поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
23 августа 2011  распечатать

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на третьем заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви

23 августа 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось третье заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Во вступительном слове Святейший Патриарх обозначил основные вопросы повестки дня.

Хотел бы сердечно приветствовать всех членов Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви на нашем третьем заседании.

Я предложил бы следующую повестку дня. Во-первых, мы должны оценить результаты нашей работы, намеченной на предыдущем заседании, посмотреть уровень выполнения принятых решений и обязательств. Затем я просил бы Преосвященного Тихона доложить по программе строительства 200 храмов в городе Москве, поэтому мы пригласили также владыку архиепископа Арсения, с тем, чтобы он принял участие в этой части нашего заседания. Сегодняшним докладчиком является Преосвященный Игнатий, который должен представить нам проблематику и течение дел в возглавляемом им Синодальном отделе по делам молодежи. Мы должны завершить дискуссию в отношении досуговых духовно-просветительских центров, которые предполагается создавать в епархиях Русской Православной Церкви, и я попросил бы владыку Иоанна представить свои соображения. Затем я предложил бы отцу архимандриту Тихону (Шевкунову) представить общие соображения и, может быть, конкретные предложения, касающиеся проведения выставки "Православная Русь". Наконец, раздел "Разное": мы могли бы обсудить те вопросы, которые волнуют членов Высшего Церковного Совета.

Хотел бы сказать несколько слов в качестве вступления. Мы проводим третье заседание, что свидетельствует о том, что Высший Церковный Совет набирает и, я бы сказал, уже набрал необходимые обороты в своей работе. Сформирована методология, и должен сказать, что я реально чувствую отдачу от этой работы. Во-первых, систематизирована наша повестка дня, выработана методология реализации принятых Синодом решений – а Высший Церковный Совет призван осуществлять решения Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода; и что, может быть, самое важное, в результате работы Высшего Церковного Совета повысился уровень исполнения решений: принимаемые решения реально осуществляются.

Может, кому-то покажется странным, что я делаю такой большой акцент на теме реализации, но оценивая наше прошлое, и не только недавнее прошлое, но и вообще прошлое нашей Церкви, следует сказать, что решений за всю историю принималось множество, причем весьма положительных, правильных, а вот насколько эти решения достигали простых людей, нашего церковного народа, насколько эти решения входили в ткань общественных отношений ― это большой вопрос. Поэтому думаю, что главная задача Высшего Церковного Совета, как я ее вижу, ― это действительно реализация тех решений, которые принимают высшие институты канонической церковной власти, но, кроме того, и тех решений, которые принимает сам Высший Церковный Совет. Все это говорит о том, что велика ответственность нашего учреждения перед Богом, перед Церковью, но и каждого члена Высшего Церковного Совета – перед самим собой.

Интересное слово "ответственность". Я вспоминаю свой разговор с юным, начинающим секретарем Ученого совета Ленинградской духовной академии, ныне Преосвященным Берлинским Феофаном. Он в очень юном возрасте был поставлен на такую высокую должность, и вот, обсуждая по какому-то вопросу работу Ученого совета, я сказал молодому отцу Феофану: "Это Ваша ответственность". Отец Феофан отреагировал на мое заявление очень своеобразно, сказав: "А что такое ответственность?" Поскольку передо мной стоял образованный, очень развитый интеллектуально человек, то я понял, что это не от недомыслия, а поставлен серьезный философский вопрос: "Что такое ответственность?" Если мы говорим об ответственности, то мы должны в первую очередь понимать онтологическое измерение этого понятия. Сегодня очень многое не ладится в жизни нашего общества именно потому, что потеряно чувство ответственности. Ведь что происходит? Человеческий фактор присутствует практически во всех катастрофах. Потопить больше сотни людей в мирное время, и не в бушующем океане, а на великой русской реке – слов невозможно найти, чтобы описать эту катастрофу. В мирное время люди погибают только потому, что кто-то не имел чувства ответственности. Я не хочу продолжать перечень этих событий, но ведь совершенно очевидно, что недавние неудачи в космосе, за которыми стоят многомиллиардные потери нашего государства, ― наверняка и они связаны с человеческим фактором, потому что потеряно чувство ответственности.

Если говорить об ответственности как юридическом понятии, то ответственность предполагает ответственность перед законом. Поэтому некоторые считают, что нужно повысить уровень юридической грамотности, нужно, чтобы более жестко работали правоохранительные органы, – мы знаем все эти рекомендации. Но я глубоко убежден в том, что даже самой разветвленной сетью законодательства невозможно покрыть все случаи человеческой жизни. Если ответственность есть только страх и ответственность перед законом, то такая схема не работает.

Отсюда очень важный вопрос: какова онтологическая природа ответственности? С точки зрения Церкви не может быть ответственности без ответственности человека перед Богом, потому что личная ответственность человека перед Богом останавливает нас от совершения греха. А в конце концов, даже разгильдяйство на работе ― это грех; нарушение трудовой дисциплины ― это грех; нарушение технологических схем ― это грех, особенно если в результате погибают люди. Я осознаю, что общество наше не на 100% религиозное, и для кого-то ссылка на Бога, к сожалению, до сих пор не является убедительной. Но тогда можно определить другие параметры ответственности: ответственность перед страной, перед народом, перед самим собой. Опыт, к сожалению, показывает, что такого рода ответственность не очень хорошо работает. Вот почему вопрос религиозного воспитания народа ― это не только узкоцерковная тема. Через религиозное воспитание народа мы должны изменить состояние нашего общества.

Здесь я коснусь одной из тем, которые мы сегодня будем рассматривать, ― темы 200 храмов. Ведь некоторые критики считают, что Церковь как некая коммерческая корпорация просто создает еще большее количество точек, где зарабатываются деньги; а отсюда и неприятие многими всего этого проекта. Что греха таить, есть и такие СМИ, которые рисуют именно такой образ Церкви. Так вот, без активной работы с народом лицом к лицу мы не будем способны влиять на формирование ответственности у людей перед Богом, перед Родиной, перед народом, перед самим собой. И наша задача заключается в том, чтобы создание новых приходов, приходских центров, увеличение количества епархий – все работало на то, чтобы Церковь приблизилась к этой очень непростой реальности, которую мы называем современным обществом.

Перед нами стоят большие задачи. И я неслучайно заговорил сегодня на тему ответственности, потому что на Высшем Церковном Совете лежит огромная ответственность перед Богом, перед Церковью, перед народом, чтобы мы могли достойно и правильно осуществлять все те решения, которые сегодня принимаются, чтобы иным становилось лицо Отечества, иными становились общественные отношения, чтобы менялся современный человек. Поэтому хотя наша повестка дня в каком-то смысле техническая, хотя мы рассматриваем вопросы технического порядка, но это слово "техническая" нужно написать с большой буквы, потому что все это имеет отношение к состоянию души человека, к состоянию нравственности, к состоянию нашего общества. Поэтому я хотел предварить важное сегодняшнее заседание Высшего Церковного Совета своими краткими размышлениями на тему ответственности. Еще раз хочу подчеркнуть особую ответственность Высшего Церковного Совета за все то, что сегодня происходит в Церкви, а через Церковь – и в жизни нашего народа.

Источник: Официальный сайт РПЦ МП

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Патриарх Кирилл

территория церкви:

Реализация программы "200 храмов" в Москве

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты