Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_88286.html


29 августа 2011

Екатерина Трифонова, Елена Клепикова

Модель для сборки

Источник: http://www.newizv.ru/culture/2011-08-29/150254-model-dlja-sborki.html Новые известия

Минкульт расторг договор с компанией, выигравшей конкурс на реставрацию храма

Так выглядел раньше храм Ильи Пророка в Белозерске.

Департамент строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации Министерства культуры расторг государственный контракт на реставрацию церкви Ильи Пророка в Белозерске Вологодской области. Восстановительные работы должны были вестись силами ООО "ТрансСтройМастер". Главной причиной такого решения стал поднятый экспертами вопрос о компетентности, точнее, некомпетентности предприятия в области реставрации памятников архитектуры. Ситуация в Белозерске – еще один пример того, насколько недоработан пресловутый 94-й федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Белозерская церковь, представляющая собой редчайшее многоярусное сооружение с деревянной структурой, была построена в XVII веке. Подобных посадских храмов в России всего два, равно как и храмов с интерьерной живописью на бревнах, что делает церковь уникальной в своем роде. В 2006 году департамент культуры Вологодской области признал необходимость реставрации уникального объекта. Было решено прибегнуть к переборке церкви и ее полной разборке, чтобы впоследствии восстановить каждую часть по отдельности. В 2010 году храм был разобран до основания. Вернуть архитектурному памятнику прежний облик было предписано к 1 ноября 2011 года. Именно такие сроки были обозначены в условиях конкурса, проводившегося среди строительных компаний. В роли организатора выступало ООО "Специализированная организация "Торги консалтинг", заказчиком стало Министерство культуры.

Результат конкурса встревожил экспертов: победила компания, которая предложила лучшие условия по реставрации, однако реставрация не является специализацией этого предприятия. "Это неведомая фирма, про которую нам ничего неизвестно, – говорит "Новым Известиям" член федерального научно-методического совета по культурному наследию при Минкультуры РФ, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лившиц. – Ни про нее, ни про ее опыт на аналогичной работе, ни какие специалисты у них в штате – ничего не ведомо. И когда задавали вопросы, на них никакого конструктивного ответа нам не дали". Также заместителю министра культуры пришло два письма с просьбой пересмотреть принятое решение о выборе организации для реставрационных работ: одно письмо от директора ООО "Реставрационный Центр – архитектура, производство, обучение" Александра Попова, другое – от членов президиума федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры. В документах приводились доводы, доказывающие невозможность качественного восстановления памятника в столь короткий срок, который давала неведомая компания.

В ходе реставрационных работ церковь была полностью разобрана.

"Храм разобран, это делала одна фирма, а уже сборку храма и его доведение до нормального состояния должна делать другая фирма, победившая в конкурсе. Это безобразие! В любой работе, особенно тонкой, должны присутствовать преемственность, единство методов, постоянное обсуждение реставрации, а также наблюдение со стороны методических советов. Ничего этого нет, поэтому отрасль сейчас просто разрушена. Так что этот шаг министерства нужно приветствовать: это очень смелая и правильная позиция", – комментирует ситуацию г-н Лившиц.

По мнению специалистов, такое положение дел во многом связано с недостатками Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Именно благодаря этому закону конкурсы зачастую выигрывают фирмы, некомпетентные в предмете конкурса, зато обещающие выполнить работы за меньшие деньги.

РЕКЛАМА