Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_88382.html


31 августа 2011

Алексей Гладков

Вершки и корешки

Реставрация как сумма политтехнологий

Как известно, в 90-е был отстроен заново Храм Христа Спасителя работы Тона. Вообще-то Москве в советский период по некоторым подсчетам было разрушено около 1000 храмов. И ХХС – самый большой из них. Разумеется, думая, как вписать свое имя в историю Москвы, бывший градоначальник должен был восстановить именно его – самый эффектный и внушительный, если только к храму применимы такие слова.

Храм Христа Спасителя теперь видно отовсюду, из любой точки центра. Так уж вышло, что шедевру Тона суждено было стать наглядным пособием, доказывающим: власть хоть в чем-то близка народу. Правда, таким же зримым символом "духовных устремлений" власти стала гигантская статуя работы Церетели – статуя Петра, с младых ногтей ненавидевшего Москву, но поставленного здесь вопреки всем историческим резонам, Прежнего городского главы давно нет в своем кресле, но ХХС напоминает о бывшем мэре. Как напоминают о нем, между прочим, и сотни единиц разрушенной исторической застройки. А еще Москва-Сити, огромное количество "лишних" денег, закачанных в камень... Восстановление ХХС подавалось прессой под разными гарнирами. Но прежде всего как дань исторической памяти, поднятие из руин нашего прошлого. И напоминание потомкам о годах террора: мол, никогда больше. Все вроде бы правильно. Только ведь вот вопрос: а что делать с остальными, условно говоря, 999-ю храмами, стертыми с лица Москвы? А в других городах? Думают ли их восстанавливать большие люди из кабинетов? Похоже, вопрос риторический – судя по тому, как обстоит дело с двумя крупнейшими в прошлом церковными постройками Москвы и Петербурга, Страстным монастырем в Москве и Успенской церковью (часть комплекса Спаса-на-Сенной) в Петербурге. Это ведь тоже территория Церкви (ТЦ). Главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев уже заявлял, что воссоздание всей Успенской церкви сложно из–за дороговизны проекта: придется понижать эскалаторный тоннель станции "Сенная площадь" для передвижения вестибюля. А потому решено восстановить только одну колокольню храма. Но ведь бюджет ХХС был поистине космическим – что не помешало закончить стройку в сжатые сроки, к очередным выборам мэра. Да и не любят чиновники дешевые проекты. Но нет. "Дорого". Похоже, власть охладела к проблемам верующих, как только распиаренный вдоль и поперек проект ХХС выполнил свою политическую функцию. В итоге в сознании многих москвичей он справедливо стал символом не возвращенного прошлого, а амбиций новой власти. Амбиций давно и безнадежно просроченных. Таковы вершки и корешки культурной политики в России.

А между тем цена вопроса – не материальная, а историческая – неимоверно высока. Ведь, как известно, в отношении Спаса-на-Сенной в 1961 году, во время хрущевской антиправославной вакханалии было совершено такое же преступление, как и в отношении ХХС. Спаса попросту взорвали, чтобы не мешал строить станцию метро ("Площадь мира", ныне "Сенная площадь"). Строение Тона и Спас – друзья по несчастью. Вот только последний немного "не вышел ростом". И потому, с точки зрения главного питерского архитектора, не попадает в число "политически правильных" исторических святынь. Со Страстным монастырем все еще более грустно. На его месте сейчас проходят концерты, политические митинги (Пушкинская площадь) и просмотр фильмов в кинотеатре "Пушкинский". В том числе во время Международного Московского кинофестиваля в киноконцертном зале "Пушкинский". Массовые развлечения на территории Церкви (ТЦ) – это, в сущности, кощунство. Надругательство над той самой исторической памятью, о которой так пеклись городские власти. В связи с этим Региональная общественная организация содействия возрождению и сохранению культурно-исторического и духовного наследия "Бородино-2012" обратилась с открытым письмом к Н.С.Михалкову, актеру, режиссёру, открыто декларирующего свою православность. Письмо начиналось так: "Приветствуя Вашу работу на благо Отечества, хотелось бы отметить досадные противоречия в Вашей благородной деятельности". Ответа как не было, так и нет. Разумеется, глупо претендовать на место, занимаемое огромным кинотеатром. Но рядом немалое количество свободной земли – достаточно лишь перенести будущий монастырский комплекс через дорогу.

Решение давно назрело. Нужна лишь политическая воля. Но чиновник, похоже, думает: если нет опасности коммунистического реванша, зачем мне храмы восстанавливать. Так и живем. Между тем продолжение надругательства над памятью тысяч людей терпеть дальше поистине невыносимо. Вот разве что выборы на горизонте: вдруг это погодное явление снова нам поможет...

РЕКЛАМА