поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
16 сентября 2011  распечатать

Евгений Сизенов

Главная колпинская святыня

Источник: Санкт-Петербургские ведомости

Ее обретение произошло во время эпидемии цинги почти триста лет назад

Как известно, Колпино возникло как селение при пильной мельнице на реке Ижоре. Первая мельница стояла не на месте нынешнего Колпина, а шестью верстами выше, в районе возникшего позднее села Ям-Ижора. Построенная в 1710 году для Меншикова, она с 1712 года принадлежала Адмиралтейству.

От предания до почитания

В 1713 году на мельнице вспыхнула эпидемия цинги. "Изба скорбящих" (санитарный барак) была переполнена. В ночь на 22 декабря находившемуся при смерти рабочему Иакову во сне явился Святитель Николай, который указал ему на свой образ, лежавший на полу в углу избы среди хлама. Проснувшись, Иаков попросил отыскать образ, и икону действительно нашли. По преданию, когда ее очистили и поставили на подобающее место, Иаков и другие больные выздоровели, а эпидемия прекратилась. После этого случая икону стали почитать чудотворной. Вскоре, в феврале 1714 года, для нее построили часовню.

Каким образом икона оказалась в избе? Согласно Писцовой книге Водской пятины 1500 года, примерно на этом месте находилось сельцо Никольского Ижорского погоста с церковью Николы Великого. Возможно, из той церкви и была эта икона.

В 1722 году по указу Петра I мельницу переносят.

На правом берегу Ижоры возникает поселение работников лесопильни. 6 мая 1723 года была освящена полотняная (временная) церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, на месте которой в 1735 году по указу Святейшего синода строится деревянная церковь Св. Троицы с приделом Святителя Николая. В новый храм из часовни на месте обретения перенесли чудотворную икону.

В 1758 – 1773 годах рядом с деревянной церковью строится каменный пятикупольный храм во имя Святой Троицы с отдельно стоящей трехъярусной колокольней высотой 53 м, увенчанной шпилем и ставшей главной архитектурной доминантой Колпина. Авторство и церкви и колокольни нередко приписывали Ф. Б. Растрелли, но более убедительной представляется версия о том, что автором проекта был С. И. Чевакинский.

В храм Святой Троицы перенесли главную колпинскую святыню. В 1763 году Духовная консистория признала образ чудотворным вследствие многочисленных чудес, явленных к тому времени от него как среди жителей Колпина, так и среди прибывавших туда на богомолье жителей из Петербурга. С 1797 года ежегодно на летнего Николу (9 мая по ст. стилю) устраивались крестные ходы на место обретения иконы – к Ям-Ижорской часовне. В этот день в Колпино стекались тысячи богомольцев из столицы и окрестностей. С раннего утра в храме совершались литургии, после полудня начинался крестный ход. В часовне совершался молебен, после чего крестный ход возвращался в Колпино. В селении в этот день устраивалась ярмарка.

После того как 9 мая 1847 года, на праздник летнего Николы, до Колпина была пущена первая очередь железной дороги, богомольцы из столицы получили возможность добираться до церкви быстрее – чуть больше чем за полчаса. Накануне и в этот день пускали дополнительные поезда до Колпина.

В 1880 – 1887 годах часовню на месте обретения чудотворной иконы заменила церковь (арх. С. В. Садовников).

В декабре 1915 года настоятелем Свято-Троицкой церкви становится Александр Сегенюк, взявший в следующем году фамилию Боярский. Он быстро приобрел авторитет у паствы, в первую очередь в рабочей среде. Убежденный сторонник церковных реформ, отец Александр стал одним из идеологов обновленчества.

Святейший синод 29 марта 1918 года принял указ о придании Свято-Троицкой церкви статуса собора. Приходский совет пытался войти в сотрудничество с новыми властями, делегировать своего представителя в состав Колпинского совета, но это было отвергнуто. Началась открытая конфронтация между причтом и советом.

В 1921 году Боярского, незадолго до того возведенного в сан протоиерея, арестовали по обвинению в "злостной агитации против советской власти". По постановлению президиума Петроградской ГубЧК он был приговорен к одному году принудительных работ с высылкой за пределы губернии, но вскоре был освобожден по распоряжению Ленина.

Однако вскоре грянул 1922 год, когда под предлогом голода в Поволжье советская власть начала реквизицию церковных ценностей. По соглашению между митрополитом Вениамином и Петроградским Советом, шесть всенародно чтимых икон, в числе которых икона Святителя Николая Чудотворца в Свято-Троицком соборе Колпина, можно было оставить верующим "в настоящем виде при условии замены ценности их металлом в соответствующем эквиваленте".

В августе 1922 года Колпинский горисполком произвел изъятие имущества собора. Верующие лишились золотой с бриллиантами ризы иконы Святителя Николая. Тогда прихожане пожертвовали новую ризу, но уже серебряную. Однако в апреле 1923 года горисполком произвел новое изъятие ценностей, в том числе только что пожертвованных. Между тем обновленческая позиция Александра Боярского привела к его конфликту с остальным причтом – сторонниками патриарха Тихона. Постановлением президиума горисполкома 20 июня 1925 года Троицкий собор оставили обновленцам, а тихоновцам передали церковь на кладбище.

Пропавший образ

Постепенно набиравшая силу антирелигиозная кампания сопровождалась требованиями ликвидации "рассадника религиозного дурмана" и передачи здания под клуб для рабочих. В ответ на это верующие собрали тысячи подписей в защиту храма. Подписантов на собраниях и в печати клеймили как пособников попов. 16 февраля 1930 года президиум горсовета постановил закрыть Троицкий собор, запретить колокольный звон в Колпине и передать в суд двадцатку собора за предоставление ложных списков голосовавших за "оставление" храма.

В ноябре 1931 года Александр Боярский покидает Колпино и начинает служить в Ивановской области. Это стало большой потерей для верующих. Несмотря на то что Боярский продолжал оставаться одним из лидеров обновленчества, шедшего вразрез с РПЦ, в глазах колпинцев он был примером честного и мужественного человека с большой силой воли. 10 сентября 1937 года Александр Боярский был расстрелян (его дети Сергей и Николай стали известными ленинградскими актерами, а артист Михаил Сергеевич Боярский – его внук).

В 1932 году решение о закрытии собора поддержал президиум Леноблисполкома, но после обращения двадцатки его отменил президиум ВЦИК. Отстоять собор удалось как охраняемый государством "памятник архитектуры местного значения". Он продолжал действовать, но были произведены новые изъятия его убранства. Колокольный звон был "уменьшен", а окончательно запрещен в 1934 году.

В июне 1936 года на переплавку отправили все одиннадцать колоколов, в очередной раз провели изъятие ценностей. В январе 1937 года председатель райсовета А. В. Анисимов просил разрешить снос колокольни и двух часовен в ограде в связи с "необходимостью городского благоустройства", а также "проведением работ по расширению улицы". Против сноса колокольни выступил главный архитектор Ленинграда профессор Л. А. Ильин. Его мнение стало решающим. Разрешен был только снос часовен.

Однако тучи сгущались. 28 февраля 1937 года настоятель Сергий Брудинский был арестован по обвинению в антисоветской агитации среди рабочих, а уже 11 марта президиум райсовета принял решение о закрытии собора. 20 мая Ленсовет решил передать здание "ликвидированного собора" под кинотеатр. Большую часть имущества (иконы, киоты, книги, священнические облачения) сожгли тут же на площади под наблюдением представителей райсовета и милиции.

Церковная ограда вокруг храма была разобрана, два каменных столба на месте престолов прежних храмов уничтожены. Неподалеку установили памятник Ленину. В сентябре 1938 году в бывшем соборе открыли кинотеатр "Луч". Пустующие помещения колокольни отдали под мастерскую кинотеатра и районное отделение Красного Креста.

Судьба чудотворного образа неизвестна. Встречающееся иногда утверждение, что он хранится в церкви "Кулич и Пасха", недостоверно. В ней, по всей видимости, находится икона из церкви Святителя Николая на колпинском кладбище, разрушенной 30 августа 1941 года при обстреле немецкими войсками железнодорожного вокзала. Уничтожена во время войны была и церковь на месте обретения иконы в Ям-Ижоре.

В начале августа 1941 года специальные части НКВД направленным взрывом обрушили шпиль бывшей колокольни Троицкого собора, чтобы лишить вражескую артиллерию ориентира при ведении огня. Спустя два года взорвали и разрушенные обстрелами стены колокольни, "угрожавшие уличному движению".

Во время войны здание бывшего собора сильно пострадало. Однако в акте комиссии ГИОП, обследовавшей в 1945 году состояние здания, отмечалось, что "...невзирая на сильные разрушения, его основные элементы – фундаменты, подвалы и стены в значительной части сохранились (на 80 – 100%), а также уцелела большая часть архитектурных деталей". Указав на то, что в Колпине это единственный уникальный памятник архитектуры, комиссия рекомендовала его восстановить.

Тем не менее, колпинские власти были против. Распоряжением председателя Совмина РСФСР Б. Черноусова от 5 ноября 1951 года Троицкий собор исключили из списка памятников архитектуры, а Ленгорисполкому поручили изготовить макет собора и передать его Музею русской архитектуры им. А. В. Щусева. В 1957 – 1958 годах остатки здания снесли...

В последнее время не раз звучали мысли о восстановлении Свято-Троицкого собора, но, к сожалению, это невозможно по ряду причин. Сейчас на его месте – построенный в советское время второй корпус политехнического колледжа. Утрачена главная святыня, а именно она привлекала в Колпино богомольцев. Кроме того, в 2009 году в память о ней уже построили другой Свято-Троицкий собор – рядом с Большим Ижорским мостом.

На месте колокольни собора еще пятнадцать лет назад Ижорский региональный общественный фонд молодежных и военно-исторических программ "Качур" установил памятный крест. Увы, с тех пор за его состояние никто не отвечает, а оно весьма плачевно.

СМ.ТАКЖЕ

территория церкви:

Восстановление храмов в России

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты