Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_8771.html


17 марта 2004

Ольга Чапнина

Обзор СМИ. СПГ VERSUS КРЕДО

Мир российской журналистики, специализированной на религиозной тематике, невелик. Поэтому публичная борьба пресс-секретаря Союза православных граждан Кирилла Фролова с участниками "информационного заговора" против РПЦ стала заметной частью информационного процесса. Главным антагонистом К. Фролова уже долгое время остается обозреватель "Московских новостей" и редактор портала "Кредо" Александр Солдатов. Некогда оба фигуранта принадлежали общему религиозному течению, противопоставлявшему себя традиционному российскому православию, представленному Русской Православной Церковью МП. Затем их духовные ориентации претерпели изменения, которые нашли неизбежное отражение и в профессиональном творчестве обоих журналистов…
Несмотря на то, что большинство наблюдателей воспринимает пикировку журналистов лишь как курьёз, в целом полемика между СПГ и "Кредо" может представлять для экспертов более широкий интерес: изучение взаимной аргументации и контр-аргументации, и анализ стилистических приемов, используемых оппонентами.
Ниже приводятся выдержки из десяти наиболее ярких документов полемики.

Документ 1.
Из публикакции сайта "Единое Отечество": Петр Сергеев. "Маленький лгунишка. У "альтернативно-православных" - "альтернативный" Христос, т.е. антихрист. Методы антицерковной пропаганды". 16 марта 2004 г.
"Адепты агонизирующего "суздальского раскола" пытаются превратить древний Суздаль в настоящий "зоопарк", центр интернационала раскольников. Но, похоже, он считает своих читателей полными идиотами. Он пишет: "Решительно преодолевая глухое сопротивление руководства РПЦ, президент "пробил" официальный визит первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра в Россию..." Но ведь Священный Синод РПЦ ясно заявил на своем декабрьском заседании о том, что Священноначалие РПЦ приветствует визит митрополита Лавра.
Солдатов сильно преувеличивает и влияние Русанцова в Суздале, утверждая, что его православные жители принадлежат "РПАЦ". Как-бы не так! Новый мэр Суздаля был избран горожанами, имено как последовательный противник существования раскола на древней суздальской земле.
Все аргументы Солдатова строятся на использовании невежества большинства журналистов в церковных вопросах. Читая росказни Солдатова о приходах "РПАЦ" чуть ли не всему миру, надо иметь в виду, что речь идет о, не более чем, десятке малюсеньких кампаний, никого и ничего из себя не представляющих. Все это собрание беглых или проштрафившихся в Поместных Православных Церквях лиц, Солдатов выдает за "совесть мирового Православия", за последних в мире православных. Все Поместные Церкви, все те православные, что ходят в наши храмы, по мнению суздальской секты-это отступники. Конечно, любой нормальный человек, познакившись с подлинными взглядами "РПАЦ" справедливо найдет их утверждекния бредовыми. И поэтому Солдатов и Ко потчуют доверчивого читателя сказками о "раздробленности Русской Церкви", об "альтернативном Православии". Камуфллировать свои убеждения-это излюбленный прием сектантов. Секты любят прикрываться вывесками "благотворительных обществ", как, раскольный сайт "Кредо" выдает себя за "независимое издание". Использование Солдатовым "атернативного православия" применительно к "РПАЦ" саморазоблачительно - по сути, "альтернативное православие" означает сатанизм, "альтернативный Христос"-это антихрист.
Писучий адепт раскола пытается убедить читателя, что восстановление единства РПЦ и РПЦЗ ничего не даст, а Суздаль станет "мировым центром русского альтернативного православия". Но, бедный Суздаль! Если исполнится мечта Солдатова и этот город станет центром самых экзотических сект типа "Богородичного центра" или "церкви имени Александра Меня", которые причисляют себя к "альтернативному православию". Кроме того, это не может не накалить межрелигиозную ситуацию в регионе. Короче, с расколом пора кончать. Законным и правовым путем. Совершенно непонятно, на каком основании храмы города Суздаля передавались "РПАЦ", которая на церковно-каноническом языке является "самочинным сборщем", проще говоря-"шарашкиной конторой". А если завтра храмы начнут передаваться таким же экзотическим как "РПАЦ" "тусовкам" типа "Богородичного центра"?
Опасна не сама "РПАЦ", но ее использование в информационно-политической войне против русского Православия. Антироссийские силы, раскручивающие "суздальскую карту" боятся восстановления единства Русской Церкви. Да, если этого так бояться противники Церкви, значит воссоединение РПЦ и РПЦЗ даст России очень много-излечение одной из главных ран Церкви-это то, ради чего стоит бороться!
И, последнее. Пора нам, православным, честно признать. Одним из факторов продолжения существования "суздальского раскола" является наша инертность. Ну, действительно, у Владимирской епархии РПЦ нет даже сайта в интернете! Это же наш позор, что адепты т.н. "РПАЦ" продолжают дурить головы журналистам и чиновникам. Ведь дезавуировать их бредовые построения под силу ученику любой Воскресной школы. Где же наши профессора богословаия и церковные журналисты?

Документ 2.
Из переписки главного редактора портала "Кредо.ру" с редактором православной газеты "ВЕДИ", председателем Союза Православных граждан Казахстана Константином Бируля-Маянским:
А. Солдатов пишет в Казахстан
From: editor@portal-credo.ru [mailto:editor@portal-credo.ru]
Sent: Wednesday, February 11, 2004 12:45 AM
To: Константин Бируля-Маянский
Subject: Re: ОТВЕТ
Importance: High
Уважаемый Константин!
К сожалению, подтвердились худшие мои предположения, и я убедился в том, что Вы стали жертвой недобросовестной клеветы на наш Портал. Хорошо, я, конечно, выполню Ваше требование, но мне будет очень жаль, если Вы откажетесь честно разобраться в ситуации.
Во-первых, наш Портал никогда не вел и не ведет никакой "систематической политики по дискредитации РПЦ и поддержке раскольнических групп". Для нас, как светского издания, вообще не имеют значения канонические оценки статуса той или иной религиозной организации. Но поскольку РПЦ МП является безусловно крупнейшей и наиболее влиятельной религиозной организацией России (наверное, и Казахстана тоже), то именно ей уделяется первостепенное внимание на нашем Портале. Если Вы являетесь нашим читателем, то не можете не заметить, что более двух третей наших новостей посвящено РПЦ МП. Эти новости не заимствуются из каких-то злокозненных или "раскольнических" источников - как правило, они поступают к нам из Службы коммуникации ОВЦС МП, с сайтов "Православие.Ру", "Седмица.Ру" и из других источников РПЦ МП. Приведите, пожалуйста, примеры нашей "систематической политики" и "поддержки раскольнических групп" или признайте, что это Ваше утверждение является голословным и оскорбительным.
Странно, что на Вашем сайте Вы никак не оговариваете право других интернет-изданий ставить у себя Вашу кнопку - Вы просите это сделать всех, кто может. Печально, что наша бескорыстная помощь, являющаяся ответом на Вашу просьбу, встречает такую реакцию с Вашей стороны. Уберите тогда уж эту просьбу с Вашего сайта.
Согласитесь, что одна-единственная Ваша кнопка никак не может быть каким-то "благообразным прикрытием" "антицерковной пропаганды". Наоборот, наличие такой кнопки на нашем Портале говорит о том, что мы не намерены скрывать от наших читателей любые точки зрения, в том числе Вашу.
Упомянутый Вами "Клуб православных журналистов" является самочинной организацией, не представляющей православных журналистов, большинство из которых не входит в ее состав. Решение о присуждении "антипремий" этого "клуба" единолично принимает Кирилл Фролов, пресс-секретарь Союза православных граждан. Его отношение к нашему Порталу является результатом личной обиды на меня, повод для которой мне не совсем понятен. Возможно, мне слишком хорошо известны те страницы биографии Кирилла Фролова (связанные с его пребыванием и активной деятельностью в РПАЦ), наличие которых он сейчас отрицает. Примечательно, что в прошлом году "антипремия" называлась "тридцать сребренников", а хорошо известно, кто именно вручил прообраз этой "премии" примерно 2 тысячи лет назад. Если "Клуб православных журналистов" считает себя неким аналогом фарисейского синедриона, то отношение к его "премиям" едва ли может быть уважительным.
Вновь повторюсь, что никаких публикаций "против Церкви" наш Портал не предпринимал (характерно, что Вы не приводите ни одного примера), а напротив он активно сотрудничает со многими иерархами, клириками и мирянами РПЦ МП.
В заключение вновь выражаю надежду, что Вы, уважаемый Константин, найдете в себе мужество беспристрастно разобраться в деятельности нашего Портала, а не повторять механически те или иные идеологические клише, с помощью которых Вас пытаются ввести в заблуждение.
С уважением,
Александр Солдатов.

Г-НУ Солдатову
Уважаемый Александр!
Мы отказываемся сотрудничать с порталом "Кредо.Ру" по принципиальным мировоззренческим соображениям. Называя себя "объективным надконфессиональным порталом" "Кредо" ведет систематическую политику по дискредитации РПЦ и поддержке раскольнических групп.
Баннер на православную газету "Веди", с просьбой о размещении на вашем ресурсе был послан по ошибке, о чем вам неоднократно сообщалось и были принесены извинения за предоставленные неудобства. Просим вас в очередной раз убрать кнопку ВЕДИ с вашего портала.
Мы не желаем быть использованными в качестве благообразного прикрытия антицерковной пропаганды и для создания видимости объективности своей позиции. Напоминаем, что "Кредо" был дважды отмечен номинацией Клуба Православных Журналистов за худшие публикации против Церкви и цинизм.
Редактор православной газеты "ВЕДИ",
председатель Союза Православных граждан Казахстана
Константин Бируля-Маянский.
http://www.vedikz.narod.ru http://www.rod7.narod.ru
E-mail:vedikz@mail.ru
Уважаемый Константин!
Если помните, я просил Вас как-то обосновать свое требование. Я почти уверен, что оно основано на каких-то недоразумениях.
С уважением,
Александр Солдатов,
Портал-Credo.Ru.
--- Original Message ---
From: Константин Бируля-Маянский
To: editor@portal-credo.ru
Sent: Saturday, February 07, 2004 7:34 PM
ВТОРОЕ ПИСЬМО!!!
Здравствуйте, два дня назад, я отправил Вам очередное письмо! с просьбой,снять с вашего сайта кнопку и рекламу на православную газету ВЕДИ ! Но судивлением увидел, что всё осталось без изменений.
Настоятельно прошу Вас выполнить моё требования и снять с ПОРТАЛА credo.ru кнопку и рекламу на православную газету ВЕДИ ! http://www.vedikz.narod.ru/
Председатель Союза Православных граждан Казахстана , редактор православной газеты ВЕДИ К. Д. Бируля-Маянский.

Документ 3.
Из публикакции сайта "Единое Отечество":"Раскола в СПГ нет и враги Церкви его не дождутся: "Кредо. ру"- лживое и некомпетентное издание, проводящее политику диффамации Русской Православной Церкви. Пресс-служба Союза Православных Граждан разъясняет..." 18 февраля 2004 г.
Неофициальный рупор "суздальского раскола" "Кредо.ру", пытающийся создавать видимость антицерковных конфликтов, теперь пытается создать видимость "раскола" Союза Православных Граждан. Данной теме посвящен целый "сюжет" этого одиозного издания. "Кредо" назвало Сопредседателя СПГ Сергея Глазьева простым членом Союза, так сказать, "разжаловало" его.
Союз Православных Граждан является надпартийной общественной организацией, задачей которой является православное просвещение в сфере политики. В этом ценность и достоинство Союза. Впрочем, в СПГ всегда сохранялось определенное разномыслие по принципу - "В главном - единство, во второстепенном свобода, во всем любовь". Сколько за эти годы мы уже пережили внутрипартийных и внутрифракционных конфликтов, но никакого раскола в СПГ не было. Не дождутся. Мы повторяем, что поддерживаем Сергея Глазьева, именно потому что этот политик обещал отстаивать принципиальные требования СПГ: полноценное социальное партнерство государство и Русской Православной Церкви, в том числе недопущение заигрывания с антицерковными раскольническими группками, введение "Основ Православной культуры" в федеральный компонент образования" и т.д. В настоящее время СПГ готовит встречи С. Глазьева с православной общественностью Красноярска.
Одновременно, никто не собирается исключать из СПГ оппонентов Сергея Глазьева.
Наша задача-консолидация всех, кто стоит на позициях духовного и национально-государственного возрождения России. Мы заявляем, что все попытки противников Православия, будь-то неоязычники или раскольники, возглавляющие антицерковные СМИ, воспользоваться теми или иными противоречиями в среде политиков, связанных с СПГ, будут пресекаться в зародыше.
Обращаем также внимание на т.н. "альтернативное православие", пропагандируемое "Кредо" в качестве противовеса Русской Православной Церкви. Суть термина "альтернативное православие"-сатанизм, "альтернативный Христос" - это антихрист. Таким образом, "Кредо" саморазоблачилось

Документ 4.
Из публикакции портала "Кредо.ру": Василий Волин. "Как клерикализовать Россию? Сторонники Глазьева, находясь на грани раскола, пытаются навязать России клерикальную цензуру". 27 февраля 2004 Г.
Недавний раздрай в думской фракции "Родина" отразился и на единстве Союза православных граждан (СПГ). Группка депутатов-"родинцев", членствующих в СПГ, без шумных заявлений раскололась на две неравные части.
Депутаты Александр Чуев, Константин Затулин, Наталия Нарочницкая, Валерий Гальченко и Николай Леонов предпочли поддержать на президентских выборах кандидатуру сопредседателя СПГ Сергея Глазьева (Владимира Путина они не любят за "небрежение интересами православия"). А господам Юрию Савельеву и Александру Фоменко больше по вкусу пришёлся действующий президент, поддерживаемый соперником Глазьева Дмитрием Рогозиным – тоже, кстати, членом СПГ.
Однако, по уверениям "православных граждан", "мелкая" междуусобица ни в коем случае не повлияет на очередную попытку сторонников Глазьева принять в Думе закон "О социальном партнёрстве государства и религиозных организаций". Закон написан, естественно, в интересах РПЦ МП, с благословения которой и активизировались глазьевцы.
Согласно указанному законопроекту, ныне находящемуся в стадии доработки, с его принятием государство будет обязано "передоверить" РПЦ МП ряд важных функций. Так духовенство МП возьмется за выправление неблагополучной демографической ситуации, борьбу с наркоманией и нравственное воспитание подрастающего поколения. Отдельной строкой в законе пропишут полномочия РПЦ МП во внешнеполитической деятельности, направленной на "консолидацию православных христиан во всём мире вокруг современного центра православия". Кроме того, депутаты "Родины" собираются внести в Налоговый и Земельный кодексы РФ поправки, гарантирующие РПЦ МП значительные финансово-имущественные преференции.
Помимо беспрепятственного допуска клириков РПЦ МП в образовательные учреждения, обязательным условием реализации закона о партнёрстве является безвозмездное предоставление отечественными телеканалами эфирного времени для церковной пропаганды. Причём роли пропагандистов распределяются уже сейчас. Так, в качестве "ответственного" за повышение рождаемости члены СПГ желают видеть протоиерея Димитрия Смирнова – известного ревнителя православных семейных ценностей.
Борьба за возрождение нравственных начал, дело, безусловно, полезное. Но притязания СПГ и РПЦ МП отнюдь не ограничиваются душеспасительными увещеваниями заблудших душ. По сути, разработчики закона бросают вызов сложившемуся в России конституционному порядку, отделяющему Церковь от государства, упорно толкая страну в объятия клерикальной православной цензуры.
"Православные граждане" резонно считают, что акт о партнёрстве государства и Церкви обречён на провал при отсутствии механизма, обеспечивающего подавление инакомыслия. Посему конкурентов РПЦ МП планируется превратить в "нерукопожатных" изгоев, окружив их "атмосферой санации". Например, это касается мирян и клириков Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). По словам пресс-секретаря СПГ Кирилла Фролова, никаких "особо драконовских репрессий" против "суздальских раскольников" применять не требуется. Раб Божий Кирилл считает, что нужно "просто" лишить РПАЦ храмов и информационной поддержки – и проблема решится сама собой.
Вполне понятна позиция не всегда адекватного Фролова, бывшего прихожанина РПАЦ: ренегаты, для подтверждения своей лояльности, вынуждены нападать на своих бывших единоверцев с утроенной энергией. Но ведь так думают и прочие адепты СПГ. Публично же озвучивает болезненные изыски "православных союзников" не кто иной, как С. Глазьев – крупный специалист по экономике и некоторым плотским утехам, о которых наслышаны, пожалуй, все, исключая разве что глазьевского духовника о. Владислава Свешникова.
Хозяевам СПГ полезно крепко задуматься: стоит ли вкладывать деньги в бесперспективную организацию, охваченную явными, хотя пока и малозаметными, признаками разложения.

Документ 5.
Из публикакции сайта "Единое Отечество": Иван Федоров. "Кредо.Ру - отмороженные, циничные мерзавцы". 13 февраля 2004 г.
Этот интернет-листок "суздальского раскола" перешел все грани. Для того, чтобы "мочить" Русскую Православную Церковь, "кредины" не стесняются играть на народной трагедии, на страшном взрыве в московском метро. Ни слова не говоря в своем редакционном комментарии, насквозь лживом и омерзительном, о московских священниках - о. Аркадии Шатове, клириках ОВЦС, которые прибыли к месту трагедии, делавших все, чтобы помочь людям, "Кредо", за гранью цинизма, приводится письмо Солженицына 1972 года (!), написанное тогда, когда Русская Церковь была безгласной!. А что стоят "кредовские" выраженьица:
- "Но, как водится, и тут нравственные суждения и оценки берутся делать политики, общественные деятели и деятели культуры на фоне бессловесия "духовных авторитетов". Руководство РПЦ МП почему-то упорно уклоняется от возможности стать "совестью нации"...". Это- в рассказе о взрыве в метро! Ну а рядом, очевидная попытка натравить нового главу старообрядцев Андриана (Четвергова) на Московский Патриархат, который "совместно с ФСБ" пытался добиться избрания лояльного РПЦ и России нового главы староверов. Видимо, скомпрометированный Русанцов более не нужен профессиональным провокаторам из "Кредо". Что же касается упомянутого силового ведомства, то деятельность портала "Кредо.ру", направленая на разжигание межконфессиональных конфликтов, систематическая травля крупнейшей конфессии страны-Русской Православной Церкви, есть ничто иное, как попытка дестабилизировать религиозную ситуацию в России, особенно перед президентскими выборами. Так что правоохранительным органам есть о чем задуматься.

Документ 6.
Из публикакции сайта "Единое Отечество": "Кредо "Кредо" - некомпетентность и бессильные нападки. Деятели "РПАЦ" считают своих читателей идиотами." 2 марта 2004 г.
Началось! Нет, продолжилось в том же духе. "Кредо" разразилось записочкой о происках разложившегося Союза Православных Граждан , пытающегося навязать обществу клерикальную цензуру. Записочка стоит внимания хотя- бы потому, что полна, мягко скажем, неадекватной информации. Оказывается, "депутаты Александр Чуев, Константин Затулин, Наталия Нарочницкая, Валерий Гальченко и Николай Леонов предпочли поддержать на президентских выборах кандидатуру сопредседателя СПГ Сергея Глазьева". Константин Затулин и Валерий Гальченко, являются членами ЦС СПГ, коллегами С. Глазьева по Госдуме, но на президентских выборах поддерживают Владимира Путина, ибо являются членами фракции "Единая Россия". Перепутало "Кредо" сторонника Дмитрия Рогозина Андрея Савельева (также члена СПГ) со сторонником Сергея Глазьева Юрием Савельевым. Бывает - в этом издании сидят совершено некомпетентные люди. И писали мы об этом много раз.
Но что я узнал о себе любимом! Оказывается, я тщательно скрываю свое раскольное РПАЦевское прошлое. Если бы оно было, то я бы и не скрывал его. Сектанты в Церковь возвращаются, коммунисты каются- А вот что было на самом деле. Всякий нормальный православный христианин является ревнителем воссоединения Патриаршей и Зарубежной частей Русской Церкви. В МП я крестился и причащаюсь, из Джорданвилля с отрочества получал книги митр. Антнония (Храповицкого), архиеп. Аверкия, о. Серафима Роуза, иконки с Новомучениками Российскими. Это разделение - личная боль. Конечно, было интересно и необходимо общаться с "зарубежниками", в том числе и с российскими. Так я познакомился с группкой, которая потом откололась от Православия и назвала себя "Российской автономной церковью", адепты которой возглавляют "Кредо". Это был цирк! Сколько я в период недолго общения с этой публикой услышал тяжелого бреда о томи, что "Московская Патриархия -это вавилонская блудница" и "церковь сатаны", перемежавшегося с похвальбой о том, что деньги "на Суздаль" дает протоиерей Владимир Шишков из штата Флорида, который (герой!) еще в 1945 году работал на военную разведку США (сейчас Шишков то ли в "виталибане", то ли в "РПАЦ"). Просто "белое братство" какое-то! К счастью, "зарубежники" быстро просекли, с кем связались.
Цепочка неадекватных действий врунишек с антицерковного интернет- листка симптоматична. Брат Константин Маянский из Казахстана, представитель СПГ в этой республике, любезно предоставил свою переписку с неистовым борцом с Русской Церковью Солдатовым. История этой переписки такова. На сайте "Преображение" "Кредо" указано как издание "Отдела религиозного образования и катехизации МП в Санкт-Петербурге".То ли это ошибка "Преображения", то ли ОРОКе засел "кредолюб", то ли раскольники обманули владельцев "Преображения", я не знаю. Короче, Константин Маянский, доверившись "Преображению", отправил на кредовский адрес просьбу поставить баннер сайта СПГ в Казахстане "Веди". Но посмотрев "Кредо", наш брат ужаснулся и потребовал снять баннер. В ответ Солдатов попытался объяснить все Константину, не желающему иметь с раскольниками ничего общего, моими происками. Оказывается, я манипулирую Клубом Православных Журналистов (любопытно звучит обвинение КПЖ" адептом смехотворной, возглавляемой гомосексуалистом, раскольнической группки Солдатовым в "самочинии"), в том числе главными редакторами "Православной Беседы" и "Радонежа", почтенным священником и блестящим журналистом Владимиром Вигилянским, мэтром Василием Анисимовым, и от их имени вручаю "антипремии" антицерковным СМИ.
Показательно, с каким презрением относиться Солдатов к респонденту, держит его за недоумка, цинично рассказывая, как много место "Кредо" уделяет Московскому Патриархату. Да уж, много. Столько много гадостей в адрес Матери-Церкви мало кто решается публиковать. Если верить "Кредо", МП коварно мечтает захватить собственность Зарубежной Русской Церкви, государство должно шантажировать Церковь по схеме "налоговые льготы в обмен на голову митр. Кирилла", смердяковский сайт пугает архимандритом Тихоном-врагом школьников и даже страшную трагедию, взрыв в московском метро, использует для антицерковной пропаганды по принципу "казалось бы, причем здесь РПЦ?"
Сама по себе "РПАЦ" не интересна и не является проблемой. Проблема в том, почему суздальские храмы до сих пор принадлежат этой организации, не признанной ни одной Поместной Церковью мира? На таком же основании православные храмы надо передавать "богородичному центру", любой группке, которая провозгласит себя "Православной Церковью"? Вопрос и в том, почему эту кампанию поддерживает вхожий за зубчатую стенку Г. Павловский? Кампания "Кредо" против восстановления единства Русской Церкви, против великого и святого дела сближения ее Патриаршей и Зарубежной частей, это не только борьба против Русской Церкви. Эта борьба вредит коренным национальным интересам России, ибо в восстановлении единства русского Православия залог возрождения России. Восстановление единства Патриаршей Зарубежной частей Русской Церкви поддерживает Президент России Владимир Путин. Если государственная власть пользуется услугами Павловского, то она вправе напомнить ему, что поддержка церковного раскола несовместима с деятельностью по укреплению Российского государства.

Документ 7.
Из публикакции сайта "Единое Отечество": Петр Сергеев. "Как не откроешь публикацию Солдатова - опять вранье ". 3 марта 2004 г.
Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно почитать публикации этого деятеля против воссоединения РПЦ и РПЦЗ, против митр. Кирилла и архим. Тихона. Но его последний опус в "Московских Новостях" задевает религиозные чувства нормального православного человека. В центре нападок - Святейший Патриарх Алексий Второй, который описывается Солдатовым как покровитель коррупции и гомосексуализма и противопоставляется Иоанну-Павлу Второму, "светлый образ" которого выписывает адепт "РПАЦ". Показательно, что дифирамбы Папе Римскому поет "борец с экуменизмом" Солдатов. Ему - против Русской Церкви все средства хороши. Солдатов утверждает, что никаких кровавых захватов храмов в Галиции не было, что православные храмы там "захватывались самими священниками и прихожанами", вернувшими в унию. А вот как было на самом деле. Ниже приводится документ, ясно свидетельствующий о методах униатов. Самборская история о захвате православного храма 900 омоновцами со слезоточивым газом и жестокими избиениями православных - не единичная. Так было повсеместно при разгроме трех православных епархий на Западной Украине.
Показательной является скоординированность "залпов" "Московских Новостей" и "НГ-Религий" в поддержку униатов. "НГР" опубликовали интервью с кардиналом Гузаром, который и не собирается каяться в кровавых захватах храмов и настаивает на создании униатского патриархата в Киеве. Скоре всего, Ватикан не создает "патриархат" только по причине неопределенности внутриполитической ситуации на Украине. Если к власти придет Ющенко, "патриархат" будет создан. Об этом уже сказано немало.
Удивляет другое. Дискредитацией Русской Православной Церкви, мерзкими нападками на ее Предстоятеля занимается кучка борзописцев. Почему наше церковное сообщество молчаливо взирает на это? Почему молчат почти все православные издания? У нас есть достаточно законных и правовых методов дать по рукам лжецам и негодяям, посягнувшим на Мать-Церковь. Почему мусульмане, иудеи, католики защищают свою веру и своих духовных лидеров, а православные нет? И это - одна из главных проблем нашей церковной жизни. Православное большинство граждан России позволяет кучке информационных хулиганов, врунов, поливать грязью Церковь, нашего Патриарха, наши святыни.

Документ 8.
Из публикакции сайта "Единое Отечество": "Открытое письмо Евгению Киселеву - это первый шаг в кампании СПГ по защите Православия в информационной сфере". 9 марта 2004 г.

Главному редактору газеты "Московские Новости" Киселеву Е.А.

Уважаемый Евгений Алексеевич!
Обратиться к Вам вынуждают нас недопустимые и нетерпимые для верующих людей России обстоятельства, а именно непрекращающиеся оскорбления наших религиозных чувств, ложь и клевета в адрес Русской Православной Церкви и ее Предстоятеля - Патриарха Алексия. К сожалению, именно руководимая Вами газета "Московские Новости" ассоциируется с ней в первую очередь. Многие годы "МН" служили доступной площадкой для антиклерикальных, то есть, говоря русским языком, направленных против существующей в нашем обществе Церкви, публикаций. Именно "МН" стали тем изданием, которое позволило себе развязать, в связи с болезнью Патриарха, "открытую дискуссию" о скорой смене Предстоятеля Русской Церкви и связанным с этим "внутрицерковных интригах". У нас есть основания полагать, что предвзятая направленность публикаций в отношении Церкви - не позиция редакции "МН", но следствие того, что освещение религиозной тематики в "МН" доверено представителям политизированных псевдорелигиозных структур, по определению заинтересованных в пропаганде своих частных мнений, никоим образом не сопряженных с реальной информационной картиной.
В первую очередь речь идет о склонностях одного из обозревателей "МН", трудами которого издание, собственно говоря, и воспринимается верующим большинством России как сугубо антицерковное. Александр Солдатов, главный "специалист по религии" в "МН" - активист небольшой группы, именующей себя Российской Православной Автономной Церковью, которая возглавляется лишенным сана и в РПЦ, и в Зарубежной Русской Церкви бывшим архимандритом Валентином Русанцовым, осужденным российским судом за развращение детей. Это маргинальная группировка, никем не признанная, никого не признающая, противопоставляющая себя, естественным образом, всем существующим христианским Церквям. Ее точка зрения, не будем спорить, оригинальна, но выдавать ее за объективное видение религиозной жизни России - мягко говоря, странно, и мы убеждены, что подобный сомнительный подход никоим образом не входит в намерения редакции "МН".
Журналист Солдатов, было дело, заявлял, что деятельность в "РПАЦ" - это его "духовное хобби", а на своем рабочем месте он самый что ни на есть честный, объективный и "внеконфессиональный" журналист. Насколько эти уверения правдивы, убедиться может каждый, кто сравнит содержимое редактируемого Солдатовым принадлежащего "РПАЦ" сайта "Вертоград", редактируемого тем же Солдатовым "надконфессионального портала Кредо. ру" и публикаций в "МН". Основной метод, которым пользуются сторонники политического влияния на Церковь (об их связи с ФЭПом, об использовании "РПАЦ" как политтехнологического инструмента говорилось достаточно много) - формирование именно такой информационной картины, именно таких общественных убеждений, которые способствуют формированию общественной неприязни к Русской Православной Церкви.
Те средства, которые применяются Солдатовым на протяжении последних лет, не могут быть признаны нами терпимыми и допустимыми в современной российской журналистике. Каждая его публикация содержит намеренное искажение истины, ангажированные интерпретации, личный интерес. В одной из последних своих публикаций в "МН" он настойчиво убеждает читателей, что римский папа во многом превосходит Предстоятеля нашей Церкви. Это его право, но недопустима с нашей точки зрения прямая ложь. В частности, говоря о проблемах православно-католических отношений, он не стесняется утверждать, что большинство захватов православных храмов в Галиции происходили бесконфликтно (это после всех унсовских беспределов, после фашистской противоцерковной пропаганды, после самборского штурма со слезоточивым газом, бронетранспортерами и вооруженными арматурой "активистами"). Пропаганда Солдатова некорректна вплоть до подсудности: вот он, отрабатывая РПАЦовский заказ, делает вид, что не знает, что магаданский епископ Гурий давно опроверг в суде выдвинутые против него обвинения; однако, публикуя в газете эту клевету, в ответчиках может оказаться и редакция "МН". К одному из авторов данного обращения, пресс-секретарю Союза православных граждан Кириллу Фролову, неоднократно выступавшему в печати против политической деятельности "РПАЦ", стали в последнее время навязываться подозрительные личности с настойчивыми предложениями расправиться физически с Солдатовым и прочими активистами РПАЦ. Фролов их предложения, мягко говоря, отверг, и через некоторое время на солдатовском же сайте "Кредо" появились клеветнические материалы о Союзе православных граждан, содержащие куски из разговоров этих персонажей с Фроловым, поданные в стилистике солдатовских опусов.
До сих пор "Московские Новости" воспринимались прежде всего как издание, выражающее точку зрение той части общества, которая придерживается демократических и либеральных воззрений. Нет сомнений, что читатели этой газеты в последнюю очередь хотели бы стать объектом "политтехнологических" манипуляций. Статьи "на заказ" уместны и привычны в "Московском комсомольце", в "Версиях", в какой-нибудь газете "Не может быть". В изданиях другого уровня их чаще всего обводят специальной рамочкой и сверху пишут: "на правах рекламы". Никто не сомневается в правах "МН" предоставлять под рекламу свои площади. Но точно также никто не сомневается и в правах читающих "МН" граждан России на получение полноценной, беспристрастной и объективной информации по религиозным вопросам, и в первую очередь - информации о Русской Православной Церкви, к которой причисляет себя большинство из них. И вряд ли большинство мыслящих людей способно отнестись спокойно к тому, что информация о вере, вопросы которой для них более чем актуальны, подается в обработке мелкой и агрессивной группы деятелей, не мыслящих веру вне "противодействия поповскому засилию РПЦ". Нет смысла закрывать глаза на то, что деятели из "РПАЦ" всеми силами стараются сделать свое "альтернативное православие" элитарной "религией для избранных", представить свою "точку зрения" на религию как обоснованную и приемлемую позицию российской политической элиты. Мы знаем, что это не так; мы знаем, что диффамация в отношении Церкви, подчинение ее неизвестно кому, но известно зачем, непонятные игры с непонятными и невменяемыми группами авантюристов не нужны ни государству и его представителям, ни, тем более, России.
Мы обращаемся к Вам, к редакторам других изданий, представляющих позицию мыслящей части общества: сегодня и от вас зависит, насколько приемлемым будет считаться применение "политических технологий", "черного пиара", и прочих постсоветских прелестей в гнуснейшем их варианте - для воздействия на веру, на Церковь, на то, что свято для людей. Мы ждем от вас объективности. Мы ждем, что правда о Церкви, хорошая или плохая, будет правдой, что ее не придумывают заранее. Мы не требуем от Вас какого-то особого отношения к Церкви; объективное отношение к чему бы то ни было - долг журналиста и редактора. Мы ждем от Вас профессиональной ответственности к публикуемым материалам, исключения возможностей влияния на информационную политику издания со стороны тех, кто использует возглавляемое Вами издание в сомнительных частных интересах. Существует мнение, что вера, Церковь и свобода несовместимы; это не так. Несовместимы - честная журналистика и политическая ангажированность.

Священник Владимир Вигилянский, Председатель Клуба православных журналистов

Кирилл Фролов, пресс-секретарь Союза Православных Граждан

Документ 9.
Из публикакции сайта "Единое Отечество": "Будет ли Союз Православных граждан громить "солдатовский" портал "Кредо.ру"?". 12 марта 2004 г.
В последнее время Союз Православных граждан стал объектом спланированной кампании информационного давления и дискредитации. Это - вполне закономерное следствие состоявшегося выхода Союза в большую политику, с присутствием СПГ как серьезного политического фактора. Противников нет у того, кто ничего не делает; Союз Православных Граждан представлен в Государственной думе десятком депутатов, и имеет возможность оказывать реальное влияние на законодательные процессы...
...Антиклерикальные деятели, которым Союз Православных граждан не дает спокойно жить, также не сидят сложа руки. Однако, до сих пор мы считали их людьми циничными, враждебными к Церкви, но хотя бы предсказуемыми. Последние же события наводят на мысль о том, что в антиклерикальных кругах что-то в явном непорядке, и некоторые известные там персонажи решили перейти от информационной войны и антицерковной пропаганды к прямой уголовщине с политическим подтекстом. К пресс- секретарю Союза Православных граждан Кириллу Фролову явился, под предлогом интервью, некий Александр Кожухов, первоначально представившийся корреспондентом журнала "Кто есть кто в российской власти". После этого Кожухов заявляет, что он состоит в так называемой организации "Наше дело", и предлагает Фролову устроить расправу над известным антицерковным журналистом Солдатовым, организовать на него нападение, разбить его машину, разгромить редакцию его сайта, и т. п. Фролов объяснил этому странному человеку, что такими делами Союз Православных граждан не занимается, и посоветовал сосредоточиться на мерах информационного противодействия антицерковной пропаганде, то есть, проще говоря, писать правду о деятельности возглавляемого Солдатовым и существующего не без поддержки Фонда Эффективной Политики портала "Кредо. ру". Господин Кожухов, однако, настаивал на том, что Солдатова необходимо покарать, при непременном участии СПГ, и вообще вел себя странно, так что никто не удивился, когда через несколько дней на сайте "Кредо" появилась статья, где про СПГ сообщались всякие небылицы (например - что член СПГ, депутат Государственной Думы от "Единой России" К. Ф. Затулин поддерживает на выборах Глазьева) и приводились куски из разговора Кирилла Фролова с тем самым Кожуховым. Активисты Союза, обсудив ситуацию, сошлись во мнении, что автор этой неудачной провокации вероятно понимает, что сделал глупость, и на некоторое время успокоится. Не тут-то было! Через некоторое время приходит некто Кулагин, и говорит, что он - корреспондент "Правды. ру", и хочет взять интервью. Поскольку опыт общения со всякими загадочными личностями уже есть, его при свидетелях спрашивают прямо: не провокатор ли он, подобный тому, что побывал у нас недавно? Нет, помилуйте, никакой он не провокатор. И начинает задавать те же самые вопросы: не желаете ли громить "Кредо"? Узнаем на "Правде. ру": был такой Кулагин, но давно уже не работает. И тут же - еще одна публикация на "Кредо", которую мы, в силу ее выразительности, приводим целиком:
"Офис "Портала-Credo.Ru" может подвергнуться нападению фундаменталистов
Из источников, близких к руководству одной из российских церковно-общественных организаций, в редакцию "Портала-Credo.Ru" поступило предупреждение о готовящемся нападении на офис Портала, целью которого является "создание технической невозможности" работы нашего издания. Один из лидеров этой организации, считающий, что Портал "клевещет на Святейшего Патриарха" и "занимается диффамацией Русской Православной Церкви", сформировал группу молодых людей, готовых, при минимальных "гарантиях безопасности", предпринять налет на офис Портала и вывести из строя оргтехнику. В настоящее время инициатор акции занимается поиском средств, необходимых для ее организации. Он предполагает обратиться за помощью к представителям бизнеса, известным своей поддержкой фундаменталистских кругов РПЦ МП. Со стороны организаторов акции в адрес нашего Портала неоднократно звучали безосновательные обвинения, а в экстремистской прессе за подписью пресс-секретаря данной церковно-общественной организации размещались призывы к ликвидации нашего издания. Редакция Портала выражает надежду, что публикация этих сведений поможет предотвратить готовящееся преступление".
Может сложиться впечатление, что в руководстве одного из антицерковных сайтов произошла утечка мозгов. Впрочем, вполне возможно, что господину Солдатову не дают покоя лавры Тер-Оганяна и Самодурова. Похожая история уже была недавно в Санкт-Петербурге: выставку "интерактивных икон" разгромили какие-то "люди в черном", не имеющие отношения к существующей православной общественности, что вызвало немалую радость "художников" и разного рода противников Церкви. Вполне возможно, что в ближайшем будущем редакция "Кредо" сообщит, что к ним ворвались православные фашисты в черных масках и стали поливать Солдатова и его оргтехнику краской из баллончиков. На всякий случай пресс-служба Союза Православных граждан официально заявляет, что Союз не собирается устраивать никаких погромов ни в каких редакциях, и считает все разговоры об этом провокацией, направленной против общественной деятельности верующих. По нашим сведениям, деятельность, направленная против СПГ, не ограничится в ближайшее время идиотской выходкой с вымышленным погромом: на руководство и активистов СПГ тщательно собирается (сочиняется) компромат, готовятся заказные статьи в прессе, в том числе - в "Московских новостях", где Солдатов фигурирует в качестве "объективного журналиста, специализирующегося на религиозной тематике". Общеизвестно, что "Кредо", формально являясь независимой структурой, представляет интересы псевдораскольнической группы "РПАЦ", раскрученной Фондом эффективной политики в качестве инструмента влияния на религиозную жизнь страны. Деятельность активистов РПАЦ, в число которых входит и Солдатов, направлена в первую очередь на создание информационной картины, отвечающей задачам ФЭПа, на снижение авторитета и влияния в обществе Русской Православной Церкви. Несмотря на произошедшие в жизни страны перемены, линия ФЭПа на снижение влияния Церкви и подчинение ее бюрократии остается неизменной; в качестве идеолога и заказчика подобной деятельности чаще всего называют Владислава Суркова. РПАЦ играет существенную роль в планах политтехнологов по снижению роли существующей Церкви в обществе. Когда малочисленная группа раскольников, на основе которой создавалась РПАЦ в ее нынешнем виде, привлекалась к сотрудничеству с Павловским, глава РПАЦ бывший православный священник Русанцов попал под суд по обвинению в растлении детей; тем самым, группа оказалась в крайне уязвимом положении и крайне нуждалась в поддержке извне. Сегодня, когда происходит процесс консолидации и усиления русского Православия политтехнологам РПАЦ необходима как "альтернативная церковь", и ее светлый образ должен быть очищен от педофильского скандала с Русанцовым; на днях суд отменил обвинительный приговор по его делу. РПАЦ в полной мере используется для срыва процесса воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви. Возможно, активизация ее деятельности связана с ожидаемым в мае визитом Предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Лавра в Москву. Нам неоднократно приходилось слышать утверждения о том, что антицерковные круги в АП, связанные с уходящей политической эпохой (в частности, назывался Вл. Сурков) сознательно работают против воссоединения РПЦ и РПЦЗ, процесс которого был активизирован при непосредственном участии действующего Президента. Сторонникам идеи "слабой Церкви", бюрократического контроля над Церковью, невыгодного на самом деле ни дальновидной власти (для которой сильная Церковь- надежный партнер и опора), ни обществу, ни религиозным организациям, способного лишь спровоцировать негативное отношение верующих к власти и церковно-государственный конфликт, представляется крайне важным настроить власть и общество против Церкви, против Патриарха и наиболее активных православных лидеров - вспомним те же грязные статьи Солдатова о святейшем Патриархе, о митр. Кирилле, об архим. Тихоне. Теперь настала очередь СПГ. Мы должны ясно понимать, что наша деятельность по защите прав религиозного большинства страны не останется без противодействия постольку, поскольку она будет эффективной и значимой для общества. Именно сейчас, после кризиса политического либерализма, создается новая модель управления страной. Именно сейчас решается, будут ли в новой России верующие иметь реальное право голоса, сможет ли Церковь выполнять свой долг в отношении общества, сможем ли мы жить по вере. Именно сейчас решается вопрос о реальном месте православных общественных организаций: сумеем ли мы устоять и утвердить себя как одну из легитимных политических сил, или же нас спихнут в маргинальное болото, где нам разрешат в свое удовольствие обсуждать проблемы всемирного заговора и причисления Распутина к лику святых. Это недопустимо. Церковь - общественный институт, пользующийся наибольшим доверием граждан, и исключить ее из общественной жизни - значит пренебречь их реальными интересами и правами. Церковь не участвует в политической борьбе; поэтому политическая защита ее интересов возложена, в соответствии с соборно принятой Социальной концепцией РПЦ на общественные организации верующих, крупнейшей из которых является Союз Православных Граждан. Сегодняшнее положение Церкви удовлетворительным признать нельзя: приняты Земельный и Налоговый кодексы, существенно затрагивающие права и интересы верующих; существует реальная угроза принятия Закона о государственной защите семьи в варианте, предполагающем пропаганду абортов и стерилизации за государственный счет; в составе правительства остается Греф, усилиями которого в Налоговом кодексе остались дискриминационные по отношению к Церкви положения, и неизвестно, сохранит ли свой пост убежденный сторонник преподавания "Основ православной культуры" Л.Гребнев. Ни одно из ведущихся судами и прокуратурой дел по фактам разжигания ненависти в отношении верующих не доведено до конца, и ясной перспективы у них нет. По всем этим вопросам, да и не только по ним, нам предстоит серьезная борьба, с участием наших депутатов, в Думе, в СМИ. Существуют люди, которые искренне полагают вопросы церковно-государственных отношений своей безраздельной вотчиной, и искренне возмущаются, когда православные заявляют о своем праве на прямой диалог с властью и самостоятельное политическое действие. Между тем, именно оттеснение верующих от реальных правовых механизмов и провоцирует экстремизм, провоцирует желание защищать свои убеждения агрессией, не надеясь на защиту государства. Лучшим средством для профилактики религиозного экстремизма является предоставление традиционным конфессиям возможностей по доведению до общества своей точки зрения, исключающей любые проявления насилия и ненависти. Вспомним, что примененные на пресловутой выставке методы православных активистов, чувства которых, безусловно, нам близки, были осуждены митрополитом Кириллом как "неприемлемые для верующих людей". Именно гарантия соблюдения закона, в том числе - и в религиозной сфере, должна исключить возможности возникновения околорелигиозных конфликтов: вера, безусловно, важна для общества, и ее защита от внешних посягательств, соблюдение действующих законов - вопрос общественной стабильности и прямая задача государства. Наше действие, безусловно, должно быть правовым, к этому мы призываем и других. Мы надеемся, что и действия Солдатова в отношении Церкви получат рано или поздно должную правовую оценку. Если же сегодня он решит разгромить свою контору, мы будем только рады. Но Союз Православных граждан отношения к этому не имеет.

Документ 10.
Из публикакции портала "Кредо.ру": "Газета "Московские новости", А. Солдатов "Скитания по православию". 12 марта 2004 г.
Предлагается идейная платформа новой левой оппозиции. Автор - бывший хиппи, бывший противник РПЦ и нынешний адепт православной государственности
Двенадцать активистов Союза православных граждан (СПГ) - наиболее заметной и шумной церковно-политической организации России - стали в декабре депутатами Госдумы. Симпатии к "Родине" в Русской православной церкви (РПЦ) еще недавно были всеобщими. Накануне парламентских выборов и иерархи, и рядовые бабушки связали с ней свои лучшие надежды. Но "Родина" разочаровала уверовавших в нее. Дмитрий Рогозин повел себя как политический прагматик, провозгласив безоговорочную верность Путину как единственному "лидеру нации". Сергей Глазьев потихоньку впал в державный романтизм, заявив о своем стремлении возродить в капитализирующейся России "традиционные духовно-национальные ценности, основанные на вековом православии". Тут, правда, возникла загвоздка - Глазьев сам слабо посвящен в ценности православия. Он имеет экономическое, а не богословское образование, к тому же, как говорят люди из его окружения, его образ жизни весьма далек от "духовно-национального" идеала. Поэтому формирование "православного компонента" своей программы Глазьев полностью доверил "экспертам" из СПГ, среди которых особенно выделяется главный пиарщик и пресс-секретарь этого Союза Кирилл Фролов.
СТАРТ
Юный и энергичный Кирилл Фролов пришел в СПГ на рубеже веков - как раз тогда, когда со сменой власти и политического курса в России перед православными гражданами открылись новые политические перспективы.
У него очень запоминающаяся внешность: яркий южный тип лица, пронзительный взгляд, порывистые движения, характерный говорок с напором. Если и есть в нем какая-то детская несолидность, угловатость, то она с лихвой компенсируется страстью трибуна, азартом политического игрока - свойствами, совершенно нетипичными для православной тусовки. Кроме того, Фролов обладает талантом переводить чаяния и устремления православной массы, обычно выражаемые невразумительными церковными терминами, на язык светской политики.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Кирилл Фролов не имеет законченного образования и определенных занятий. Попытка получить высшее церковное образование в Российском православном университете оказалась для него неудачной.
Одно время он пользовался репутацией "церковного тусовщика". Именно тогда, в середине 90-х, за ним закрепилась странная кличка Казя-Базя, намекающая то ли на его необычную внешность, то ли на образ жизни. Многие привычки Фролова, кажущиеся странными его православным соратникам, восходят к самому раннему периоду его биографии: еще в школе он проникся идеями неохипповского движения. В Церковь юный хиппи Фролов пришел через ВООПИК (Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры), чьи добровольцы реставрировали православные храмы.
МЕТАНИЯ
Страстная натура Фролова предопределила его увлечение радикальными идеями. Следуя тогдашней моде, он стал гневным обличителем официального руководства Московской патриархии и примкнул к "альтернативной" Российской Православной Свободной (ныне - Автономной) Церкви, где его духовником стал протоиерей Михаил Макеев, который называл РПЦ "тоталитарной сектой". Наделенный определенными лидерскими качествами, Фролов привлек к "расколу" внимание значительной части тогдашней православной молодежной тусовки Москвы. Сейчас Кирилл Фролов категорически отрицает эти факты своей биографии, с какой-то подозрительной озлобленностью "обличая" "адептов суздальского раскола". Более того, "сатанинской сектой" и "церковью антихриста" теперь, по его мнению, является именно РПАЦ. Риторика осталась прежней, а объект сменился на противоположный.
К "суздальскому" периоду биографии Фролова относятся первые скромные пробы пера. Уже в тех ранних филиппиках, разоблачающих заговор канадского историка Поспеловского против русского православия, угадывается стиль, которому Фролов верен по сей день.
ВЫБОР
Возвращение Кирилла Фролова в официальную РПЦ стало результатом разочарования в РПАЦ как в узком междусобойчике. Активность и пассионарность будущего идеолога новых патриотов лучше подходили для "большой Церкви", играющей заметную социально-политическую роль в современной России.
Став пресс-секретарем СПГ и "научным сотрудником Института стран СНГ" (институт - общественная организация, которую возглавляет профессиональный "борец за права русских" Константин Затулин), Кирилл Фролов вынужден был адаптировать свой радикализм к респектабельности своего нового положения. Призывы пойти кого-нибудь "замочить" звучат теперь из его уст только в частных разговорах. Основной идеей его официальных выступлений от имени СПГ (а в последнее время и от имени "Родины") стало постепенное превращение РПЦ в государственную Церковь России. Проблемы "абстрактных прав человека" или "свободного нравственного выбора" просто непонятны Фролову, равно как и политикам, пользующимся его шпаргалками. Одна из последних цитат идеолога СПГ: "Главное - добиться признания самим обществом, народом нашим невозможности "нравственного плюрализма", "двух мнений" по принципиальным вопросам веры, культуры и самой жизни".
Для решения таких серьезных задач Фролову, да и СПГ в целом, не хватает самой малости - денег. Обидно ведь, что в стране есть и "национально ориентированный" бизнес, и православные банкиры, а средств не хватает даже на борьбу с самыми микроскопическими секточками. В ближайшее время пресс-секретарь СПГ намерен, говорят, официально обратиться к сенатору Сергею Пугачеву с просьбой помочь деньгами - ну, хотя бы теми, что тот отсудил у политтехнолога Глеба Павловского, персонального врага Кирилла Фролова.
Конечно, борьба с "виртуальным расколом" не единственное направление деятельности идеолога СПГ и духовного консультанта "Родины". Признаки коварного заговора против РПЦ и русского народа он усматривает в призрачном проекте "Русский ислам", который Фролов выявил и разоблачил в недрах аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Пара фраз, брошенных советником Сергея Кириенко по вопросам конфессиональной политики Сергеем Градировским, выросла в жадном до поиска заговоров сознании Фролова в целый "широкомасштабный антиправославный проект". Его разработчики, как считает Кирилл Фролов, намерены на деньги богатых стран Аравийского полуострова сначала приучить россиян к мысли, что ислам так же традиционен для России, как и православие, а потом подорвать "духовную монополию" РПЦ.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Пока рано говорить о полном торжестве фроловских идей в блоке "Родина". Но несомненным успехом талантливого православного пиарщика является раскрутка СПГ, о котором до 2001 года не знал никто, кроме узкого круга специалистов да немногочисленных читателей православно-патриотических изданий. Первым пиар-экспериментом Фролова стало проведенное в мае 2001 года при поддержке ЛДПР шествие по Тверской в знак протеста против визита Папы Римского на Украину.
Вдохновленные первым опытом массового зрелищного мероприятия, православные граждане стали проводить регулярные пикеты у посольств Украины, Ватикана и Казахстана (это когда Папа собрался посетить другую "братскую республику"). Апостольскую нунциатуру даже пытались забросать какой-то гадостью. Но на антикатолические мероприятия СПГ, ставшие дежурными, являлось все меньше и меньше сознательных граждан, а перспектива проводить пикеты с участием 10-15 человек казалась опасной с точки зрения пиара. Поэтому руководство православных граждан переключилось на борьбу с органами образования, требуя включения в школьную программу "Основ православной культуры" с последующим их переименованием в "Закон Божий".
По мере вовлечения СПГ в большую политику, а особенно после триумфа "Родины" на думских выборах, на смену шумным акциям пришли парламентские методы борьбы. Руководство СПГ сосредоточилось на разработке всяческих программ и наказов, снабжая религиозно не просвещенных лидеров "Родины" готовыми наборами традиционалистских лозунгов. Религиозный фактор, который многие российские политологи уже было списали со счетов, оказался неожиданно востребованным той политической силой, которая провозгласила опору на традиционные ценности и "возрождение общинности".
На своем Всероссийском совещании в конце января СПГ официально поддержал кандидатуру Сергея Глазьева на президентских выборах. С одной стороны, это логичное решение - ведь Глазьев сопредседатель Союза. Но с другой стороны, такое решение ставит СПГ в весьма щекотливое положение. Дело в том, что эта организация никогда не допускала и мысли о какой-либо оппозиционности действующему президенту. В своих документах СПГ называет его "первым православным президентом", "благочестивым мирянином", "покровителем православия". Анализируя наказ, который дал Союз Глазьеву, можно понять, какие именно претензии имеют православные граждане к Путину: от Глазьева требуют добиться безвозмездной передачи РПЦ земель, в которых она нуждается, наделения ее всяческими налоговыми льготами, введения повсеместного преподавания "Основ православной культуры", запрета нападок на РПЦ в СМИ.
* * *
Феномен Кирилла Фролова как православного идеолога "Родины" - это не только признак страшного интеллектуально-кадрового голода в среде левой оппозиции, но и сигнал о том, что политическое православие рано списывать с политтехнологических счетов. В руках радикалов и проходимцев это архаичное оружие еще может выстрелить.

РЕКЛАМА