Выработанное частично продавалось, например, за 1870 год были сработаны 371 пара сапог и башмаков, из которых 75 пар пошли на собственное употребление, 256 продано и.. 40 осталось в запасе. Таким образом; по затраченным и приобретённым средствам заведение осталось с прибылью[42].

Учебно-заработный дом принимал детей обоего пола. В 1872 году их было 59: 29 мальчиков и 30 девочек. Причём, заведение это числилось, как состоящее "в ведомстве Министерства Народного просвещения"[43]. На следующий год, на деньги Благотворительного Союза, так как "к 1874 году состояло в кассе Союза 13109 руб. 97 коп. и таким образом явилась возможность приобрести для Учебно-Заработного дома собственное помещение. В 1873 году и куплен был дом, в котором ныне помещается Учебно-Заработный дом"[44].

"Приобретён в собственность учебно-заработного дома – дом на углу Часовенной и Горянской площади, что дало возможность этому учреждению приютить до 100 детей"[45]. При осмотре дом оказался требующем ремонта, а также постройки новых служб, что и было сделано в 1874 году. Дополнительно, к тем 500 рублям, что отпускались городским обществом, Саратовская Городская Дума ассигновала ещё 1500 рублей на "отстройку дома, купленного для учебно-заработнаго дома"[46]. По ходатайству Совета Благотворительного Союза, с 1876 года Саратовская Городская Дума увеличила свою субсидию до 1000 рублей в год (с 1883 – 1500 руб., в 1910 году – 2500 руб. – В.Д.), к Думе присоединилось и Саратовское Общество купцов и мещан, с того же года "отпускающее по 500 руб. в год". Дополнительные суммы нашли своё отражение в изменениях к Уставу[47].

В приобретённой усадьбе был большой двор и сад, в котором дети гуляли, занимались гимнастикой и в тёплые дни даже обедали на специально установленных столах и скамейках. Питание детей не отличалось разнообразием: мясные щи, каша с маслом, кружка молока с чёрным хлебом. Белый хлеб выдавали только по праздникам. Но зато пища всегда была свежая и качественная. Следует учесть также и то, что до поступления в дом нищенствовавшие дети вообще не имели возможности регулярно питаться. Классные, рабочие и спальные комнаты имели самую простую обстановку. У каждого воспитанника была деревянная кровать с войлоком, подушкой, простыней и одеялом из толстого полотна. Чистоту в помещениях и опрятность в одежде воспитанники поддерживали своими силами.

Для обучения детей в штате дома были три учительницы, учитель пения, священник, две мастерицы и сапожник. Обслуживающий персонал составляли две кухарки, две прачки и сторож. За порядком следили две надзирательницы. Высшее наблюдение за состоянием всех дел осуществлял Совет Благотворительного Союза.

На учебные предметы отводилось по три часа в день. В программу входило обучение чтению, заучивание наизусть басен и стихов, ознакомление с нумерацией до 1000, четыре арифметических действия, упражнения на счётах, обучение письму и письмо под диктовку, изучение общеупотребительных молитв, краткое ознакомление с богослужением и церковное пение. Значительное место в программе работы с детьми занимало обучение ремёслам: по 6–8 часов в день. Мальчики учились шить сапоги и башмаки. Девочки и младшие мальчики занимались шитьем белья и платья, вязанием чулок и ковриков из бечевки. Девочки, кроме того, делали уборку в доме, мыли полы, стирали для себя белье, помогали на кухне в приготовлении пищи.

В 1879 году, в год десятилетия заработного дома, всего призреваемых детей было уже 128 человек. Для удобства, в том же году, приспособили подвальный этаж главного дома усадьбы под кухню, столовую, мастерские и службы[48].

3-го марта 1879 года решено было открыть при заработном доме ремесленный класс на 15 человек для девочек с 13-летнего возраста, для обучения "шитью и чинке хдрошаго белья и платья, стирке и приготовлению кушаний". Для ремесленных классов приспособили сдававшийся до этого частным лицам флигель при доме[49].

В 1884 году штат заработного дома состоял из надзирательницы (жившей при доме), законоучителя, двух учительниц, а также учителя пения, учительницы по рукоделию и сапожного мастера. Особое ремесленное отделение было со своей надзирательницей и даже вело отдельное хозяйство от Учебно-заработного дома[50].

В начале 1890-х годов, в связи с возросшим количеством воспитанников, девочек и мальчиков разделили. Отделение девочек осталось на углу Часовенной и Полицейской, а мальчиков поместили в дом на углу Покровской (ул. Лермонтова) улицы и Нескучного переулка.

В 1901 году при разделённых отделениях выделились церковноприходские школы со своими номерами, для мальчиков – "1-я. Мужской учебно-заработный дом" и для девочек – "2-я. Женский учебно-заработный дом"[51].

Среди питомцев учебно-заработного дома почти половину составляли дети мещан, четверть – дети солдат, около четверти – дети крестьян, дети колонистов составляли 2–3%. В течение первого десятилетия существования дома в нём не было детей дворян, и только 1% составляли дети чиновников. Позже доля детей дворян и чиновников увеличилась до 5%.

Медицинскую помощь детям из учебно-заработного дома бесплатно оказывали врачи М.Ф. Волков и А.Г. Норден. Лекарства также бесплатно давали аптекари: вначале И.М. Шмуккер, позже К.Ф. Зиберт.

К 1915 году в Учебно-заработном доме содержалось 122 человека (71 мальчик и 54 девочки) в возрасте от 6 до 18 лет, но одному из опекаемых было 20 лет. В сословном составе детей произошли заметные изменения. Самую большую группу на 1 января 1916 года составляли дети крестьян – 70 человек. Вторую по численности группу составляли дети мещан и ремесленников – 32 человека. Совсем немного, всего по два ребенка, было из дворянских, чиновничьих и солдатских семей. Некоторые дети вообще не знали своего происхождения.

Значительную роль в жизни Учебно-заработного дома по-прежнему играли единовременные пожертвования. Например, в 1913 году тысяча рублей "на удовлетворение необходимых текущих нужд призреваемых в этом доме обоего пола детей" поступила по духовному завещанию купца Ильи Афанасьевича Медведева. В 1916 году по духовному завещанию вдовы коллежского регистратора Лидии Михайловны Михайловой поступило по сто руб. на каждого ребенка. Около двух тысяч рублей составляли ежегодные взносы членов Благотворительного Союза. Так, в 1915 году 90 членов Союза внесли в кассу дома 1980 руб. Не забывали сирот и просто сочувствующие саратовцы. Они "жертвовали, главным образом, пищевые продукты и материалы для одежды и белья"[52].

После октября 1917 года, в связи с изменением политического строя в стране, поступление вышеназванных средств и процентов с капиталов Учебно-заработного дома, размещенных в банках и ценных бумагах, прекратилось. И дом закрылся, совсем немного не дожив до своего полувекового юбилея.

В советское время, до 1931 года, здесь был образован Гидрометеокомитет, в дальнейшем переименованный в "Гидрометеорологическую обсерваторию"[53]. Потом в здании долгое время находилось Областное Бюро Технической Инвентаризации (ОблБТИ)[54].

Техническую инвентаризацию сменила опять "Гидрометеорологическая обсерватория", находящаяся там и поныне в виде "Саратовского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"[55].

Давыдов В.И., сотрудник ГУК "НПЦ по историко-культурному наследию области", краевед, член Российского общества историков-архивистов

[1] "Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы". Саратов. Выпуск первый. 1893 год. С. 43, 78. "Труды Саратовской Ученой Архивной Комиссии". Т. III. Вып. I. Саратов. 1890. С. 234.

[2] Справочная книга Саратовской епархии на 1912 год. Саратов. 1912. С. 461.

[3] С. Гусев и А.Хованский "Саратовец. Указатель и путеводитель по Саратову, год первый" 1881. С. 5.

[4] ГАСО. Ф. 3. Оп. 1.Д. 589.

[5] "Саратовские Губернские ведомости". 1881 год. № 203.

[6] Духовников Ф. "К истории топографии Саратова" // "Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы". Саратов. Выпуск первый. 1893 год. С. 144.

[7] "Саратовские Епархиальные Ведомости". № 10 от 15.05.1891 года. С. 478.

[8] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1.Д. 8665. Л. 1.

[9] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8713. Л. 3, 4, 7 об.

[10] "Саратовский листок" № 158 от 27.07.1888 года.

[11] Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. Крутицкое Патриаршее Подворье. М. 1999. С. 704.

[12] "Историческая записка о Саратовской епархии (за пятидесятилетие 1828-1878 года)". Сост. А. Правд иным. Саратов. 1879. С. 20. "Вновь учреждаемое Православное Церковное братство Св. Креста при подворье Саратовскаго Архиерейскаго дома". Отдельный оттиск. С. 15.

[13] "Торжество открытия Православнаго Братства Св. Креста, на подворье Саратовскаго Архиерейскаго дома, 1866 года октября 23 дня". Отдельный оттиск. С. 1.

[14] ГАСО. Ф. 605. Оп. 1. Д. 1. Письма жертвователей в пользу братства. Начато 10.03.1866 г., окончено 28.05.1866 г.

[15] ГАСО. Ф. 605. Оп. 2. Д. 21. Годовые отчеты о миссионерской деятельности по приходам Балашовского, Кузнецкого и Хвалынского уездов Саратовской епархии. 8 июля 1912 г. – 30 июня 1914 г.

[16] "Что принес нам 1880 г.? Краткий обзор состояния Саратовской губернии за 1880 год". Саратов. 1881. Типография губернского Правления. С. 122.

[17] "Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы". Саратов. Выпуск первый. 1893 год. С. 85, 87.

[18] "Саратовские Епархиальные Ведомости". № 1 (отдел неофициальный) от 15.01.1887 года. С. 4.

[19] "Саратовские Епархиальные Ведомости". № 12 (отдел неофициальный) от 1.06.1887 года. С. 402.

[20] "Саратовские Епархиальные Ведомости". № 1 (отдел неофициальный) от 15.01.1887 года. С. 4.

[21] "Саратовские Епархиальные Ведомости". № 3 от 1.02.1891 года. С. 97-98.

[22] "Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 г.". "Адрес-календарь Саратовской губернии на 1895 г.". С. 258, 276: "Спутник по городу Саратову. 1898 год". "Саратовские Епархиальные Ведомости". № 20 от 15.10.1903 года. С. 995. № 12 от 15.06.1902 года. № 20 от 15.10.1904 года. С, 1115. № 23 от 1.12.1904 года. С. 1322.

[23] "Памятная книжка Саратовской губернии на 1914 г.". С. 124, 127.

[24] "Саратовские Епархиальные Ведомости". № 15 от 21.05.1915 года. С. 676.

[25] "Саратовские епархиальные ведомости". № 34-35 за 1916 год.

[26] "Энциклопедия Саратовского края". В очерках, фактах, событиях, лицах. Саратов. ПКИ. 2002. Под ред. Авруса А.И. С. 680-681.

[27] Максимов Е.К. "Имя твоей улицы". Саратов. Приволжское издательство. 2008. С. 97.

[28] Архив Нижне-Волжской студии кинохроники.

[29] Решение исполкома Саратовского городского Совета депутатов трудящихся от 25-го октября 1946 года, протокол № 46.

[30] "Коммунист" от 22.06.1948 года.

[31] "Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы". Вып. I. Саратов. 1893. С. 240.

[32] ГАСО. Ф.4. Оп. 1.Д.3919.

[33] ГАСО. Ф. 636. Оп. 1. Д. 17. Л. 4об.

[34] ГАСО. Ф. 287. Оп. 1.Д. 16. Л. 5.

[35] "Краткий обзор деятельности учёных, благотворительных, общественных и частных учреждений г. Саратова и Саратовской губернии в 1879 году". С. 128. "Саратовский справочный листок" № 66 от 22.03.1871 г. "Памятная книжка Саратовской губернии на 1872 г.". С. 177, 215.

[36] ГАСО. Ф. 287. Оп. 1. Д. 16. Л. 5 об.

[37] "Положение о Благотворительном Союзе Саратовского Православнаго Братства Святаго Креста, открытаго 15 ноября 1868 года". Саратов. Саратов. Отдельный оттиск. С. 1.

[38] "Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 г.". С. 124.

[39] "Саратовский край (исторические очерки, воспоминания, материалы)". Саратов. 1893. С. 84.

[40] "Устав Саратовского учебно-заработного детского дома, открытаго Благотворительным Союзом Братства Святаго Креста 25 марта 1869 года". Саратов. Отдельный оттиск.

[41] "Список лиц жертвовавших на учебно-заработный детский дом" – "Саратовский справочный листок" № 66 от 22.03.1871 года.

[42] "Саратовские Губернские Ведомости" №№ 103–104 за 1871 год.

[43] "Саратовский календарь на 1874 год". С. 95.

[44] "Десятилетие учебно-заработнаго детскаго дома при Благотворительном Союзе Саратовского Братства Святаго Креста".. Саратов. 1879. С. 17.

[45] "Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы". Саратов. Выпуск первый. 1893 год. С. 87.

[46] "Десятилетие учебно-заработнаго детскаго дома при Благотворительном Союзе Саратовского Братства Святаго Креста". Саратов. 1879. С. 6-7, 46.

[47] Там же. С. 18. Отчёт Саратовской Городской Управы за 1910 год. С. 168.

[48] "Саратовские Епархиальные Ведомости" № 18 от 17.05.1879 г. С. 152.

[49] "Десятилетие учебно-заработнаго детскаго дома при Благотворительном Союзе Саратовского Братства Святаго Креста". Саратов. 1879. С. 20–21.

[50] "Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 г.". С. 125.

[51] "Весь Саратов на 1901 год". С. 302–303.

[52] ГАСО. Ф. 605. Оп. 2. Д. 25. Л. 8; Д. 53. Л. 27; Оп. 1. Д. 38. Л. 5об, 6.

[53] "Культурное строительство в Саратовском Поволжье. 1928-1945 гг.". С. 149. "Список абонентов Саратовской городской телефонной сети предприятий, организаций и учреждений". Саратов. 1987. С. 35.

[54] "Список абонентов Саратовской городской телефонной сети". Саратов. 1976. С. 24.

[55] "Список абонентов Саратовской городской телефонной сети предприятий, организаций и учреждений". Саратов. 1987. С. 35.

СМ.ТАКЖЕ

территория церкви:

Ситуация со строительством храмов в Саратове

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты