Максим Соколов: "Интеллигенция злится на трудящихся и называет их быдлом" Источник: Фома Начиная серию разговоров о русской интеллигенции, "Фома" делает своего рода эксперимент. Интеллигенция уникальный общественный феномен, присущий исторически только российскому обществу. О ее судьбах и роли в жизни страны спорят много. Решили поговорить об этом и мы. Вопросы у "Фомы" те же, что и у многих. Плюс есть и свои, особенные.
Как складывались отношения Церкви и интеллигенции? Почему именно она в XIX веке оказалась в авангарде безбожия и нигилизма, а затем через сто лет также в первых рядах защищала Церковь? Какова вера интеллигенции? Каково ее будущее?
Мы пытаемся собрать разные мнения, разные позиции, посмотреть с самых неожиданных точек.
Наш первый собеседник в рамках проекта "Интеллигенция" публицист Максим Соколов. По его словам, не стоит забывать, что интеллигент, как правило, идет в Церковь спасать ее, а не спасаться самому.
Максим Юрьевич, на Ваш взгляд, какие исторические изменения претерпела интеллигенция в постсоветское время и в какую сторону трансформировалась как сословие?
Она утратила гарантированность своего бытия, своего благосостояния. Вообще все зависит от того, как определять интеллигентское сословие. Социальные критерии, которые действовали при Советской власти, сейчас уже не действуют. А что касается каких-то умственных или ментальных особенностей, то это несколько иной случай. Интеллигенция обладает своими особенностями сознания, родимыми пятнами, и так далее. Притом что с точки зрения своего социального бытия интеллигенция поменялась весьма сильно, а в плане ее сознания поменялось не очень много, как мне представляется. В известном смысле то, что про нее говорилось сто лет назад, может быть сказано и сегодня. Всяческая мечтательность, прекраснодушие плоть от плоти помещичьего прекраснодушия. Живет на средства отечественной буржуазии, а служит исключительно народу.
Но тогдашнюю интеллигенцию можно было назвать народнической. Ее идеал служение народу, он был ее кумиром. Нынешнюю же интеллигенцию вряд ли можно назвать народнической.
Тут я с Вами согласен. Служение народу ей как-то прискучило. Более того, одним из весьма распространенных интеллигентских выражений является слово "быдло", что свидетельствует о весьма специфическом народничестве.
Не могли бы Вы дать определение интеллигенции? Что она такое то есть, о ком идет речь собственно?
Сословие людей, живущих умственным трудом и в своих отношениях с обществом и государством претендующих на учительство и наставничество.
А считаете ли Вы себя интеллигентом?
Не слишком. Быть героем "Вех" не так уж и почетно, а порой даже совсем непочетно. Конечно, обозревательскую деятельность при желании можно подвести под учительство, но моя неинтеллигентность здесь выражается в том, что я всего лишь пою, о чем вижу и что думаю, никак не претендуя на то, чтобы всех строить по флигельману.
А как изменилось отношение интеллигенции к Церкви за эти годы?
Оно чрезвычайно изменилось. При Советской власти, по крайней мере, при поздней Советской власти, то есть в брежневскую эпоху, отношение к Церкви было скорее положительным, но, боюсь, что это основывалось на некотором недоразумении. Церковь рассматривалась как своего рода естественный союзник интеллигенции в противостоянии власти, как некая структура, которая в силу своего положения вынуждаема к некоей Фронде.
А сейчас выяснилось, что, во-первых, Церковь не есть враг моего врага, и, следовательно, какой же она мне друг? Во-вторых, выяснилось, что представление о Церкви как о диссидентской или квазидиссидентской структуре было не вполне верным. Церковь мыслит свое бытие несколько в других категориях. Далее, с прекращением гонений, как это всегда бывает в церковной истории, наружу явились самые разные черты церковного обихода, в том числе и не самые привлекательные. При этом не надо забывать, что с точки зрения верующего человека есть некое различие между земной Церковью со всеми ее немощами и нестроениями и Церковью небесной. Если же для человека Церкви небесной не существует, а есть только то, что он видит земными глазами, то он, очевидно, может найти много поводов для критики. Наконец, не надо забывать про такое замечательное свойство интеллигентов, что он приходит в Церковь не спасаться, а приходит в Церковь, чтобы ее спасать.
В чем на Ваш взгляд причина распространенности штампов о Церкви, связанных с темами "Церковь и богатство", "Церковь и государство", "агрессивная экспансия Церкви" и т.д.?
Во-первых, надо бы заметить, что у этих штампов очень давняя история, не то чтобы почтенная, но очень давняя. Как только Церковь выходит из катакомб, она начинает заниматься храмосозиданием, начинает проводить богослужения с полной торжественностью. Я думаю, что где-нибудь в 6 или 7 веке от Рождества Христова какой-нибудь житель тогдашней одичавшей Европы, глядя на храмосозидание, мог сказать то же самое, что говорится в 21 веке. То есть, согласитесь, что величие храмов и роскошь убранства и богослужений прямо наводит на подобные мысли. В конце концов, если Вы не верите в Бога или в Церковь, и считаете, что с Господом Богом вы как-нибудь сами договоритесь, то возникает вопрос, зачем тогда вообще нужна Церковь. И тогда вы вполне логично приходите к выводам в духе Емельяна Ярославского или более ранних авторов, того же Вольтера, что все дело в корыстолюбии попов. Зачем они все это устраивают и дурят трудящихся, когда и на этом свете жить совсем неплохо, а если тот свет даже и есть, то я и сам как-нибудь разберусь? А тут какие-то попы... Наверно, у них есть какая-то корыстная составляющая. Это довольно естественный ход мыслей.
А для Вас это естественный ход мыслей в контексте европейского Просвещения, или это скорее какая-то аномалия европейского развития?
Я думаю, что если Вы отвергаете Церковь, и ищете разные аргументы, чтобы себя и других убедить в том, что ничего полезного в этом учреждении нет, то к мысли о своекорыстии вы придете автоматом.
А чем, все-таки, на Ваш взгляд, вызвана такая острая полемичность определенной части интеллигенции в адрес Церкви? Чем Церковь их так раздражает?
Ожесточенность и взвинченность всегда была присуща атеистам. Давно замечено, еще со времен Римской империи, что спокойный агностицизм довольно редкий духовный дар. "Я не имею такого органа чувств, мне это представляется неактуальным и неважным, но другим это представляется актуальным, ну, наверно, им это надо, ну и пусть, а я на этот счет не имею никакого мнения" такой спокойный агностицизм достаточно редок. В основном же это приобретает характер вражды, злобы, а к тому же становится одним из доказательств бытия Божьего. Если Бога нет, что же вы так яритесь и что же вас так корчит? Можно ли так корчиться по поводу несуществующих вещей?
Нынешняя интеллигенция отличается от дореволюционной в плане отношения к Церкви? Изменилось ли тут что-то?
Все скорее повторяется. На самом деле отношения к власти, отношения к Церкви, отношение к разным прочим традиционным институтам как-то очень сильно практически воспроизводится. Как-то получается, что ничего не забыли и ничему не научились.
А наша страна чему-то научилась?
Наша страна чему-то научилась. Если бы она ничему не научилась, тогда интеллигентская критика власти, Церкви, всего прочего встречала бы больший отклик в сердцах трудящихся. Трудящиеся тоже, возможно, весьма многим недовольны, но недовольны как-то по другому, не так, как им предписывает интеллигенция. А интеллигенция на это злится и называет трудящихся быдлом.
Рискну задать такой вопрос: какова, на Ваш взгляд, главная ошибка интеллигента?
Горд очень.
Сформировалась ли на сегодняшний день на Ваш взгляд церковная интеллигенция или она только складывается?
Она есть, думаю, она всегда была. Была даже в годы гонений. Была и в годы до гонений. Какое-то количество церковных интеллигентов всегда было, есть и будет. Другое дело, что церковная интеллигенция действительно стоит как-то особняком относительно основной интеллигентской массы.
Дело, наверно, в том, что гордых людей гораздо больше, нежели смиренных.
Р.S. Редакция "Фомы" будет очень рада отзывам на этот и другие материалы нашего "сериала "Интеллигенция"", а также на критику самого подобного формата интернет-публикаций, который пока является для нас новым.
|