поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
22 августа 2011  распечатать

Дмитрий Семеник

Как правильно трактовать девиз "Православие или смерть"?

Источник: Православие и мир

Наверно, все православные, которые следят за новостями в интернете, знают почти детективную историю с футболками "Православие или смерть". Один суд посчитал этот слоган экстремистским и запретил его. Другой отменил решение первого. Третий снова запретил. Грядут новые суды...

Ничего подобного доселе мы не видели. Самое странное в этой истории то, что суд запрещает девиз "Православие или смерть", но при этом смотрит на футболку, принт которой трактует этот слоган своеобразно и тенденциозно. Как будто футболка и слоган неразделимы, и эта футболка иллюстрирует слоган единственно верным способом.

На мой субъективный взгляд, футболка эта, действительно, несет в себе деструктивную составляющую. Даже если не понимать ее в смысле "жизнь или кошелек", черепа с кинжалами в зубах вызывают слабую ассоциацию с православием.

А главное – тот момент прелести, который требуется, чтобы надеть такую футболку. Заявлять о готовности к мученичеству за веру легко, пока тебя к этому мученичеству не призвали. А что будет, если призовут, ты не знаешь. Помнится, был в раннехрианские времена случай, когда кто-то из христиан вышел к мучителям самонадеянно, выразив словом уверенность в том, что выдержит любые мучения... и не выдержал. Помним мы и апостола Петра, который говорил, что не отречется...

Я считаю, надо быть скромнее. Если тебе нравятся подобные футболки, начни с малого и более реалистичного. Надень футболку со слоганом вроде: "Если меня оскорбят, я не обижусь". Или "Я не впаду в блуд, если представится возможность". Или "Хвалите меня сколько угодно, мне без разницы".

Но я думаю, такой человек не наденет такую футболку. Во-первых, слишком очевидно всем, как трудно всегда выполнять декларируемое этими слоганами. И к тому же ты, если ты христианин, должен это выполнять, а не хвастаться этим. Во-вторых, не интересно. Не ощущаешь себя великим, практически на одной ноге с великомучениками, как в случае старой футболки "Православие или смерть".

Получается двойной вред. Носящий футболку впадает в прелесть, а смотрящий на нее неверующий начинает считать православных опасными маргиналами.

Поэтому, если бы суд избавил часть православных от лишней возможности впадения в прелесть путем ношения этой футболки, может, это было и неплохо. Но беда в том, что суд смотрит на футболку и запрещает сам девиз.

Сам девиз "Православие или смерть" тоже не является чем-то принципиально важным для нашей духовной жизни. Вполне можно без него обойтись. Но неприятен сам прецедент: светская власть указывает Церкви слова, которые ей нельзя произносить. Сегодня она запретит "Православие или смерть", а потом, глядишь, и до фраз и из Евангелия доберется.

Поэтому мы (компания SlovoMne.ru) решили вмешаться в этот спор и предложить свою трактовку девиза "Православие или смерть".

Нас вдохновили на этот сюжет слова преподобного Варсонуфия Оптинского: "Люди, находящиеся в Церкви Православной, направляются к Горнему Иерусалиму, т. е. к Царствию Небесному, верным путем: они плывут по житейскому морю в ладье, где Кормчий – Сам Христос; те же, которые вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конечно, невозможно, и гибнут безвозвратно".

Слово "души" мы добавили, во-первых, для того, чтобы смысл был более понятен, во-вторых, чтобы наша футболка не попала под запрет, если он все-таки сохранится.

Эта футболка для нас – вынужденное решение. Предназначенное для тех, кто хотел поговорить о православии в контексте смерти. А вообще нам ближе (применительно к футболкам) девизы вроде "Православие – это жизнь", "Православие – это любовь". Так неверующим людям, к которым мы обращаемся, гораздо понятнее, что есть то православие, ради которого мы хотели бы быть способными умереть.

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

17.11.2018

В РПЦЗ призывают не сравнивать ее примирение с Московским патриархатом и константинопольские методы лечения раскола на Украине

16.11.2018

Митрополит Онуфрий назвал создаваемую "поместную церковь" политической организацией

В "Матросской тишине" заново построят храм, разрушенный большевиками

Архиепископ Новокаховский и Генический Филарет опроверг слухи о своих планах перейти в новую церковь

Митрополит Онуфрий относится к происходящему вокруг УПЦ "абсолютно спокойно", говорят в его окружении

База данных всех участников Великой Отечественной появится в главном храме Вооруженных сил РФ

Вышел в свет двенадцатый том Собрания трудов Святейшего Патриарха Кирилла

Издательский Совет провел круглый стол с молодыми писателями

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

16.11.2018

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

10.11.2018

Русская народная линия:
Андрей Сошенко
Русская Идея в отражении XXII Всемирного Русского Народного Собора

04.11.2018

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Новое соборное послание народу
О трех важных посланиях обществу Всемирного русского народного собора...

01.11.2018

Тетради по консерватизму. № 1. 2018:
Игумен Виталий (Уткин)
Мифология истории, народность и Православие в концепции графа С.С. Уварова (к разработке проблемы)

29.10.2018

Накануне.RU:
Анна Смирнова
"Экспертиза катастрофы". Реформам образования поставят оценку

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты